Образованщина
28 Июля 2008 22:59
Просмотров: 2513
Метки:
Метки:
Наталья Нарочницкая по итогам некой ТВ-передачи
"Там" хорошо, здесь, в России – плохо. Этот рефрен либеральных реформ, обрушивших экономику великой державы в девяностые, оказался весьма живучим, если уж сегодня его втолковывают телезрителям общенационального телеканала. Несколько лет я проработала в Нью-Йорке, где и стала убежденным славянофилом, хотя и видела богатство, которого у нас никогда не будет. Вспоминаются саркастические пушкинские строки о самонадеянном презрении к собственному Отечеству российского либерала, которого Пушкин распознал сразу:
"Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел…"
Злато и богатство меркнут, мы давно знали: не все то золото, что блестит. Богатство с подлостью вместе не привлекают русских. Запад совершил в глазах русских моральное грехопадение, и ценности его, соблазнявшие нас некогда, обанкротились. От имени Запада бомбили Белград, под флагом западных ценностей вторглись в Ирак, под фарисейскими лозунгами сегодня делят мир и овладевают энергоресурсами. При этом – опять же от имени "Запада" - нагло и самонадеянно учат остальной мир: "Вы должны мечтать быть похожими на нас и подчиниться, ибо мы выше и лучше".
Но, увы, главная проблема России – не в политике западных стран, а именно в наших западниках – в этой, вечно презирающей и ненавидящей все отечественное интеллигенции. Нация давно устала презирать собственную историю, но "интеллигенция", иногда даже напялив демонстративно, как Новодворская, звездно-полосатую майку (made in USA), не стесняется о России все также по-большевистски говорить штампами Маркса, Энгельса и Ленина. Но при этом выдавать за предел вселенских мечтаний всех времен и цивилизаций "великую цивилизацию PEPSI". И это про Америку, где не надо двух развлечений для 40-летнего отца и 7-летнего сына - одного Микки-Мауса хватит!
Америка – это воплощение протестантского духа и либерализма на чистой доске, это как бы клон из лавочника, искусственно вырванного из более многогранной среды, где кроме "третьесословных идеалов" еще была аристократия с ее "Честь дороже жизни!" и традиционные устои народа.
Вспомним фольклор! В сказках всех народов мира героические поступки совершает либо царский, либо крестьянский сын – оба по разным причинам не связаны с задачей увеличения собственности – одному излишне, другому – бесполезно! И во всех сказках имеется персонаж – лавочник либо "меняла" (на Востоке). Его образ наполнен презрительным содержанием, хотя он не совершает никаких правонарушений, но он не способен на высокий поступок, широкий жест – милость, жалость, сострадание, материальную жертву. Такое воплощение третьесословных идеалов являет собой Америка.
Да, наши крайние западники, увы, воплотили в себе худшие черты западничества прошлого: страсть нуворишей XVIII века в подражании Западу, истерическое отвращение ко всему православно-русскому. Постсоветское западничество перестало быть стороной русского сознания и превратилось в его тотальное отрицание.
Но нынешнее западничество в целом удивительно и сознательно слепо в отношении собственного кумира – Запада и основ его великой романо-германской культуры. Она была рождена вовсе не "правами человека", а великими табу, кровавым потом Франциска Ассизского и слезами блаженного Августина.
Для постсоветского либерального сознания, оторванного образованием и идеологией не только от преемственной русской православной, но и от подлинной западноевропейской культуры, стократ верно определение известного русского философа, богослова и общественного деятеля Сергея Булгакова "несложненькой" философии истории среднего русского образованца: "Вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, то есть просветительство, материализм, атеизм…". Добавим священные коровы постсоветских либералов-западников - "права человека" и непременное "гражданское общество". На поверку оказывается, что под гражданским обществом они понимают вовсе не наличие возможностей реализовать частные интересы без того, чтобы быть втянутым в политическую систему государства, как это было при коммунизме, отсюда ведь термин – тоталитаризм – то есть тотальное втягивание жизни индивида в идеологию и политику. Нет, они-то, оказывается, понимают под гражданским обществом, наоборот, - втягивание граждан во всевозможные еще как политизированные структуры, связанные просто не со своим государством, а с чужими…
Отчуждение от России и оды в адрес западного либерализма, доведшего некогда великую Европу до полной духовной незащищенности перед мигрантами из других цивилизаций, подтверждает меткое суждение Ивана Ильина: "Они отвергают Россию за то же самое, за что они отвергают христианство: Россия ими презираема именно за ее христианский дух". По сути, они судят о России с ницшеанской точки зрения, отвергая христианство как "выдумку", а "Россию как страну рабов, пошедших за ней в желании упорно увековечить деспотию и варварство". Для них "Россия – это славянское ничто, прикрывающееся учением апостола Павла об избрании благодатью; утешающееся вместе с рабами, отверженными и прокаженными мировой истории тем, что все равно де последние будут первыми".
