Вторник, 14 Апреля 2009 09:50 | Просмотров: 1711
До конца года тарифы могут вырасти еще на треть. Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер.
Украинцы экономят на связи. В феврале, впервые за всю историю существования мобильной связи в стране, выручка сотовых операторов упала: на 14,9% — по сравнению с январем и на 11,5% — к февралю прошлого года.
Всего за месяц оборот рынка уменьшился на 334 млн грн: по итогам февраля компании мобильной связи заработали 1,908 млрд грн. Год назад их совокупная выручка составляла 2,156 млрд грн, в январе 2009-го — 2,242 млрд грн.
В режим жесткой экономии перешли частные пользователи — по сравнению с прошлым годом они стали тратить на мобильную связь на 35% меньше. Урезал расходы и корпоративный сегмент. По словам руководителя экспертной группы Netton.Telecom Романа Химича, падение дохода в расчете на одного бизнес-пользователя составило 15-20%. «Корпоративные клиенты не только сокращают персонал, но и существенно ограничивают расходы оставшихся сотрудников. Люди реже звонят и меньше разговаривают», — констатирует эксперт.
Пока украинская сотовая связь — самая дешевая в Европе. Правда, сами операторы придерживаются иной точки зрения. «Сейчас рынок мобильной связи замер, — говорит директор по маркетингу украинского подразделения МТС Василий Лацанич. — Однако проблем с гривневой выручкой у операторов нет. В этом году она уменьшится не более чем на 1-5%".
На первый взгляд, менеджмент сотовых операторов выдает желаемое за действительное. Если результат февраля станет тенденцией, то оборот рынка по итогам года может сократиться на 10-15% в гривне. А с учетом более чем 50%-ной девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте выручка от предоставления услуг сотовой связи упадет вдвое.
Впрочем, спокойствие связистов имеет вполне объяснимую причину. В январе-феврале практически все операторы «втихаря» повысили цены — в среднем на 15-25%.
Пока подорожание коснулось в основном самых дешевых или редко используемых сервисов. К примеру, стоимость SMS-сообщений в среднем по рынку выросла с 0,25 до 0,35 грн. Все без исключения операторы повысили стоимость услуг роуминга. У большинства компаний они и так были привязаны к долларовому курсу НБУ, тарифы, номинированные в гривне, проиндексировали. В результате стоимость роуминга выросла на 20-50%.
Рост тарифов вынуждает украинцев отказываться от лишних SIM-карт. К примеру, после февральского подорожания общая абонентская база уменьшилась на 215 тыс. пользователей.
Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер. Среди приемов, используемых операторами, — повышение платы за соединение, изменение «шага» тарификации звонка, ограничение минимального платежа.
В прошлом году плату за соединение (ПЗС) повысил Киевстар: в новых тарифных планах она выросла с 27 до 35 коп. «В данном случае употреблять термин „повышение“ не совсем корректно», — возражает руководитель департамента по корпоративным связям Киевстара Жанна Ревнова. По ее словам, ПЗС в старых тарифных планах осталась неизменной. Абоненты могли выбирать: платить по-старому или перейти на новые тарифы.
Кроме того, в феврале крупнейший по числу абонентов украинский оператор заменил 25-гривневую скретч-карту пополнения счета новой, номиналом 30 грн. Изменение минимальных сумм пополнения счета — еще одна маркетинговая хитрость мобильных компаний, которая приводит к увеличению гарантированных расходов абонентов.
В феврале плату за соединение повысил и МТС: на 22% — с 0,27 до 0,33 грн.
Тогда же 30-секундную тарификацию звонков ввел Астелит в сети life:). Директор по маркетингу оператора Озджан Эрмиш утверждает, что в результате тарифы выросли всего на 4%. По мнению главного маркетолога Астелита, повышая плату за соединение на 30-40%, другие операторы фактически настолько же увеличивают тарифы. Однако эксперты телекоммуникационного рынка считают иначе. По мнению Романа Химича, реальный эффект от повышения стоимости платы за соединение или введения 30-секундной тарификации — увеличение стоимости минуты на 15-30%.
