В то время, как многие женщины мечтают о кольцах, серьгах или духах, жительница Чернигова Александра Дидович искренне обрадуется старым сумочкам, поношенным кожаным кошелькам и перчаткам, давно вышедшим из моды сапожкам, обрезкам кожи. В золотых руках мастерицы все это превращается в прекрасные картины, шкатулки, вазы, подсвечники. Зная об этом, родные, друзья и коллеги несут Александре Ивановне ненужные кожаные вещи, ведь для нее это — ценный и необходимый материал для творчества. Даже на открытие выставки работ мастерицы в литературно-мемориальном музее М.Коцюбинского друзья не поленились принести ей несколько пакетов... с голенищами! (http://www.gorod.cn.ua/news_7741.html)
Для своих работ Александра Дидович использует кожу и ткани.
Новая жизнь старых вещей
Когда смотришь на эти работы удивительной красоты — цветущую сакуру, яркие маки, романтический розовый туман, фигурки людей и животных, трудно поверить, что они изготовлены из старых кожаных вещей. По словам Александры Ивановны, эту технику она освоила всего лишь несколько лет назад. Знакомая показала ей всего лишь один элемент — если кусочек кожи подержать над свечой, он станет выпуклым, и его вполне можно использовать как лепесток цветка для аппликации. Вот так и родилась одна из первых работ мастерицы — сакура. Эта картина была настолько удачной, что послужила толчком для дальнейшего творчества. Потом на свет появились выпуклые натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции.
Картины Александры Дидович абсолютно разные. Ей нравится экспериментировать, используя всё новые приемы. В какой-то момент мастерице стало интересно создавать не отдельные картины, а тематические серии. Одна из них, юмористическая, посвящена казачеству. Увидим на ней и поющего кобзаря, и корпящего над бумагами писаря, и седоусого казака-«характерника». Другая, романтическая, создана в нежно-розовых и серебристо-серых тонах. Одна из последних серий посвящена Батурину. Правда, в ней вместо кожи использовалась пленка-самоклейка. Отдельная коллекция — это мини-выставка, которую можно показать и на ярмарке мастеров, и в детском учреждении.
У каждой картины - свой секрет
На создание каждой работы были потрачены десятки часов кропотливого труда. Именно поэтому мастерица не спешит их дарить или продавать, хотя с подобными предложениями к ней обращаются частенько. Совсем недавно на открытии заповедника в Батурине у Александры Ивановны хотели приобрести работы для оформления ресторана, но она отказалась.
По мере совершенствования мастерства Александра Ивановна усложняет свои работы. Серии картин, которые были созданы последними, «собраны» из сотен деталей-кусочков! Они поражают своей изысканной строгостью! Одна серия посвящена гетманам Украины и выдержана в золотисто-коричневых тонах, другая, более красочная, — периоду Киевской Руси. Последняя включает портреты первого известного по летописям властителя Чернигова — князя Мстислава Храброго, князя Игоря Новгород-Северского, героя «Слова о полку Игореве», и князя Давида — основателя Борисоглебского собора. На создание каждой из этих работ были потрачены десятки часов кропотливого труда! Именно поэтому мастерица не спешит их дарить или продавать, хотя с подобными предложениями к ней обращаются частенько. Совсем недавно на открытии заповедника в Батурине у Александры Ивановны хотели приобрести работы для оформления ресторана, но она отказалась.
- В каждую свою работу я вкладываю частичку души, массу труда, поэтому мне тяжело с ними расстаться, - поделилась с нашими читателями Александра Ивановна. - И потом одна и та же техника меня не привлекает, становится скучно. Однажды меня попросили сделать копию работы, которая была на выставке. Я пообещала, но никогда не забуду, с каким напрягом я над ней работала. По-видимому, сказывается мой холерический темперамент, мне интересно делать все новое, а копировать — нету сил. С кожей работать интересно, потому что у каждой работы своя техника! И это нескончаемо!
Мастер-класс для начинающих
Александра Ивановна готова поделиться своими секретами со всеми. Плата за науку — старые кожаные вещи. После окончания активной трудовой деятельности (до выхода на пенсию она почти два десятка лет работала преподавателем в Институте права, социальных технологий и труда) она продолжила заниматься со студентами в кружке декоративно-прикладного искусства «Гаудеамус», обучала молодежь. Ее постоянно приглашают на мастер-классы в школы и садики, в Институт повышения квалификации учителей. Она с удовольствием отправилась бы и в районы Черниговщины (и ведь постоянно приглашают!), вот только с транспортом — проблема! Добираться на маршрутке неудобно, ведь необходимо везти с собой материалы для работы, клей, оргалит или доску, обрезки труб для создания шкатулок и ваз.
Мастерица не устает повторять, что творить подобные вещицы — легко и просто, особенно вместе с детьми. И как же иначе привить им любовь к рукоделию? Желательно хоть немного уметь рисовать, а остальное — дело техники. По словам Александры Ивановны, прежде чем начать работу, картину нужно полностью «сложить» в голове — где что приклеить, каким способом. Вначале рисунок наносится на оргалит. Если картина состоит из кусочков, все линии на эскизе должны быть замкнутыми. Потом вырезаешь кусочки кожи, примеряешь их друг к другу, подгоняешь, а потом приклеиваешь. Картина выкладывается, как мозаика. Когда элементы подсохнут, между ними обязательно появятся щели. Мастерица заполняет их нитями, создавая контуры как на витражах. На первый взгляд, ничего сложного. Так что обязательно попробуйте - наверняка радость творчества и результат превзойдут все ваши ожидания!
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.