Мы же - те русские, кто даже после полувекового материалистического воспитания вновь пытаемся воскресить эти идеалы - для них гораздо опаснее, чем убежденные большевики. А наш идеал – символ варварства, проявляющегося в стойком "постыдном равнодушии" к обществу потребления. Давайте не будем сейчас говорить о достоинствах рынка и демократии, только назовем вещи своими именами: это лишь инструменты, а не сама историческая перспектива.
Православная Россия с ее ценностями для них - проповедь вечной ночи, от которой нужно спасать весь мир, уверенно идущий по пути "прогресса". Но, судя по телевизионной дискуссии во "Временах", прогресс в их представлении – всего лишь ровные газоны перед купленными в кредит американскими домиками и благосостояние.
Как же вместе со своим кумиром, Западом, измельчал сам российский западник по сравнению с Александром Герценом, пережившим глубокое разочарование, когда он увидел в каждом из своих "учителей" пошлого и сытого бюргера. Кстати, постсоветские "либералы" измеряют свое "западничество" исключительно по критерию отношения к частной "собственности на средства производства". Для тех, кому пришлось изучать марксизм, – ясно: вот они-то просто на отлично усвоили "исторический материализм", именно у них из-под пальто от Versace проглядывает сюртук Карла Маркса.
Неужто "скотский материализм" и есть черта российского "интеллигента" с его почти смердяковским: "Я всю Россию ненавижу-с"? Давайте будем помнить: "там", на Западе, именно интеллигенция на переломах истории становилась вдохновителем национального подъема и формулировала национальную повестку дня
"Там" хорошо, здесь, в России – плохо. Этот рефрен либеральных реформ, обрушивших экономику великой державы в девяностые, оказался весьма живучим, если уж сегодня его втолковывают телезрителям общенационального телеканала. Несколько лет я проработала в Нью-Йорке, где и стала убежденным славянофилом, хотя и видела богатство, которого у нас никогда не будет. Вспоминаются саркастические пушкинские строки о самонадеянном презрении к собственному Отечеству российского либерала, которого Пушкин распознал сразу:
"Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел…"
Злато и богатство меркнут, мы давно знали: не все то золото, что блестит. Богатство с подлостью вместе не привлекают русских. Запад совершил в глазах русских моральное грехопадение, и ценности его, соблазнявшие нас некогда, обанкротились. От имени Запада бомбили Белград, под флагом западных ценностей вторглись в Ирак, под фарисейскими лозунгами сегодня делят мир и овладевают энергоресурсами. При этом – опять же от имени "Запада" - нагло и самонадеянно учат остальной мир: "Вы должны мечтать быть похожими на нас и подчиниться, ибо мы выше и лучше".
Но, увы, главная проблема России – не в политике западных стран, а именно в наших западниках – в этой, вечно презирающей и ненавидящей все отечественное интеллигенции. Нация давно устала презирать собственную историю, но "интеллигенция", иногда даже напялив демонстративно, как Новодворская, звездно-полосатую майку (made in USA), не стесняется о России все также по-большевистски говорить штампами Маркса, Энгельса и Ленина. Но при этом выдавать за предел вселенских мечтаний всех времен и цивилизаций "великую цивилизацию PEPSI". И это про Америку, где не надо двух развлечений для 40-летнего отца и 7-летнего сына - одного Микки-Мауса хватит!
Америка – это воплощение протестантского духа и либерализма на чистой доске, это как бы клон из лавочника, искусственно вырванного из более многогранной среды, где кроме "третьесословных идеалов" еще была аристократия с ее "Честь дороже жизни!" и традиционные устои народа.
