Проезд по 3,50 грн. - это объективно, все остальное - популизм и спекуляции!
10 Апреля 2015 11:27
Просмотров: 4132
Метки: маршрутки, подорожание проезда в Чернигове, Чернигов, чернигов
Метки: маршрутки, подорожание проезда в Чернигове, Чернигов, чернигов
Факт повышения стоимости проезда в черниговских маршрутках меня, как и многих других жителей Чернигова, конечно же, не обрадовал. Однако натолкнул вот на какие мысли: что заставляет людей обрушивать шквал критики и возмущений на перевозчиков, которые подняли стоимость проезда на 1 гривну, и в то же время с совершенно безмятежным спокойствием реагировать на то, что в супермаркетах, аптеках, бутиках с одеждой и других магазинах цены подняли в 2,3, а кое-где и в 5 раз. Ну никто же, в конце концов, не устраивает митингов с лозунгами "Верните сельдь по 25 гривен!", "Даешь бананы по 15 гривен!". И не подает в суд на сети продуктовых супермаркетов или автозаправок. Потому что все прекрасно понимают, что гривна обесценилась в три раза и теперь, чтобы закупить импортный товар за доллары, денег нужно в три раза больше.
Так что же мешает объективно воспринимать тот факт, что топливо, автозапчасти и другие материалы, при помощи которых обслуживают автотранспорт и которые также импортируют в нашу страну, тоже закупают в долларе? И они тоже подорожали в 2-3 раза, о чем пассажироперевозчики неустанно продолжают говорить. Повторюсь, я не рад подорожанию стоимости проезда и вовсе не защищаю и не оправдываю перевозчиков, однако повышение тарифов на пассажироперевозки все же имеет под собой объективные основания. Ну реально ведь не могут предприниматели в условиях тотального изменения цен возить пассажиров по прежним тарифам. Не понимать этого - это все равно, что отрицать объективную реальность.
Тем не менее, некоторые активисты, а с их подачи и многие жители города, эту реальность сознательно игнорируют. Один из главных аргументов, который звучит из уст общественников: "Тарифы в 3,50 грн. за проезд экономически необоснованны и дают возможность получать перевозчикам сверхприбыль". Притом в своих доводах борцы с несправедливостью опираются на какие-то якобы исследования и подсчеты (пассажиропоток, выручка и т.д.) которые были проведены непонятно кем и непонятно по какой технологии. Но, даже если предположить, что все эти расчеты были проведены с аптечной точностью возникает вполне резонный вопрос: а при помощи каких инструментов ведется подсчет, например, суммы денег, которая ежедневно уплывает из общей выручки каждому водителю в карман? Или, например, кто считает ту сумму, которую пассажироперевозчики должны занести в конце месяца в кабинет важного дяди и которая, естественно, никак не отображается в затратах в бухгалтерской отчетности? Ну не будет же перевозчик публично заявлять, что какую-то часть своей прибыли он отдает на откаты и на прохождение липовых проверок руководителям соответствующих служб. Липовых, поэтому что если подойти к проверке любого черниговского пассажироперевозчика со всей строгостью и провести эту проверку по букве закона, то нарушений можно найти уйму, начиная от незаконного обилечивания пассажиров водителем во время движения автотранспорта и заканчивая неудовлетворительным состоянием самого транспортного средства.
Это я пишу к тому, что вся эта сверхприбыль, которая, кроме того, не факт, что вообще существует, идет в карман не предпринимателю, а в специальном конверте с надписью "мзда" отправляется тем, от кого, собственно, зависит судьба этого же предпринимателя. И этот фактор нельзя не учитывать при рассмотрении вопроса об экономической целесообразности повышения стоимости проезда. Потому что это - скрытые затраты.
Состояние маршруток - это вообще отдельная тема для разговора. Разумеется, многие черниговские маршрутные такси находятся в достаточно скверном состоянии. Однако здесь также следует быть объективным и отдавать себе отчет в том, что во многом в убитом состоянии нашего транспорта виноваты сами пассажиры. Ну в конце-то концов, не водители же и не сами предприниматели разрисовывают различными бранными надписями салон, забавы ради срывают обшивку с сидений, царапают стекла, сдирают с них солнцезащитную пленку, обрывают занавески, ломают пластиковые ручки, клеят, а потом отдирают в маршрутках различные наклейки рекламного характера, со злости или по дурости сильно хлопают дверью, раскачивают сиденья до тех пор, пока не сломаются крепежи, фиксирующие их к полу, и совершают еще много других актов вандализма по отношению к общественному транспорту. Всем этим занимается обычный обыватель, среднестатистический пассажир, если вам угодно, который систематически или время от времени пользуется общественным транспортом. Поэтому полностью перекладывать ответственность на перевозчиков за убитость маршруток не совсем правильно.
