Среда, 17 Сентября 2014 15:28 | Просмотров: 933
Западные санкции против России несут украинским заводам как угрозы, так и возможности.
Ограничительные меры Запада по отношению к РФ становятся все жестче. США с 28 марта прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения, а с 3 апреля приостановили сотрудничество в некоторых космических проектах и проектах мирного атома; в июне был ужесточен экспортный режим против пяти российских компаний, затем их список расширили. С 30 июля по 6 августа были введены дополнительные запретные меры со стороны ЕС и США, распространившиеся на оборудование для нефте? и газодобычи. В отношении некоторых предприятий РФ – в частности, корпорации «Уралвагонзавод» – действуют так называемые блокирующие санкции, означающие полный запрет на сотрудничество с субъектом.
По данным британского агентства IHS Jane’s, в 2013 году импорт оборонной продукции из ЕС в Россию составил $583 млн. Общий экспорт аналогичных товаров из РФ – $15,7 млрд. Российский вице-премьер Сергей Иванов признавал, что до 65% в стоимости материалов и комплектующих для производства вооружений приходится на зарубежные поставки. Рассматривался, к примеру, вопрос об установке на корабли класса «фрегат» итальянских 127-мм орудий Oto Melara, французских 100-мм Creusot-Loire.Компания Thales из Франции продает россиянам тепловизоры для танков Т?80/Т?90 и зенитных комплексов «Панцирь?С1», БМП-3. Бортовое оборудование для вертолетов РФ закупает у французской Sagem Securite. Отсутствие этих комплектующих может серьезно подорвать российский экспорт оружия. Хотя это не значит, что из?за западных санкций россияне непременно уйдут со своих традиционных рынков. Руководитель европейского офиса Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) и консалтинговой компании Defense Express (Прага) Михаил Самусь утверждает: главными экспортными клиентами РФ в оружейной сфере являются Китай, Индия, Вьетнам, страны Латинской Америки, и вряд ли санкции смогут помешать выполнению текущих и подписанию будущих контрактов.
Для Украины происходящее означает как шансы, так и риски.
О запрете поставок в Россию военной продукции Киев заявил еще в марте. По данным Forbes, оборонный экспорт правительство ограничивает в ручном режиме. «Мы же не враги своему государству и понимаем, что продавать оружие агрессору сейчас нельзя», – так сформулировал общую позицию топ?менеджер одного из предприятий?экспортеров. Разделяют ее, впрочем, не все. Президент АО «Мотор Січ» Вячеслав Богуслаев в одном из недавних интервью так ответил на вопрос о том, стоит ли продолжать сотрудничество с РФ: «А причем здесь Россия? РФ поставляет вертолеты в третьи страны: Китай, Индию, Пакистан, Шри?Ланку, всего в 47 стран». Предприятие продает в Россию авиадвигатели – примерно на $300 млн в год, это 30% выручки. С учетом комплектующих и услуг РФ приносит АО «Мотор Січ» до 70% дохода. Обвинить Богуслаева в «измене Родине» сложно: в Украине нет четкого перечня продукции «мирной», «военной» или двойного назначения. Поэтому не исключено, что ряд украинских предприятий будут по?прежнему торговать с РФ, даже пытаться заменить на ее рынке европейскую продукцию.
Под угрозой находятся многие российско?украинские проекты. Так, завод «Антонов» прекратил поставки в РФ комплектующих для Ан?148. Стоимость одного самолета – $20 млн, 50% комплектующих поставляет украинское предприятие. Всего россияне заказали 15 машин с поставкой до 2017 года. Из?за срыва соглашения предприятие недополучит около 480 млн гривен дохода в год.
Днепропетровский агрегатный завод производит гидравлическую аппаратуру и топливные насосы для авиации. 70% продукции поставляется в РФ, 30% – на внутренний рынок. Под европейские стандарты продукция завода не подходит, поэтому сегодня предприятие практически остановлено, хотя в прошлом году заработало 51 млн гривен чистой прибыли при чистом доходе в 307 млн гривен.