Вспомним фольклор! В сказках всех народов мира героические поступки совершает либо царский, либо крестьянский сын – оба по разным причинам не связаны с задачей увеличения собственности – одному излишне, другому – бесполезно! И во всех сказках имеется персонаж – лавочник либо "меняла" (на Востоке). Его образ наполнен презрительным содержанием, хотя он не совершает никаких правонарушений, но он не способен на высокий поступок, широкий жест – милость, жалость, сострадание, материальную жертву. Такое воплощение третьесословных идеалов являет собой Америка.
Да, наши крайние западники, увы, воплотили в себе худшие черты западничества прошлого: страсть нуворишей XVIII века в подражании Западу, истерическое отвращение ко всему православно-русскому. Постсоветское западничество перестало быть стороной русского сознания и превратилось в его тотальное отрицание.
Но нынешнее западничество в целом удивительно и сознательно слепо в отношении собственного кумира – Запада и основ его великой романо-германской культуры. Она была рождена вовсе не "правами человека", а великими табу, кровавым потом Франциска Ассизского и слезами блаженного Августина.
Для постсоветского либерального сознания, оторванного образованием и идеологией не только от преемственной русской православной, но и от подлинной западноевропейской культуры, стократ верно определение известного русского философа, богослова и общественного деятеля Сергея Булгакова "несложненькой" философии истории среднего русского образованца: "Вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, то есть просветительство, материализм, атеизм…". Добавим священные коровы постсоветских либералов-западников - "права человека" и непременное "гражданское общество". На поверку оказывается, что под гражданским обществом они понимают вовсе не наличие возможностей реализовать частные интересы без того, чтобы быть втянутым в политическую систему государства, как это было при коммунизме, отсюда ведь термин – тоталитаризм – то есть тотальное втягивание жизни индивида в идеологию и политику. Нет, они-то, оказывается, понимают под гражданским обществом, наоборот, - втягивание граждан во всевозможные еще как политизированные структуры, связанные просто не со своим государством, а с чужими…
Отчуждение от России и оды в адрес западного либерализма, доведшего некогда великую Европу до полной духовной незащищенности перед мигрантами из других цивилизаций, подтверждает меткое суждение Ивана Ильина: "Они отвергают Россию за то же самое, за что они отвергают христианство: Россия ими презираема именно за ее христианский дух". По сути, они судят о России с ницшеанской точки зрения, отвергая христианство как "выдумку", а "Россию как страну рабов, пошедших за ней в желании упорно увековечить деспотию и варварство". Для них "Россия – это славянское ничто, прикрывающееся учением апостола Павла об избрании благодатью; утешающееся вместе с рабами, отверженными и прокаженными мировой истории тем, что все равно де последние будут первыми".
Мы же - те русские, кто даже после полувекового материалистического воспитания вновь пытаемся воскресить эти идеалы - для них гораздо опаснее, чем убежденные большевики. А наш идеал – символ варварства, проявляющегося в стойком "постыдном равнодушии" к обществу потребления. Давайте не будем сейчас говорить о достоинствах рынка и демократии, только назовем вещи своими именами: это лишь инструменты, а не сама историческая перспектива.
Православная Россия с ее ценностями для них - проповедь вечной ночи, от которой нужно спасать весь мир, уверенно идущий по пути "прогресса". Но, судя по телевизионной дискуссии во "Временах", прогресс в их представлении – всего лишь ровные газоны перед купленными в кредит американскими домиками и благосостояние.
Как же вместе со своим кумиром, Западом, измельчал сам российский западник по сравнению с Александром Герценом, пережившим глубокое разочарование, когда он увидел в каждом из своих "учителей" пошлого и сытого бюргера. Кстати, постсоветские "либералы" измеряют свое "западничество" исключительно по критерию отношения к частной "собственности на средства производства". Для тех, кому пришлось изучать марксизм, – ясно: вот они-то просто на отлично усвоили "исторический материализм", именно у них из-под пальто от Versace проглядывает сюртук Карла Маркса.
Неужто "скотский материализм" и есть черта российского "интеллигента" с его почти смердяковским: "Я всю Россию ненавижу-с"? Давайте будем помнить: "там", на Западе, именно интеллигенция на переломах истории становилась вдохновителем национального подъема и формулировала национальную повестку дня