МЫ
При Союзе у нас был стадный инстинкт. Мы вместе стояли в очередях, вместе спали на собраниях, вместе маршировали на парадах, вместе вступали в октябрята, пионеры, комсомол, все пацаны служили в армии, поддерживали Анжелу Дэвис и Луиса Корвалана...
Слово МЫ означало всех советских людей, а ОНИ – остальной агрессивный мир.
Сейчас слово МЫ, употребляется редко и кого имеет в виду не очень понятно. Поэтому появляются вопросы уточнения, типа, кто это МЫ?
Мы говорим по-русски. Кто это мы?
Мы православные. Кто это мы?
Мы небезразличные к будущему. Кто это мы?
Мы хотим жить лучше. Кто это мы?
Мы выбираем европейский путь. Кто это мы?
Да любой лозунг вставь (мне нравиться наше вставляй) – не работает, без следующего вопроса.
А вот когда говорят ОНИ, просыпаются в сознании все те же агрессивные империалисты (сегодня - финансисты, политики, миллионеры).
И что?
Сказать что все были от этого счастливы как в романе Замятина МЫ? Так нет. Хотелось выпендриться, выделится. Волосы длиннее, виски короче, штаны моднее, послушать не популярное, посмотреть запрещенное хотелось.
Умным не хотелось. Они были слишком умны для этого. Они собирались на кухнях, читали неизданные стихи, передавали друг другу запрещенную литературу, рассказывали политические анекдоты. Они не чего не распространяли, ни за что не агитировали. Они были слишком умны для этого.
Разграничение проблемы убило наши стадные инстинкты.
Это не моя проблема, и все.
Или классическое – твои проблемы.
Не поиск совместного решения, а разграничение - это мое, а это уже не мое. При психотерапии, кстати, это очень помогает вывести человека из зависимости от СуперЭго. Вообще-то при СССРе такое слово как проблема не применялось в обиходе вообще. Не потому что проблем не было, а потому что оно было американизированным, не ложилось на язык. Знаменитую песню АС DC Problem Child мы переводили как трудный ребенок. Слово проблема было академическим и не применялось в обиходе. И проблем у нас не было.
Сегодня нас не только раздробили на личности, или как принято называть в академических кругах индивиды, так еще и страну разграничили.
Индивидуальность это конечно хорошо. Можно самореализоваться, самоутвердиться, самого себя сделать.
Но когда индивидуальность становиться слишком оторванной от общества, приобретает черты характера, поглощает личность - это уже патология. Нарциссизм, эгоизм, безразличие, пофигизм, заносчивость, надменность.
Мы постоянно балансируем между крайностями (хочется спросить кто это мы?). как бычок Агнии Барто. Постоянно ведем борьбу за свою душу.
Что бы не скатиться в пропасть.
Одну или другую.