Эксперимент

3 грудня 2009 09:47   Переглядів: 2309
Мітки: master and servant
Здравствуйте все!
На данный пост меня вдохновил не столь давно увиденный мною немецкий фильм «Эксперимент».
Суть фильма в следующем:
В ходе научного эксперимента 12 обыкновенных людей добровольно становятся на две недели «заключенными» тюрьмы, в то время как 8 таких же добровольцев становятся надзирателями. Задача первых — соблюдать правила тюремного режима; задача вторых — поддерживать порядок. Но человеческая природа берет свое и эксперимент выходит из-под контроля: под бесстрастными взглядами ученых надзиратели упиваются властью, унижая заключенных, и в тюрьме назревает бунт…
Данный фильм снят по реальным событиям, о которых в свое время нам в пед.университете рассказывали преподаватели психологии. Эксперимент проводился в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо в Стэнфорде; позже его проводили сами психологи на своих же студентах уже в Великобритании. Во всех случаях привлекались добровольцы, и во всех случаях эксперимент был досрочно завершен, ибо уровень жестокости одних и моральная травмированность других зашкаливали.
Посмотрев этот фильм, мне подумалось, что подобный результат эксперимента с легкостью мог бы повториться на любой из наших с вами работах, если условно разделить коллектив на заключенных и надзирателей. Причем ,даже, если друзей-сотрудников поставить по разные стороны «баррикад».
Не находите?)))

Додати в:
 

Коментарі (57)

Додати коментар
seriks 3 грудня 2009 г. (10:17) #[1]
Жутко-шикарный фильм! До сих пор вспомню вздрогну...
Кстати рекомендую к просмотру, но только людям с устойчивой психикой))))
bigdog 3 грудня 2009 г. (11:02) #[2]
Відповідь на [1]
Извините, но Эксперимент - говно. "Так не бывает" (с)
lesya 3 грудня 2009 г. (11:08) #[3]
Відповідь на [2]
еще и как бывает...
bigdog 3 грудня 2009 г. (11:34) #[4]
Відповідь на [3]
Леся, всегда и везде есть лидер - человек, который возглавит стаю себе подобных. Если лидер - обиженный мyдак, последствия не трудно спрогнозировать. Но случается и такое, что лидер - человек умный. При грамотном подходе один умный заруливает десятерых сильных.

Вывод такой, что очень плохо, когда у власти стоят не умные, а обиженные и ущемлённые. Последние хорошо себя проявляют в общественных уборных, когда срут мимо унитаза, в офисе, когда распечатывают себе книжку на рабочем принтере и тд.

Опыт показывает, что перевоспитанию взрослые обиженные не поддаются, поэтому их приход в руководящее кресло влечёт большие проблемы. На практике таких случаев крайне мало - опытные руководители (лидеры) за версту видят гнилые кадры и дальше менеджера среднего звена их не подпускают.

Лично мне смешно смотреть не дешёвые закидоны в "Эксперименте" - есть задача, за выполнение которой дадут денег. Есть условия, которые необходимо соблюдать, чтобы денег отвалили по полной. Если в могу - кака, то таки да - фильмы типа "Экперимент" будут и дальше нумероваться и находить своего зрителя.
lesya 3 грудня 2009 г. (11:43) #[5]
Відповідь на [4]
Саша,ты абсолютно прав в первых трех абзацах.
Касаемо фильма-его прелесть лишь в том,что он снят по мотивом реальных событий.И мне было очень интересно его смотреть по студенческой памяти-когда мы анализировали и разбирали эксперемент Филиппа Зимбардо,кторый,к слову получил докторскую степень за него.
В этом-то и дело,остаться порядочным в любых условиях: будь-то начальник,или подчиненный,сотрудник,друг...
Среди "надзирателей" ведь тоже не все садистами стали,большинство пошло на поводу у двоих,а один взбунтовался...

bigdog 3 грудня 2009 г. (11:51) #[6]
Відповідь на [5]
В этом-то и дело,остаться порядочным в любых условиях: будь-то начальник,или подчиненный,сотрудник,друг...

Это твоя самая глваная ошибка - не в порядочности дело. Важно выполнить задание. Задание у каждого своё. Если человек мyдак, то на определённом этапе у него включаются эмоции (комплексы, ...). Эмоции не допустимы при выполнения задания - мозг работает только в одном направлении - есть цель и она должна быть достигнута. Не надо приписывать человеческие качества роботам, выполняющим свои функции.

Среди "надзирателей" ведь тоже не все садиставми стали,большинство пошло на поводу у двоих,а один взбунтовался...