Да, конечно же, есть в городе немало и такого транспорта, срок эксплуатации которого подходит к своему логическому завершению и транспорта, которому не помешал бы хотя бы косметический ремонт. Однако здесь мы снова возвращается к финансовому вопросу. Возможно перевозчик уже давно бы починил какую-то часть от того, что сломано, но, снова-таки, деньги, которые могли бы пойти на ремонт, кладутся в конверт сами знаете с какой надписью. Ну и плюс сами люди, зачастую молодые, неустанно продолжают все портить, я имею в виду салон транспортного средства.
Что касается технического состояния маршруток, то здесь нужно задавать вопросы еще и тем, кто отвечает в нашем городе за ремонт и строительство дорог. Потому что поездив по нашим дорогам год, можно угробить даже самый качественный продукт немецкого автопрома. Не говоря уже об отечественных автомобилях. И черниговские автомобилисты не дадут мне в этом соврать.
Естественно, я ни коем образом не снимаю ответственность с перевозчика, однако призываю смотреть на ситуацию объективно. Вот только эта объективность многим не нужна. А некоторым и вовсе недоступна. Вся проблематика заключается в том, что простому обывателю, далекому от современных реалий ведения бизнеса в Украине, очень сложно понять предпринимателя. Поэтому люди так просто ведутся на популистские лозунги общественных активистов и псевдозащитников громады, желающих заработать себе дополнительные политические баллы к грядущим местным выборам.
Ну оспорили в суде решение о повышении стоимости проезда, ну вернули стоимость 2,50 грн. - что дальше? Теперь придется ждать маршрутку по 30 минут и ехать в ней, как шпроты. Зато по 2,50 грн. "Отлично"! Я не так давно возвращался домой в 22:30. Подошел на остановку "Гостиница Украина". Ждал 12-ю маршрутку час. Вымерз за это время как собака. И знаете, что я сделал в следующий раз, когда возвращался домой в это же время? Правильно - я вызвал такси. Потому что снова стоять на холоде час я не захотел. И за такси я заплатил 30 гривен. И знаете, что сделаете вы, опаздывая на важную встречу или на работу? Правильно, вы тоже вызовете такси. А опаздывать вы будете полюбому, потому что перевозчики обязательно сократят количество авто на маршрутах, как это уже делали раньше. Попросту говоря, создадут такие условия, при которых люди будут готовы заплатить 5 гривен, лишь бы маршрутки приходили вовремя и не были так забиты людьми.
В общем, ключевое послание в моем меседже заключается в том, что если возить пассажиров в нынешних условиях по 2,50 экономически невыгодно, то даже 10 решений суда не заставят перевозчика ездить по таким тарифам. Повторюсь, экономически не выгодно с учетом коррупции и отчислений, которые не отображены в отчетности, а также водителей-хомяков, уносящих часть выручки с собой. Это очень важно понимать. Потому что в идеале тариф в 2,50 может быть очень даже оправдан. Жать только то, что живем мы не в идеальном обществе.
Поэтому мой вам совет, друзья, пора бы уже немного рационально поразмыслить и понять, что многие из тех людей, которые якобы борются с так называемым беспределом перевозчиков, салон маршрутки видели только по телевизору, потому что уже долгие годы передвигаются исключительно на собственных автомобилях. Те же, у кого автомобилей еще нет, усердно стараются на них заработать горлопаня в микрофон пламенные речи демонстративно беспокоясь за громаду. Вот только все эти люди знают, что проезд подорожает при любых раскладах. Потому что если в два раза дорожает цена на топливо и автомобильные комплектующие, то вполне логично, что и стоимость проезда тоже подорожает. Что, в принципе, и произошло. Стоимость проезда снова 3,50 грн.
Наверное, прочитав мое сообщение, вырисовывается вполне очевидный и логичный вопрос: так что теперь просто сидеть сложа руки, ничего не делать и мирно кивать головой на очередные повышения тарифов? Нет, друзья, делать что-то нужно обязательно. Но только главное - не бороться с ветряными мельницами. А именно, бороться не с перевозчиками, а с теми кто этих перевозчиков контролирует и требует с них свой процент. Процент, который уходит в чей-то карман, вместо того, чтобы идти на улучшение качества тех же перевозок и, что самое главное, на то, чтобы возить пассажиров по приемлемым тарифам.