Вопрос знатокам черниговской старины
Поджидая живущего поблизости товарища, поймал себя на мысли, что глядя на молодой и красивый березнячок на перекрестке улицы Пушкина и Гетмана Полуботка (Свердлова) мне все еще вспоминается стоящая там когда-то библиотека имени Островского.
Поскольку я жил неподалеку, она и стала главной библиотекой моего детства.
Были конечно и библиотека в подвальном помещении здания молочной лаборатории (или что там раньше было?) на Мситславской и в здании напротив в шахматном клубе при бывшем Горуксе. Когда Вицин из телика спрашивал как пройти в библиотеку, мне всегда было забавно, потому, что я знал все библиотеки своего района.
Но это были маленькие библиотеки и для взрослых (толстенные книги и без картинок).
А вот Островского была чисто детской.
Сначала я ходил в детский фонд на первом этаже слева. Справа был просторный и светлый читальный зал, где я переписал «Вий» Н.В. Гоголя, так мне хотелось иметь это произведение у себя.
Нет, «Войну и мир» я конечно не переписывал (хотя наверное было бы полезно), а вот некоторые стихи таки и да.
В читалку ходили главным образом посмотреть картинки в многочисленных советских детских журналах - Веселые картинки, Мурзилка, Барвинок, Костер, Пионер, Техника молодежи, Советский воин, Юный техник, а чуть позже и Крокодил, Перец, Советский экран.
Там же, читал в подшивках Пионерской правды фантастическую повесть написанную Киром Булычевым, совместно со всеми пионерами страны (и я отсылал, потом долго искал себя среди списка участвующих в написании главы).
В детском фонде главной удачей было дождаться, когда сдадут прочитанные книги. Приходит, например какой-нибудь пацан или девчонка со стопкой книг. А среди них заветные, потрепанные Оцеола вождь сименолов, или Остров сокровищ, или Квентин Дорвард, или Таинственный остров, или Человек невидимка, или Остров доктора Моро или Приключения Электроника, или Капитан-сорвиголова, или на худой конец почти эротическая Аэлита (потом ее сменила Таис Афинская ).
Хорошие книги и тогда были в дефиците.
Но так как это не всегда получалось с удовольствием зачитывались и Валентином Катаевым, и Львом Кассилем, и Вениамином Кавериным, и Николаем Носовым, и Александром Волковым (не Волков был по очереди особенно вторая часть – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», с цветными продавленными от копирок рисунками), Валерия Медведева, Ирины Токмаковой, Джеком Лондоном…
Многократно перечитывалась мною книга Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» с прекрасными иллюстрациями ( просто детский советский вариант 12 стульев) и Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». Очень нравилась мне книга Алексеева «Сто рассказов о войне». Много раз перечитывал.
Позже все гонялись только за фантастикой. Бесспорными бестселлерами были - Звездные дневники Йона Тихого Станислава Лемма, Фаэты Александра Казанцева, Страна багровых туч Стругацких, Голова профессора Доуля Александра Беляева, Туманность Андромеды Ивана Ефремова, Плутония Обручева, Маракотова бездна Конана Дойля, рассказы Роберта Шекли, Айзека Азимова, Рея Бредбери, Геннадия Гора, Игоря Росохватского…
А рисунки? Мы же знали самых крутых иллюстраторов поименно. Рисунки к романам Жюля Верна непременно Петра Луганского, рисунки к романам Казанцева и Стругатских только Юрия Макарова, рисунки шикарного Генри Метью Брока к Острову сокровищ и Зверобою.
Шепотом передавали друг дружке выдуманные истории обнаружения на стеллажах 2-го взрослого этажа, полулегальных книг, мифической Смирительной рубашки Джека Лондона, Джин Грин — Неприкасаемый Гривадия Горпожакса (даже имена писателей зашифровывались) , написанный в тюрьме по заказу уголовного авторитета Наследник из Калькутты Роберта Штильмарка (странно имя то английское) ….
Вышел мой товарищ и я спросил у него, помнит ли он, что тут была библиотека Островского. Конечно, он ее помнил. Великолепное здание, наверняка еще дореволюционное.
Его разрушили в 90-х, кто-то решил построить тут или гаражи или магазин, да как то не заладилось. Посадили березки для замылу глаз, да и забыли.
А товарищ мой еще вспомнил уничтоженное деревянное задние, якобы канцелярии Полуботка, которое находилось напротив нынешнего кафе Гусар, по улице Шевченко.
Я это задание и не помню совсем. Оно тоже где-то в 90-х погибло. Странно, что фашистов пережило (или восстановлено было?)
И ту я задумался, а действительно, что было в том здании до библиотеки. Порыскав в Интернете, ничего не нашел. Задал вопрос на местном форуме. Ответа нет.
Вот собственно и узнаю. Может кто знает.
Мне кажется, что здания они ведь как люди, живут в нашей памяти до тех пор пока мы о них помним.