Мир состоит на 95% из дураков. Это, конечно, надо учитывать.
lesya 3 грудня 2009 г. (11:54) #[7]
Відповідь на [6]
может и ошибка...
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:02) #[8]
Відповідь на [7]
а почему задачей не может быть порядочность?
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:30) #[9]
Відповідь на [8]
Потому что не может быть задачи - быть человеком.

Быть порядочным - и есть быть человеком.
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (15:40) #[10]
Відповідь на [9]
может быть задача остаться порядочным.
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:00) #[11]
Відповідь на [5]
не знаю.. конечно, прав насчёт лидеров бигдог, но в данном контексте лидеры могут оказаться по разные стороны баррикад и тогда война.. что и произошло в этом эксперименте, насколько я помню. а про обиженных - это полная чушь. человек или ломается или делает выводы и живёт себе нормально дальше. проблема нынешних марионеточных рулевых - страх. их держат "на крючке" и со страху они готовы на любую подлость.
lesya 3 грудня 2009 г. (12:09) #[12]
Відповідь на [11]
согласна.
хотя страх-мощнейшая отрицательная эмоция,еще и,как говорят психологи,направленная на себя,способная преобладть и блокировать положительные ...
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:15) #[13]
Відповідь на [12]
да понятно, что они больные)))
Oleg_Fedorenko 3 грудня 2009 г. (11:13) #[14]
Відповідь на [2]
«А вот моё реалити-шоу реально было крутым!»
(В.И.Ленин, избранные мысли с того света)

«Буде Ющенко – буде Україна!»
(В.А.Ющенко, бред с этого света)
seriks 3 грудня 2009 г. (13:02) #[15]
Відповідь на [2]
Извините, но Эксперимент - говно.

абсолютно не говно, а всего лишь правда.

"Так не бывает" (с)
 именно что бывает сплошь и рядом, вспомни казарму, жэк, паспортный стол..... и во всех каментах содержится тому подтверждение, ВСЕ сталкивались с такими "экспекриментами". Разница лишь в том, что могут либо прямым насилием давить, либо парашу мыть заставить, либо 20 справок собрать заставить (не сообщив что 1 заменяет 4, или у седьмой вообще форма поменялась), либо заявить "что талончики на сегодня закончились, и со своими 39.5" приходите завтра в порядке очереди, а на завтра талончиков еще  не выписали....

эти 95% могут проявлять себя в разной степени и формах, человеческий вид наделен шикарной фантазией))))
Согласен с твоими мыслями и доводами, не согласен лишь с одним "Эксперимент" совсем не говно.

bigdog 3 грудня 2009 г. (14:23) #[16]
Відповідь на [15]
абсолютно не говно, а всего лишь правда.

В таком случае необходимо срочно снять серию кинолент "Вода жидкая", "Земля круглая" и  "Смерть неминуема".

именно что бывает сплошь и рядом, вспомни казарму, жэк, паспортный стол.....

В элитных частях - элитный порядок.

Когда в стране бардак - появляются ЖЭК и паспортный стол. Нужно ли говорить, что при Сталине бы за такое расстреляли? ;)

и во всех каментах содержится тому подтверждение, ВСЕ сталкивались с такими "экспекриментами".

Это, камрад, не эксперименты. Это - суровая правда жизни. Но ты прав, можно провести эксперимент - только многие ли хотят того самого "порядка", за который надо будет заплатить высокую цену?

эти 95% могут проявлять себя в разной степени и формах, человеческий вид наделен шикарной фантазией))))

Если у руля - крепкий рулевой, быть порядку. В противном случае - буйным цветом расцветут "шикарные фантазии".

Согласен с твоими мыслями и доводами, не согласен лишь с одним "Эксперимент" совсем не говно.


Кино для подростков. Извините.
seriks 3 грудня 2009 г. (16:03) #[17]
Відповідь на [16]
Ну извините, мы и помладше будем...))))))))))
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (13:41) #[18]
Відповідь на [2]
у нас так бы не было. было бы иначе. а там германия. все дерьмо глубоко внутри.
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:25) #[19]
Відповідь на [18]
Может быть для цивилизованных европейцев это - откровение. У нас такое - сплошь и рядом. Эксперименты ставить не имеет смысла.
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (15:35) #[20]
Відповідь на [19]
да, у нас в крови богатый опыт поведения в экстремальных ситуациях ;-) было бы там парочку выходцев из совка - быстро бы порядок навели.

