GOROD.cn.ua

Юбилей Конотопской битвы (фото)

Юбилей Конотопской битвы

Приезд президента Украины для жителей провинциального Конотопа (когда-то уездного города Черниговской губернии) стал, не  побоимся  этого слова, событием десятилетия. 

Готовились, как положено

Надо отдать должное местной власти — подготовились на славу. Даже не представляю, сколько это стоило, но Конотоп к приезду Виктора Андреевича блестел как новая копейка — улицы вычищены, клумбы посажены, дороги отремонтированы. Правда, иногда рвение местных чиновников доходило до абсурда. К примеру, вдоль дорог красили известью не только деревья, но и поваленные столбы, которые просто не успевали прибрать. Одетые в оранжевые жилеты коммунальщики, казалось, работали и днем и ночью.
Как и подобает гостю такого ранга, визит главы государства был окутан множеством тайн. Никто толком не знал ни времени прибытия Виктора Ющенко в Конотоп, ни точного маршрута его следования. Хотя маршрут было несложно «вычислить» по свежему асфальту, приветственным транспарантам и наспех заклеенным белой бумагой рекламным щитам. Известно было только то, что президент откроет в Конотопе новую церковь.
Церковь построили на территории расформированной военной части, бойцы которой несколько лет назад неудачно запустили ракету. Тогда она вместо полигона «приземлилась» в Броварах.
Строительство шло довольно быстро — храм возвели буквально за несколько месяцев. Кто оплатил строительство, тайна за семью печатями. Кстати, это первая в городе церковь, принадлежащая Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
Собственно, с открытия храма и должен был начаться 11 июля визит Виктора Ющенко в Сумскую область, посвященный празднованию 350-летия битвы под Конотопом.

Тропинка к храму

В такие города, как Конотоп, высокопоставленные чиновники из столицы заезжают крайне редко, поэтому для простых жителей пропустить событие было бы непростительно.
С самого утра под новостройкой начали собираться конотопцы и гости города (мелькали и известные в Чернигове лица). Уже к девяти утра на церковной площади было несколько тысяч человек (в тихом провинциальном городке это бывает только на Пасху).
В самом храме шла служба. Освятить храм приехал глава УПЦ КП патриарх Филарет.
Церковь, поражающая своей красотой и размахом, внутри еще не достроена. Но это отнюдь не портило общей картины, а даже привносило некоторую душевность во все происходящее. Нештукатуренные кирпичные стены, солома на полу — всё это выглядело очень колоритно. Дорожки, ведущие к церкви, еще не были заасфальтированы, их просто посыпали песком.
Накануне открытия случайно подслушал разговор двух старушек под церковью. Бабушки сетовали, что к храму не успели выложить дорожку для президента, и всё раздумывали, «как же он по песку-то пойдет до церквы… оно ж у туфли понасыпается…»
Этот нюанс местные власти тоже предусмотрели. Дорогу к храму, по которой должен был пройти президент, застелили ковровой дорожкой. К дорожке была приставлена женщина с веником, она неустанно сметала с ковра песок после пробегавших по нему мещан.

Флаги и купола

Ближе к 11-ти охрана начала организовывать людей, народ уплотнился, загудел, кое-где начались локальные конфликты из-за места под солнцем. Ругались в основном знаменоносцы — не могли договориться, чей флаг важней и кто должен стоять в первых рядах, да и как вообще сделать так, чтобы президент увидел все знамена.
Вот дедушка лет 80-ти гордо держит флаг. Он стоит в первых рядах, полотнище стяга развевается над толпой — картина маслом. Через некоторое время дедушка опускает древко на землю (видимо, устал держать). Естественно, плотная тяжелая ткань ложится на головы стоящих сзади, народ начинает возмущаться. Дедушка никак не реагирует на просьбы свернуть флаг. В итоге кто-то сзади из особо нетерпеливых и агрессивно настроенных с силой потянул за краешек знамени, древко треснуло. Флаг дедушке все-таки пришлось свернуть.
Наконец президент прибыл, утомленные ожиданием под палящим солнцем люди обступили гаранта Конституции, каждый хотел если не поговорить с ним, то просто пожать руку или хотя бы рассмотреть его с головы до ног. Из-за этого попасть в саму церковь Виктору Ющенко удалось только через некоторое время.
Патриарх Филарет лично освятил позолоченные купольные кресты, они стояли прямо под стенами храма. По традиции все желающие перед установкой крестов на купола смогли к ним приложиться. Первым из мирян крест поцеловал президент.
А далее последовало просто потрясающее по своей красоте, масштабности и величию действо – поднятие и установка креста на центральный купол. Все это происходило под чарующее пение Нины Матвиенко. Легенда украинской народной песни специально прибыла с президентом для открытия церкви в Конотопе.
Далее президент и все желающие переместились в Шаповаловку (10 минут езды от Конотопа) для участия во всеукраинском фестивале «Козацький родослав».

