Пастырь овец православных
По прозрачной реке, где видно колышущиеся от течения водоросли, словно дым расплывается пролитое где-то сверху течения молоко. На берегу реки стоит самая младшая приемная дочь отца Александра, спасенная им из концлагеря Саласпилс и смотрит, как странного вида человек доит убитую немцами корову. Человек этот пленный русский солдат, блаженный. Он передает котелок с молоком девочке и скрывается в толпе пленных . Из котелка проливая молоко на себя пьют русские пленные и немецкие солдаты и офицеры , среди которых наблюдает за этим и сам отец Александр.
Они проливают молоко в реку и оно «дымит» туманно покрывая прозрачное дно и чистоту воды. Пленные и немецкие солдаты в тумане бредут куда-то мимо священника. Отец Александр видит убегающую приемную дочь и спешит за ней. Его провожают взглядом страшные раненные русские пленные и немецкие солдаты. У одного из немцев камера, которой он снимает. Девочка идет по берегу с котелком полным молока надоенного из убитой коровы, на заднем фоне солдаты медленно проходят по мосту реку «Ситкс» на другую стороны. Девочка останавливается на пригорке и оглядывается, как бы приглашая отца Александра последовать за ней. Картина меняется со светлой на мрачную. Солнце заходит освещая последний раз светом землю.
За пригорком видна поднимающаяся вверх воронка света. Камера поднимается на пригорок и открывает огромное поле заполненное бесчисленной массой людей стремящихся к этой воронке. А по краям поля нагибаясь словно живые, клоняться и шатаются сторожевые вышки нереально высокие. Где то чуть поодаль валит густой дым. Сцена сильно напоминает Мордор Питера Джексона. Отец Александр взирает на это со страхом и непониманием.
Такой сюрреалистический сон приснился однажды отцу Александру .
Наиболее сильный, на мой взгляд, эпизод из фильма Владимира Хотиненко «ПОП» с Сергеем Маковецким и Ниной Усатовой в главных ролях. Это как бы квинтэссенция всего пережитого отцом Александром, а значит и увиденное зрителем.
По словам В. Хотиненко, фильм "…наверно в первый и последний раз демонстрировался под названием «Преображение» на фестивале «Окно в Европу», поскольку его прокатное название, указанное в афишах — «Поп». «Преображение» же было названием рабочим. На названии «Поп» настояли прокатчики, как раз для молодого поколения, как ни странно.»
Поп, слово не обидное, говорит режиссер, ведь его перевод - «пастырь овец православных», что по сути так и есть.
Везде написано, что Псковская православная миссия - одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. По приказу Альфреда Розенберга, главного идеолога нацизма с одной стороны и Павла Судоплатова, главного диверсанта Советского Союза с другой стороны. Но была и третья сторона. Третья сторона - это сами священники с их совестью, верой, святостью, бескомпромиссностью, любовью.
Вот такая шахматная партия.
Когда отец Александр на предложение митрополита Сергия (Воскресенского) возглавить миссию при поддержке оккупантов отказывается, митрополит говорит: - Народу нашему под немцем совсем плохо будет, так разве можем ли мы оставить его еще и без Божьего утешения?
Через главного героя отца Александра Ионова показана не только его неподдельная любовь к жене и деятельность всей Псковской православной миссии, но и жизнь в оккупации простого народа, взаимоотношение людей разных идеологий (да и не только идеологий, а просто духовных формаций), земная природа, природа православия, природа простого каждодневного человеческого подвига, не требующего награды, а идущего от всего сердца.