«Дальше у этих людей - только смерть»
Такими словами закончил своё письмо в нашу редакцию житель села Конотоп Городнянского района Анатолий Ляповка.
— Многие из них уже умерли. Живых на всё село осталось около двух десятков. Некоторые прикованы к постели. Владимир Грузьков лежит парализованный. Его дочь погибла в ДТП. Столько горя на одного человека, — рассказывает Анатолий Яковлевич при общении. — Болезни — у каждого, но лекарства покупают только доступные по ценам. Потому что живут на копейки.
Анатолий Ляповка — председатель местной ветеранской организации. Добивается для односельчан выплат, предусмотренных Законом Украины «О социальной защите детей войны», которые задолжало государство. Долг висит уже почти 10 лет.
— В 2010-2011 годах люди подали заявления в Городнянский районный суд относительно недовыплат. Все получили положительные решения, которые обязывали Пенсионный фонд выплатить им деньги согласно закону. Но до сих пор решения суда не выполнены!
Мы неоднократно обращались к депутатам различных уровней, в отделение Пенсионного фонда, прокуратуру, но - ответов или не было, или сообщали, что нет средств, или советовали обратиться в отдел принудительного исполнения решений Управления государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Черниговской области.
Люди всё выполняли. Последнее, что было сделано, — обратились в это управление в мае прошлого года, приложив к заявлениям необходимый пакет документов. Но никто не получил даже ответа.
Люди пережили войну, послевоенную разруху, голод 1947 года, трудовой стаж у многих 40 и больше лет, а теперь к ним такое неуважение. А ведь речь идёт о мизерных суммах: самая большая - около 3 тыс. грн, — с горечью добавляет Анатолий Яковлевич. Просит довести этот факт до сведения нынешних депутатов, представителей власти — «может, у них проснётся хоть капля совести, потому что откладывать уже некуда».
30-процентную надбавку к минимальной пенсии по возрасту гражданам Украины, которым на момент окончания Второй мировой войны — 2 сентября 1945 года — не исполнилось 18 лет, гарантирует ст. 6 Закона «О социальной защите детей войны». Он вступил в силу в 2006 году. Но тогда в Госбюджете средств для выплат не нашлось. В 2007-м доплату к пенсии начали получать только те дети войны, которые являлись инвалидами, — в размере 50 процентов надбавки, установленной для участников войны. Однако решением Конституционного суда (от 9 июля 2007 года) эти нормы были отменены. Именно с того времени люди добиваются выплат 30-процентных надбавок. В 2008-м (согласно постановлению Кабмина) размер доплаты составлял 49,80 грн. Этим постановлением продолжали руководствоваться и в последующие годы, когда размер надбавки вырос до 216, 90 грн. Объясняли тем, что именно согласно этому документу формируются бюджетные и государственные расходы на детей войны. Если человеку удавалось выиграть суд, Пенсионный фонд деньги возвращал.
Поэтому следующим испытанием для детей войны стало мытарство по судам. Сначала исковые заявления принимали в административных, в 2010-м приём перенесли в гражданские. Далеко не молодые люди путались, нервничали. Одних из судов увозила «скорая», у других не хватало сил даже начинать борьбу за эти «проклятые 30 процентов». А если удавалось отстоять своё право на доплату, особой радости не было: как правило, задолженность возвращали в неполном объёме только за определённые годы.
3 сентября 2014-го вышло постановление Кабмина №440 «Об утверждении Порядка погашения задолженности по решениям суда, выполнение которых гарантировано государством». На этот год из бюджета Украины на обеспечение выполнения всех гарантированных государством решений судов было выделено 50 млн грн — в то время как согласно обнародованной Министерством социальной политики информации, задолженность по выплатам только детям войны приближалась к 2 млрд грн. Похожая ситуация наблюдалась и в следующие годы. Например, в 2017-м из госбюджета было выделено 500 млн грн на выполнение всех гарантированных судебных решений, а общая сумма задолженности по ним составляла 7,5 млрд грн.
Её погашение, в частности детям войны, осуществлялось (в порядке очереди) казначейством в рамках бюджетных ассигнований, определённых законом о Государственном бюджете на соответствующий год. Получали — по сравнению с количеством поданных заявлений — единицы. Совсем немногие обращались в Европейский суд по правам человека. Остальные — как старики из Конотопа — продолжали ждать и надеяться, время от времени напоминая о себе инстанциям, в которые их «футболили».
— Детьми войны мы уже не занимаемся. Помогаем им только писать заявления или, если требуется, консультируем. Все документы нужно подавать в Чернигов, — объяснил заместитель начальника Городнянского районного отдела государственной исполнительной службы Юрий Розенко.
Поэтому обращаюсь в отдел принудительного исполнения решений Управления обеспечения принудительного исполнения решений в Черниговской области Северо-Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г. Сумы).
— Заявления и документы принимаем, — говорит главный специалист вышеупомянутого отдела Татьяна Панкратьева. — Главное, чтобы все они были в наличии и правильно оформлены. Выплаты назначает Киев. Они осуществляются в порядке очереди и в рамках ассигнований.
— Кто может сказать, сколько ещё ждать детям войны из Конотопа Городнянского района?
— Каждый случай нужно рассматривать отдельно, — отвечает Татьяна Юрьевна и называет номер телефона в Чернигове, по которому следует обращаться с вопросами: 60- 49-38.
Анна Ефименко, «Гарт» №25 (2985) от 18 июня 2020
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: государство, дети_войны, Конотоп, Городнянщина, Ефименко, Гарт