а для "цивилизиованных" немецв и  остальных европейцев этот фильм - откровение.
Recruter 3 грудня 2009 г. (10:58) #[21]
Уже вышел второй Эксперемент, про то как один учитель в школе рассматривая тему диктатуры решил провести экперемент со своим классом по внедрению элементов диктатуры. В итоге получил маленький школьный фашизм.

А вообще то все правильно, еще Эрик Фромм говорил, что пока человечество не придумало новой формы существования кроме начальник-подчиненный, всегда будет процветать элементы авторитарности, садизма, унижения и т.д. Фильм действительно заставляет задуматься где ты настоящий - в роли или в жизни, а если в роли ты такой, то почему в жизни не такой. У нас в культуре это проверяется просто - хочешь узнать человека назначь его начальником.
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:05) #[22]
Відповідь на [21]
вобще в идеале  отношения между подданными и правителем построены на основе любви.. немотивированное насилие, волюнтаризм ради волюнтаризма, а тем более садизм - это всё извращения идеального миропорядка..
Recruter 3 грудня 2009 г. (12:20) #[23]
Відповідь на [22]
Вопрос как раз об идеальности такого миропорядка. Есть только вертикаль царь-народ, начальник-подчиненный, муж-жена, родитель-ребенок, хозяин-собака... Другого миропорядка не существует. всегда находится тот кто доминирует, кто стоит вверху. Но идеален ли он и почему до сих пор со всемен Платона ни кто не придумал альтернативы 
lesya 3 грудня 2009 г. (12:30) #[24]
Відповідь на [23]
почему до сих пор со всемен Платона ни кто не придумал альтернативы

Потому что это в природе человечекой и не только человеческой,и эксперемент тому докозательство.Мы же все практически постоянно сталкиваемся,когда "маленький" человек,почувствовав власть над нами начинает куролесить,будь-то в жеке,регистратуре и т.п.
nindzy 4 грудня 2009 г. (18:38) #[25]
Відповідь на [24]
в действительности иерархия истинна, потому что мы элемент системы и элемент подчинённый. бог-природа-человек-сознание  - таково устройство мира и, соответственно, такова идеальная схема построения и общественного устройства..
Oleg_Fedorenko 3 грудня 2009 г. (11:00) #[26]
«Эксперимент», 2000 г., 120 мин., Германия, режиссер: Оливер Хиршбигель. Кассовые сборы: 11,6 млн. $.
«Эксперимент-2», 2008 г., Германия, режиссер: Деннис Ганзель. Кассовые сборы: 26,2 млн. $.


Вообще-то всю историю цивилизации рядовые граждане являются подопытными кроликами в ходе критических экспериментов политиков…
lesya 3 грудня 2009 г. (11:12) #[27]
Відповідь на [26]
политики-то понятно..Чего стоит эксперемент с "майданом" или свеженький с "масками и гриппом"...
Тут немного другая тема,более узкая, что ли..именно межличностных отношений...
Oleg_Fedorenko 3 грудня 2009 г. (11:19) #[28]
Відповідь на [27]
У-у, речь там отнюдь не о межличностных отношениях. Суть явления – игнорирование базовых человеческих ценностей людьми, наделенными властью и свято верящими в необходимость своей миссии.
Так что когда мы говорим о том, что власть и народ существует в параллельных пространствах, то речь по сути и идет о таком же эксперименте…
lesya 3 грудня 2009 г. (11:30) #[29]
Відповідь на [28]
да,там о власти,о человеческих ценностях.Но на первый план выходят-то именно человеческие слабости,комплексы,отнюдь не о какой-то миссии...По крайне мере я это не увидела.И потом фильм снимался на основе научного "лабораторного" эксперемента.У меня мнение сеорее сходится с Recruter .
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:09) #[30]
Відповідь на [29]
дело в том, что уже до начала эксперимента все его участники были "инфицированы" собственными комплексами, верованиями и т.п. для того, чтоб у становилась гармония необходим был хотя б один здоровый элемент, введённый в данную среду.. увы, но такие элементы крайне редко встречаются и им обычно не до экспериментов, - итак есть чем заняться
lesya 3 грудня 2009 г. (12:11) #[31]
Відповідь на [30]
во-первых,участники не знают о комплексах друг друга,во-вторых в реальном  эксперементе (в фильме это тоже показали) заключенные были с более сильным психотипом.
nindzy 3 грудня 2009 г. (12:17) #[32]
Відповідь на [31]
Леся, не смеши. сейчас, как верно бигдог заметил (только я б цифру поставил 99,9%) люди больны.. а в экстремальной ситуации даже маленькие проблемы превращаются в гигантские обстоятельства.
lesya 3 грудня 2009 г. (12:22) #[33]
Відповідь на [32]
ну дак об этом же и фильм!!!что ж тут смешного?я никого не защищаю и не осуждаю)))
jenja 3 грудня 2009 г. (11:21) #[34]
а я бы разделил сотрудников на работе. Или хотя бы поменял местами на денек начальников и подчиненных. Что было бы.... 
bigdog 3 грудня 2009 г. (11:38) #[35]
Відповідь на [34]
Вот наглядная ситуация затаившейся мести.