Может потерять доходы и «Южмаш». Под угрозой – создание ракет-носителей «Зенит» для международного космического проекта «Морской старт». 95% в нем принадлежит российской РКК «Энергия», а 3% – американской корпорации Boeing. Ежегодно «Южмаш» продавал в РФ два?три «Зенита» стоимостью $40 млн каждый. Контракт по обслуживанию российских ракет «Сатана» (Р?36М – по советской и российской классификации) приносил предприятию примерно $10 млн в год (около 3% выручки).
Последствия санкций против РФ можно рассматривать и в другом ключе. По словам директора ЦИАКР Валентина Бадрака, за последние 10 лет Украина сумела существенно продвинуться в некоторых направлениях ВПК. «Для украинской армии ничего не покупалось, Россия от украинской продукции открещивалась. Пришлось осваивать то, что купит Запад», – объясняет он.
Ниша, в которой у Украины есть перспективы на мировом рынке, – высокоточные средства поражения. Это, например, противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Барьер?В» вертолетного базирования, ПТРК «Стугна?П», противотанковая управляемая ракета «Комбат», разрабатываемые киевским КБ «Луч». Из последних разработок украинских предприятий заслуживают упоминания системы радиолокации, например, РЛС «Пеликан» запорожского завода «Искра» или «Малахит» компании «Укрспецтехника».
Обстрелянные Западом
Сегодня армии Болгарии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии почти полностью укомплектованы бронетехникой советского производства. Как отмечает Самусь, Украина могла бы предложить бывшим собратьям по Варшавскому договору обновленные, но привычные машины. Defense Express оценивает объем потенциальных контрактов по бронетехнике в Восточной Европе более чем в $40 млрд. Украине удалось сохранить цикл производства основных боевых танков, а также наладить с нуля выпуск легких бронированных машин, подчеркивает Бадрак. Крупнейшим предприятием в этой сфере является Харьковский завод «Завод имени В.А. Малышева». Ремонтируют и обслуживают танки и БТР также на Житомирском и Киевском бронетанковых ремонтных заводах.
Говоря о достижениях частных предприятий ВПК, стоит вспомнить новые образцы колесной техники «АвтоКрАЗа», радиолокационное оборудование, созданное компаниями «Аэротехника-МЛТ» и «Укрспецтехника», средства защиты летательных аппаратов от ракет с инфракрасными головками наведения частной фирмы «Адрон» (компания поставляет их по заказам стран НАТО), широкую линейку современных средств связи производства «Телекарт?Прибор».
В целом в Украине в сфере ВПК работает около 160 предприятий. «За последние годы у нас появился целый ряд проектных школ, которых не было в Союзе», –
утверждает Бадрак. Самусь уверен, что дальнейшее отдаление Украины от РФ пойдет отрасли на пользу: «Весь постсоветский период оборонно?промышленная кооперация всегда использовалась Россией как фактор давления, шантажа и запугивания Украины. Как ни парадоксально, но именно военный конфликт с РФ и рост гособоронзаказа будет способствовать улучшению качества и технологичности украинской оборонной продукции».
Могут открыться новые горизонты и мирного машиностроения. Тот же российский «Уралвагонзавод» выпускает не только танки, но и железнодорожную продукцию. На предприятии заявляют, что от санкций больше пострадают американская компания Caterpillar и канадская Bombardier. С первой завод договаривался о сборке магистрального тепловоза SD70Ace, а со второй – создавал инновационный поезд для метрополитена. Эти компании могут теперь обратить свой взор на Украину.
На мировом рынке также конкурируют украинская компания «АвтоКрАЗ» с российской «КамАЗ», ОАО «Турбоатом» с холдингом «Силовые машины». Изоляция РФ может стать дополнительным стимулом для украинских компаний, хотя их специализация напрямую и не связана с западными санкциями.
По материалам: forbes.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.