«Не там все это было…»

За неделю до события мне удалось пообщаться с жителями Сосновки, на землях которой, собственно, и происходило сражение. Они были крайне удивлены и возмущены тем, что празднование будет в Шаповаловке, которой 350 лет назад не было, а на том месте стоял лагерь московских войск. С их слов, на празднование битвы под Конотопом (памятники, облагораживание территории, асфальтирование разбитых дорог и даже новые заборы) была выделена сумма с семью нулями. Деньги предназначались для Шаповаловки и Сосновки, но в последний момент о Сосновке почему-то «забыли». Даже памятники гетману Ивану Выговскому и украинскому оружию и часовню погибшим украинским казакам установили довольно далеко от исторического места.
Жители Сосновки считают, что происходит искажение истории, ведь от места официального празднования до казацких курганов (а их там пять) около пяти километров. К тому же, без проводника вы их не найдете, а обещанной дороги так и не проложили, хорошо хоть по селу асфальт положили.

Казацкая память и слава


На казацком кургане кроме дубового креста, установленного еще в 2005 году, и памятной плиты нет ничего. Директор Сосновского сельхозпредприятия силами местных энтузиастов восстановил исторический вид кургана. Для этого сделал дамбу — вода поднялась и окружила могилу со всех сторон. Ведь казаки хоронили своих товарищей так, чтобы ни люди, ни звери не смогли потревожить их память, поэтому курган был окружен водой.
Конотопские историки до сих пор не имеют точной информации, где же была битва, знают только что где-то в районе Сосновки и теперешней Шаповаловки. Из-за отсутствия финансирования сорвались запланированные на этот год раскопки, отсюда и столько противоречий. Все-таки битва мало исследована. И ученым непонятно, почему на памятники деньги есть, а на серьезные научные исследования нет, хотя был соответствующий указ президента о праздновании 350-летия битвы.
Историки могут навсегда опоздать, потому что по Сосновке уже ходят рассказы о черных археологах, которые искали золотую саблю, по преданию положенную в могилу вместе со знатным воином. К тому же, где-то должны быть похоронены и московские солдаты, а также союзники — поляки, немцы и татары.

***
Многие считают, что в теме битвы под Конотопом слишком много политики. Каждый смотрит на события 350-летней давности со своей колокольни, а вот фактаж, касающийся самой битвы, минимальный. Археологические находки могли бы расставить все точки над і…

Если вы решили поехать в Конотоп

Добраться до Конотопа очень просто: поездом Чернигов—Москва, который доставит вас на место за три часа, а можно и автомобилем. Для этого нужно доехать до Вертиевки, а потом по московской трассе все время прямо. Слева будет поворот на Батурин, а справа — на Конотоп.
Выйдя из вагона, я было попросил продавца в ларьке дать мне «болсанку» пива — меня не поняли, потому что здесь говорят «пластиковая бутылка» или «баклажка».
Увидев, что вы не местный, продавец в магазине запросто может дать вам сдачу карамельками или спичками, к тому же 3/4 конотопских торговцев понятия не имеют, что такое кассовый аппарат.
Местные маршрутки все по одной цене — 1,50 грн., их водители любят гонять по городу, а еще — все время говорят по телефону, так что держитесь за поручни.

По-моему, Конотоп — просто рай для кинематографистов — хочешь, снимай фильмы о царской России, о Центральной Раде или Директории, о Второй мировой. Сохранил свою патриархальность и колорит старый еврейский квартал Палестина (правда, на месте синагоги уже давно стоит Дом культуры).      
Местный рынок, бойко продававший товары «только что из Одессы», Харькова и Москвы, далеко за пределами Конотопа славился приемлемыми ценами. Кризис и его подкосил, многие распродают вещи еще позапрошлого сезона — покупателя нет.
Авиаремонтный завод — стратегическое предприятие, он   специализируется на восстановлении вертолетов. А еще иногда на его базе проходят подготовку иностранные курсанты-вертолетчики (почему-то преимущественно из Африки). И когда они поднимаются в воздух, местные иронично замечают: «Смотри, опять кочегары прилетели!»

В центре города стоит памятник лошади (или коню?), но после того, как однажды неизвестные шутники слегка раскрасили животное, конотопцы стали назначать встречи «около зебры».
Изюминка города — трамваи. Неторопливые, слегка сонные, они похожи на старых уставших лошадок. Красиво. А возле трамвайного парка даже есть памятник трамваю.    
Мне думается, что не обязательно ехать за тридевять земель в Конотоп, чтобы встретить свою ведьму. Вы просто внимательно осмотритесь вокруг, по соседству обязательно найдете подходящую. Хотя должен признать, девушки в Конотопе красивые. А вот местные мужчины никогда не называют своих жен ведьмами — здесь это страшное оскорбление. Исторически так сложилось…    
А лучший сувенир из Конотопа — бутылочка горькой настойки «Сумская рябиновая», поверьте, я не пробовал ничего лучше!

Роман Веселов, еженедельник «Взгляд» № 33 (111)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Конотоп, битва, Роман Веселов