Человек, достигнув определённого уровня, сам легко перешагивает через "начальство" и идёт вперёд.

Но обыкновенно человек не хочет ничего достигать - хочет лишь отыграться, побыть в начальственной шкуре.
jenja 3 грудня 2009 г. (12:10) #[36]
Відповідь на [35]
Сань, месть это лишь желание не более того.
а как человек может достигнуть уровня и перейти через начальство. если оно над ним? 
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:11) #[37]
Відповідь на [36]
месть это лишь желание не более того.

Желание чего?

а как человек может достигнуть уровня и перейти через начальство. если оно над ним?

Можно стать таким же умным, как начальство.

Можно стать таким же богатым, как начальство.

Можно уйти из-под начальства и двигаться параллельно.

Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (13:30) #[38]
Відповідь на [34]
почти во всех военных частях есть день, когда духи становятся "дедами" а деды "духами". на один день всего.

особо оговаривается, что никто мстить за чрезмерный разгон на следующий день не будет. но я не слышал, чтобы это выливалось во что-то из ряда вон. деды отлично играют роль духов, наглядно демонстрируя молодым, что все они умеют и все знают, а вот духи раскрепоститься как правило не могут...

в твоем примере та же история возможна. поменяешься ты с начальником местами и тут же получишь урок как нужно выполнять твои обязаности. если начальник не совсем сбоку пришел канешн.
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (13:21) #[39]
у меня такое впечатление, что не о том вы говорите. эксперимент был для того, чтобы заставить всплыть дерьмо. и оно всплыло.

я сморел давно, остались тоьлко общие впечатления, но все время меня мучила одна мысль: неужели эти перцы не понимают, что это все временно, и униженный ими персонаж может потом "на воле" некисло отыграться?

ну, и условности бесили.

а вот насчет того, правда это или нет, приводит, не приводит, то рекомендую вспомнить совсем недавний скандал с иракскими заключенными и амриканскими охранниками.
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:08) #[40]
Відповідь на [39]
ксперимент был для того, чтобы заставить всплыть дерьмо. и оно всплыло.

Оно всегда на виду. Не замечают его только эльфийский народ, который с миром людей не пересекается.

неужели эти перцы не понимают, что это все временно, и униженный ими персонаж может потом "на воле" некисло отыграться?


Это кино для эльфов - они не понимают.

а вот насчет того, правда это или нет, приводит, не приводит, то рекомендую вспомнить совсем недавний скандал с иракскими заключенными и амриканскими охранниками.

Сильный всегда обижает слабого. Сильный всегда прав. Так всегда было и будет.

Лично меня удивляет, что для многих это - открытие.

lesya 3 грудня 2009 г. (14:33) #[41]
Відповідь на [40]
Дело не совсем в кино,и опять же,в который раз- кино снято по реальным событиям,причем тут эльфы и подростки?
А сильным можно оставаться и по разные стороны баррикад.
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:45) #[42]
Відповідь на [41]
Дело не совсем в кино,и опять же,в который раз- кино снято по реальным событиям

О чём это говорит?

причем тут эльфы и подростки?

И те и другие смотрят на мир незамутнёнными глазами.

А сильным можно оставаться и по разные стороны баррикад
.

Не можно, а нужно.

lesya 3 грудня 2009 г. (14:48) #[43]
Відповідь на [42]
да,нужно,вот и я об этом же...))))
bigdog 3 грудня 2009 г. (14:57) #[44]
Відповідь на [43]
[утирает пот]

:)
lesya 3 грудня 2009 г. (15:02) #[45]
Відповідь на [44]

Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (15:37) #[46]
Відповідь на [40]
вот как раз и не так. там у них вовсе не все на виду.
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (15:48) #[47]
Відповідь на [40]
Нет, Шура. Сильный, вернее здоровый, мyдак обидит слабого, сильный человек - нет. Вся эта хрень от безделия и безнаказанности. Этот момент в фильме не освещен. А должен бы.

