Свято кресло пусто не бывает или Теперь Джульета ты можешь смеяться
Когда я был маленьким мальчиком, я всегда с нетерпением ждал, когда родители принесут из библиотеки книги.
Папа и мама примерно раз в неделю ходили в библиотеку и приносили по три-четыре книги за раз.
Папа читал в основном военные мемуары и детективы, мама, что в прочем понятно, советские любовно-производственные романы, если можно так сказать.
Меня интересовали книги с картинками. И только они.
Это все специфическое детское развитие абстрактного мышления, особенности восприятие информации, визуализация образов.
А еще дома были пластинки со сказками и слушая их я мог спокойно рисовать в своем изображении какие угодно картинки.
Но так ли далеко мы ушли из этого самого детства?
Сегодня картинка побеждает текст.
Например, блоги без картинки не читаются.
Много букв – не читаются.
На это направлены и всевозможные технические новинки, все эти пиксели, скайпы, даже банальные анекдоты и те уже сопровождаются визуальным рядом.
Кто-то из современных российских режиссеров заметил, что развитие кино пришло свой путь от первого знаменитого фильма Прибытие поезда к… Прибытию поезда сегодняшнему.
То есть, то для чего был выпущен тот первый фильм – удивить, испугать, показать невиданное доселе зрелище - делается с теми же целями и сегодня.
(Последние яркие примеры Аватар, Гравитация, Сталинград).
Кино как искусство, о котором говорил вождь мирового пролетариата, развиваться не хочет (или не может) в силу своей не востребованности (читай не окупаемости) в рыночном (коммерческом) мире.
Замятин сказал, что легко эпатировать буржуазию, а вы попробуйте эпатировать пролетариат.
Попробовали.
Буржуазии не осталось.
Даже скромного ее обаяния не осталось.
Только какой-то смутный объект желания.
Однако сегодня, не смотря ни на что, встречаются еще режиссеры, для которых Прибытия поезда лишь первые кадры Анны Карениной.
Одним из таких режиссеров новой итальянской интеллектуальной волны, на мой взгляд, является Паоло Соррентино.
Как прилежный ученик Соррентино изучил свою родословную - классику неореализма Феллини, Антаниони, Пазолини и решил подобрать выпавшее из скоропостижно ушедших рук киноклассиков знамя интеллектуально-зрелищного, реалистического кино Италии и начал снимать.
Нашелся и современный Марчелло Мастрояни, в лице изумительно пластичного Тони Сервилло, которого часто именую хамелеоном, за мастерство перевоплощения.
Соррентино не просто начал снимать, он начал бомбить кинофестивали шедеврами.
Когда я впервые посмотрел фильм Соррентино, я понял, что кино как искусство выжило, просочилось ручейком, оросило зачахшие ростки и они дали всходы. После этого превосходного визуального зрелища, сравнимого с картинами художников, я объявил охоту на фильмы Соррентино.
Где бы те был
Главный герой в исполнении Шона Пена, вышедший на пенсию знаменитый рок-готик-эмо-музыкант, отправляется в Америку искать нацистского преступника, которого в свое время не успел найти только что умерший, прошедший концлагерь отец.
Изумительный
О последних годах правления «вечного» премьер министра Италии Андриотти с блистательный Тони Сервилло в главных ролях.
Последствия любви
Успешный биржевой брокер решил продать танкер с нефтью. Поскольку миллионов его партнеров оказалось мало, брокер занял миллиард у мафии и … прогорел. Мафия, понимая, что он деньги не прикарманил, не стала его убивать, а отправила в Швейцарию, поселила его в отеле, купила ему беху, открыла счет в банке.
И так жил бывший биржевой брокер лет пятнадцать. Единственной его задачей было раз в месяц отвозить чемодан с десятью миллионами долларов в банк и класть на свое имя.
Все.
Но у Сорренитино это все го лишь предыстория.
Друг семьи
Некая помесь Скружда , Плюшкина с внешностью Квазимодо, злой и коварный ростовщик Джеремия неожиданно поддается нежному чувству.
Теперь жду выдвинутую на Оскар от Италии Великую красоту.
Короче, Соррентино стал для меня вторым любимым итальянским режиссером после Торнаторре (его я полюбил первым сразу после Нового кинотеатра «Парадизо») снимающим итальянское кино после Феллини.
Кстати отсмотренное недавно Лучшее предложение (композитор Морриконе ушел именно к нему), доставило мне массу удовольствия.
Многие критики до сих пор еще не определились, кого считать вторым Феллини. Я бы все таки отдал первенство более сложному скроенному и гротесковому Сорентино, с его невероятными дорогими интерьерами, обворожительными персонажами, сложными операторскими ракурсами, глобальными минутными эпизодами.
Сегодня большинство про яркие костюмы, дорогие декорации, массовки уже не печется.
Дорого.
А вспомните Клеопатру с Элизабет Тейлор (многие до сих пор считают этот фильм самым дорогим в истории кино, если пересчитать курс доллара 1963 года к сегодняшнему), оскараносную Жижи (картинка как праздник), эпический Гиттесберг (честно говоря, думал, что знаменитая атака Пикетта будет показана более кровожаднее, типа как батальные сцены в корейской 38 параллели), нашу Войну и мир (на костюмах массовки сняли с десяток фильмов).
Все уже настолько привыкли к блеклым картинкам и нарисованным декорациям, что перестали ощущать реальность. А между тем эстеты из фильмов Соррентино и Торанторе живут и поныне в окружении красивых вещей.
И свои виллы они выставляют для всеобщего обозрения и посещения туристов.
Понимаю, что искусство стоит дорого (вон как заломили цену на выставку Сафронова) и многим не по карману.
Но красота-то общедоступна.
А рамку для своего интерьера выбирайте сами.