«В феврале некоторые операторы скрыто повысили тарифы на мобильную связь, — комментирует действия коллег по телекому директор по маркетингу Beeline Антон Володькин. — Подняли стоимость платы за соединение, увеличили «шаг» тарификации, ввели обязательные ежемесячные платежи и т.д. По нашим оценкам, за счет таких действий расходы абонентов могут увеличиться на 25-30%". Сам Beeline повысил расценки на SMS, роуминг и мобильный интернет.
«В этом году повышение тарифов составит около 15-20% в гривневом эквиваленте», — прогнозирует Александр Паращий. Операторы не отрицают, что цены на услуги мобильной связи в этом году вырастут. Но настаивают: дорожать будут лишь те сервисы, стоимость которых номинирована в иностранной валюте — роуминг и международные звонки. Это не вся правда.
К примеру, с 1 марта в МТС пересмотрели стоимость и «шаг» тарификации WAP GPRS для клиентов предоплаченных услуг. Сервис подорожал с 10,24 грн/Мб до 12,29 грн/Мб, интервал тарификации увеличили с 10 КБ до 25 Кб для переданных и полученных данных.
Скорее всего, следующим шагом будет введение платы за ранее бесплатные услуги: определитель номера, голосовую почту, уведомление о появлении абонента в зоне действия сети или о доставке SMS-сообщения.
Еще один прием, которым могут воспользоваться операторы, — введение разной тарификации на первую и последнюю (четную и нечетную) минуты. Возможно, некоторые игроки изменят правила использования бонусных акций, уменьшат срок действия платежных карточек, а также пересмотрят цены на мобильный интернет. При этом отечественным компаниям не нужно изобретать велосипед — такими маркетинговыми уловками давно пользуются транснациональные операторы уровня Tele-2, Vodafone или T-mobile. В итоге их абоненты ежемесячно тратят на связь в 2-7 раз больше, чем украинцы.
Менеджмент украинских сотовых компаний не считает подорожание дополнительных сервисов критичным для абонентов. К примеру, по оценке директора по маркетингу Beeline, такими бесплатными услугами, как конференц-связь или голосовая почта, пользуются в среднем 5-10% абонентов. «Введение платы за ранее бесплатные допуслуги возможно, — добавляет Антон Володькин. — Но только в том случае, если не менее двух крупных игроков украинского рынка мобильной связи сделают это одновременно».
Похоже, один крупный игрок отказ в будущем от бесплатных сервисов уже не отрицает. По словам Василия Лацанича из МТС, отсутствие платы — временное явление. «В любой сервис инвестированы деньги, и рано или поздно оператору нужно вернуть эти средства», — подчеркивает он.
Если мобильная связь подорожает в несколько раз, украинцы вряд ли начнут больше разговаривать. Поэтому в условиях кризиса выиграет тот сотовый оператор, который предложит абоненту оптимальные тарифы, найдя баланс между интересами своих акционеров и потребностями клиентов.
В дальнейшем такая компания с лихвой вернет недополученную прибыль благодаря естественному росту рынка. К примеру, сейчас украинцы выговаривают лишь 200-300 минут в месяц — меньше, чем абоненты любой другой европейской страны, где этот показатель доходит до 500-600 минут. Когда экономическая конъюнктура изменится, оператор, сохранивший абонентов, получит отличный старт для роста выручки.
Тем не менее стоимость мобильной связи в Украине будет зависеть от решений российских, норвежских и турецких собственников украинских GSM-операторов. Опрошенные Контрактами эксперты выдвинули два противоположных варианта дальнейшего развития событий. Первый — ориентация отечественных компаний сотовой связи на финансовые результаты российских акционеров Киевстара, МТС и УРС. Если от украинских «дочек» в 2009-м не потребуют превзойти результаты ВымпелКома и российской МТС, которые, по прогнозу Ренессанс Капитала, сократят долларовую выручку на 18% и 28% соответственно, — существенного повышения тарифов не произойдет. Второй вариант — повышение стоимости связи до уровня, позволяющего сохранить в 2009-м неизменным долларовый доход прошлого года.
Если под давлением акционеров хотя бы два из четырех операторов решатся на такой шаг — к ним, с высокой степенью вероятности, присоединятся и остальные игроки. В этом случае связь до конца года подорожает еще на 20-30%. Такой шаг вместе с февральским повышением цен полностью компенсирует потери сотовых компаний на курсовой разнице. Eсли, конечно, они не столкнутся с массовым оттоком абонентов.
Источник: kontrakty.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: мобильная связь, цены