Потому что всегда нужно помнить о том, что за слабого может вступиться сильный, о том, что доведеный до  отчаяния слабый может превратиться в зверя, которому нечего терять и т.д.
lesya 3 грудня 2009 г. (16:31) #[48]
Відповідь на [47]
Сила человека заключается в контроле эмоций в том числе.Я видела в соей жизни людей,как говоря,т "каменных",но при определенных условиях они превращались в напуганных и беззащитных,впадая в истерику...
В состоянии аффекта-нагрубить,ударить-элементарно.Стыдно будет потом,если будет...
И я тожде считаю,что сильный слабого не обидит.
Скажу честно,с одной строны мне было б интересно(как интересующейся психологией) поучаствовать в таком эксперементе,но не уверена,что решилась бы-таки.
Собственно,в жизни,мы и так оказываемся в   несколько подобных условиях то в той,то в другой роли.
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (16:37) #[49]
Відповідь на [48]
Котвал в чем-то похожем участвовал, как-то рассказывал здесь. можно поинтересоваться из первых рук.
lesya 3 грудня 2009 г. (16:40) #[50]
Відповідь на [49]
это был тренинг....
мы обсуждали с ним это тут в блогах...подобные упражнения и я встречала как на факультете,так и на тренингах...
Riesenschnauzer 3 грудня 2009 г. (16:46) #[51]
Відповідь на [50]
да, но он ничего не сказал о "внутренних" ощущениях, насколько легко было обуздывать желание заехать кому-то в лыч  и все такое
lesya 3 грудня 2009 г. (16:50) #[52]
Відповідь на [51]
интересно ,насколько отличны(или наоборот) эти ощущения у мужчины и женщины...Мне тоже иногда хочется заехать кому-тоНо хотеть-то одно,а взаправду заехать,совсем другое...)
kotval 3 грудня 2009 г. (17:34) #[53]
Відповідь на [51]
я не в счет: мне ничего не стоит сдержать свое желание заехать в лыч по перманентной причине отсутствия оного.

я наказывал физически в семье (до 35 - 37 лет) своих детей и своих животных. но это связано с концепцией воспитания.

подобные упражнения и я встречала как на факультете,так и на тренингах...

в течение двух с половиной месяцев? это, лесечка все же специальный тренинг, с погружением до дна.

внутренние ощущения меняются, к концу первой недели у меня, например, паника от ощущения безвыходности ситуации исчезла полностью, кстати, навсегда. осталось эдакая странная готовность потратить огромное количество времени и усилий на растолковывание партнерам ситуации. в конце этого коридора мог ждать тупик, в смысле: друзья тупили. я тогда расслаблялся, складывал руки и предоставлял вселенной провести с ними практическое занятие. это было больно, и помогало на процентов 40. люди - удивительно упрямы в заблуждениях.

не люблю оказываться правым таким образом. 

lesya 3 грудня 2009 г. (18:49) #[54]
Відповідь на [53]
в течение двух с половиной месяцев? это, лесечка все же специальный тренинг, с погружением до дна.
Что вы!то все был детский лепет,так, некая, временная ,с часик ,проекция,собственно, ни к чему не обязывающая.Кому надо, тот делал выводы,кому нет-соответственно нет.Я свои выводы относительно себя сделала,и даже что-то открыла..
У вас же,дорогой друг, мега-серьезно,и уже не напоминает игру...
А заблуждения...мне стало казаться,что при переубеждении люди лишь усиливаются в своих позициях,и споры ,а порой и ссоры,здесь , в блогах ,лишь утвердили  меня в этом. Мнимые убеждения рассееваются  чаще в собственных  жизненных уроках.
Хотя,возможно,я заблуждаюсь

kotval 3 грудня 2009 г. (21:39) #[55]
Відповідь на [54]
 да нет, скорее всего не заблуждаешься.

но человеки все равно имеют право на анонс. иногда (редко!) иной и воспользуется.
margarett 3 грудня 2009 г. (22:51) #[56]
Пост супер, фильм хороший, еще рекомендую у кого время есть сериал "Побег" тоже про тюрьму и про порядочность и про то как добро становится злом и наоборот... подбор актеров просто зебестовый!!!! Да вся жизнь эксперимент, а печальнее всего... что каждая серия - это каждый день и каждый час .... и это да...и это реальные события))) Желаю Всем нам мудрости и сил...
lesya 3 грудня 2009 г. (23:45) #[57]
что каждая серия - это каждый день и каждый час .... и это да...и это реальные события))) Желаю Всем нам мудрости и сил...

да.Спасибо!Иногда очень трудно быть здесь и сейчас)
 

Ваш коментар

Ім'я:
Коментар:
  Якщо у вас не виходить залишити коментар,
будь ласка, оновіть ваш браузер до останньої версії