Пятница, 23 Мая 2014 10:17 | Просмотров: 1030
Многие товары, произведенные «резидентами Крыма», рискуют стать дальше от полок магазинов, в особенности российских. А казалось, должны были стать ближе.
Если бы Гришка Распутин жил в наше время, он рисковал бы остаться без мадеры только потому, что его излюбленный напиток производится крымским винным заводом под торговой маркой Массандра, а Крым фактически стал подчинен российской юрисдикции. Распутин, конечно, употребил бы свое государственное влияние, чтобы решить проблему хотя бы ради мадеры. Нашего современника, гораздо более влиятельного, но с похожей фамилией, уже просят сделать то же самое. Президенту России направляют письма с просьбой разрешить, пожалуй, самую интересую проблему XXI века в сфере интеллектуальной собственности.
Моя твоя не понимать
Все дело в том, что права интеллектуальной собственности, например, на торговую марку, имеют территориальный признак – они действуют на территории только того государства, в котором произошла регистрация такого знака. Подавляющее большинство торговых марок, принадлежащих «резидентам Крыма» (для упрощения речи используем этот условный термин для компаний и жителей полуострова), зарегистрировано по законодательству Украины, а значит такие бренды защищены только украинским законодательством. В новых крымских реалиях, как мы понимаем, оно мало кому поможет.
Естественно, для самых крупных брендов Крыма (в особенности, производителей спиртного) проблемы не существует – многие из них давно представлены и защищены на российском рынке. В то же время остаются тысячи субъектов в Крыму, которые теперь признаны резидентами России, и они с удивлением обнаруживают, что в «собственном» государстве их торговые марки не обладают никакой правовой защитой. Представьте, вы годами раскручивали бренд, чтобы однажды узнать, что в «вашей» стране такого бренда вовсе нет.
В связи с принятием в состав России еще одного субъекта никто не будет менять выстроенную за годы систему федерального регулирования. Тем более, что привилегии для торговых марок «резидентов Крыма» неминуемо приведут к ограничению прав российских правообладателей. То есть, централизованного решения всех проблем «оптом» ожидать не следует. А спасение утопающих, вероятно, традиционно будет делом их собственных рук.
Компромиссное решение
В лучшем случае таким субъектам необходимо снова зарегистрировать свои знаки для товаров и услуг, теперь уже подавая заявления в Роспатент. Проблема усугубляется тем, что в России те же торговые марки вполне возможно уже длительное время принадлежат другим лицам. Это чревато целым рядом осложнений:
Невозможность зарегистрировать собственную торговую марку в России. Вы никогда не сможете защитить раскрученный бренд, зато будете вынуждены просить разрешение на его использование.
Риск судебных разбирательств с собственником аналогичной или схожей торговой марки в России. Другими словами, разрешения на использование собственного бренда можно и не получить.
Снижение различительной способности обеих торговых марок. Потребитель будет путать производителей товаров/услуг, и обе торговые марки будут обесцениваться.
Некоторые производители могут решить, что слухи о гибели их брендов сильно преувеличены. Поскольку экспансия на российский рынок могла и не входить в их планы, можно продолжать поставки в Украину, не опасаясь осложнений, решат они. Но не тут-то было: поставка товара из Крыма в Украину является экспортом в понимании российского законодательства, а экспорт брендированного товара (как и производство) является одним из способов использования торговой марки. Если идентичная крымской торговая марка уже зарегистрирована в России, резидент Крыма может беспрепятственно ее использовать, только перенеся производство на основную часть Украины.
Резидент Крыма может пытаться апеллировать к тому, что он первым начал использовать спорную торговую марку, – возникает так называемое право преждепользования. Однако и этот вариант представляется сомнительным, ведь неясно, справедливо признавать в России первенство крымской торговой марки или нет. Ведь фактически ее использование началось на территории, которая раньше не считалась российской. Но даже и успех этой затеи не позволит правообладателю развивать бизнес под спорным брендом, ведь право преждепользования очень ограничивает свободу действия субъекта в отношении возможности использовать или распоряжаться тем или иным знаком.
Начать защиту крымского бренда на территории России стоит с незамедлительной проверки соответствующих российских баз данных на предмет наличия в них объектов, аналогичных объектам «резидентов Крыма». Исходя из полученных результатов, следует либо регистрировать такие бренды в России, либо выявить правообладателя и инициировать с ним переговорный процесс.
По материалам Forbes, Виталий Савчук, юрист ЮК «Правовой Альянс»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Крым, торговые войны, бренд