Попытка медитации
Смотрел недавно фильм Белая лента Михаэля Ханеке, хотел так сказать помедитировать по-русски с пивом и рыбкой, а не получилось. Медленное и скучное повествование фильма (еще и черно-белое) завораживало каким-то подвохом, тайной мистикой и ожиданием чисто хенековского циничного исхода.
Как-то не посмотрел его раньше (золотая пальма Канн 2009), думал подобрать нужную гамму настроения, а тут само пришло. И вот медитируя (и одновременно хмелея) мне вспомнились слова Ханеке (точно не помню), что этот фильм, по сути, показывает то, как и почему мы пришли к нынешнему состоянию современной западноевропейской морали.
Ханеке конечно же говорит о своей любимой Австрии (или не любимой). На западе он больше известен как обличитель лицемерного капиталистического общества, показывающий его язвы и вскрывающий его нарывы, ну примерно как товарищ Пазолинни в Италии.
И вот четко ощущая рафтинг соленой рыбы в потоках холодного пива по ливневкам собственного желудка (ух ты, почти как Рабле написал) и беспринципно наблюдая за развитием сюжета с поразительно некрасивыми людьми и не менее некрасивыми их же действиями, я впал в некое состояние грусти.
Знаете, бывает, когда полное погружение в картину переносит тебя в то место и ты как бы начинаешь думать собственными мыслями в теле героя, находящегося в этой самой картине. Но ты то уже продвинутый, обизнанный. Ты же в этой веке. Ты сильнее, умнее, ты же видишь это все еще и со стороны.
И ты уже знаешь, что сегодня этим действиям уже дали название - абьюз. Оно конечно сложно переводимое даже для великого и могучего и несколько размытосмысловое, если так можно выразиться. Но суть его остается неизменной – нефизическое насилие (очень примерно).
Долго, помню, мы спорили с малоизвестными тогда психологами о точном семантическом смысле перевода данного термина, жаль не помню к чему пришли. Ну да ладно, главное, что запомнил я это слово с тех пор навсегда.
Так вот наблюдая как герои фильма изощренно, под прикрытием морали, нравственности, религии, семейных ценностей разлагают невинные детские души, превращая их в монстров (в фильме канун Первой Мировой, намек Ханеке более чем прозрачен), начинаешь поневоле смотреть на наше мирное беспробудное пьянство, беззлобный мордобой, какой-то патологический фатализм и беспечность уже другими глазами.
Шо с нас взять, мы ж как дети малые, шалопаи. И не взрослеем. Они вона куды вымахали, до капитализма с человеческим лицом, а мы все мечтаем о построении светлого будущего. Дали нам игрушку в виде социализма-коммунизма , как кубик Рубика, вот мы его и вертим. Но славянин усердный, упертый, если так не соберет, то разберет по частям, а потом сложит. Идея то сама по себе хорошая, можно даже сказать пока лучшая, что была придумана человечеством. Только вот нет в ней места деньгам. А деньги сегодня ни куда не денешь. Они рулят. Пока.
А потом думаю, почему это Ханеке дают за этот мрачный, обличающий западноевропейское общество фильм золотую пальмовую ветвь, но ни кто не решается сказать себе, что мы то сами, типа с усами. Нечего смотреть на славян такими глазами, будто увидели диковинку, лучше оглянитесь на себя, или из-за бревен не видно ничего? Типа дали тебе золотую пальмовую, это типа, того что да, мы прониклись темой, осознаем ее серьезность и задумываемся. Но менять систему мы не в праве, и не только потому, что у нас демократия, а потому что мы типа, культурой занимаемся, а не политикой. Да и религиозные бонзы на страже. Из Ватикана этак пальчиком махают, мол, ай-ай-ай, нехорошо про нас так снимать. Мы ж за инквизицию покаялись, как бы намекая, что если что, так мы можем и опять ее реставрировать, в ином виде, так сказать с человеческим лицом.
И становиться жалко, что когда к князю Владимиру, когда он решил выбрать религию, пришли послы различных конфессий (католики, иудеи, исламисты, православные) и рекламировали себя, не пришли только буддисты. Потому что им на фиг не нужно было приходить, чихать они со своей Джомолунгмы хотели на то, что кто-то выбирает для своего народа религию.
Все это хорошо написано у моего горячо любимого Павича в Хазарском словаре (Женский вариант). А буддизм то нам немного не помешал бы, есть у нас что-то близкое с ним. Ни кто ни кого ни чем не попрекает, ни чего особенного делать не заставляет, лежи себе под березой, медитируй. Помните как у БГ – на чем ты медитируешь подруга светлых дней.
А если кто ударит тебя по левой щеке? Ну и что? Будда вон говорил, что когда ломается ветка на дереве и падая бьет тебя по голове, ты ж не обижаешься. На кого обижаться? На дерево? На мир? На себя?
А вот вчера вечером выехали на покупаться на Снов, так тишина и покой просто оглушающие. Тихо-тихо, так в воду заходишь, чтобы не разбить гладь и паришь в прозрачной невесомости. И небо над тобой на весь экран. З D блин отдыхает. И шепотом разговариваешь, то бы не спугнуть тишину. А гремит это вовсе не гром, а крылья пролетающих над водой птиц.