С точки зрения метафизиков, фамилия человека и его судьба неразрывно связаны. Фамилия насыщена мощной энергией, сопровождающей человека на протяжении всего его жизненного пути. Вот только энергия эта может быть как положительной, так и отрицательной, и в зависимости от этого фамилия может открывать своему владельцу путь к успеху, а может, наоборот, препятствовать достижению цели. Для определения «пригодности» фамилии применяют даже нумерологию. Считается, что каждая буква, кроме того что способна указывать предназначение человека, имеет также привязку к цифровому коду. Числовые вибрации в той последовательности, в которой стоят буквы в фамилии, могут определить все важные вехи в становлении личности.
Серафиму Прекрасную из села Яблоновка Прилукского района такие тонкости не волнуют совершенно. Хотя, возможно, то, что до 23-летнего возраста она была Гончаровой, однофамилицей Наталии — жены Александра Пушкина, каким-то образом и повлияло на выбор ею профессии — учитель русского языка и литературы. А затем она стала Серафимой Прекрасной.
— Серафимой, как мне рассказывали, меня батюшка назвал, когда крестили, — говорит Серафима Семеновна. — Ни отца, ни мамы своих я совершенно не помню. Родилась в 1940 году. В документах написано, что в Орловке, а где она, та Орловка? Где-то годиков с трех-четырех, не знаю даже, воспитывалась в борзнянском спеидетдоме для детей, родители которых погибли на фронте. Была Симой-Серафимой: пела, танцевала. Ну и допелась до Нежинского культпросветтех-никума. После его окончания в Яблоновку, она тогда еще райцентром была, меня привезла моя классная руководительница, поскольку здесь один из ее учеников работал. Приехала я в ситцевом платьице, босоножках. Еще ботинки были, школьная форма—и все, больше ничего из «хозяйства» не имела. Взяли на работу в Дом культуры. А получали ведь тогда сколько? 47 рублей 50 копеек. Так я устроилась в школе музыку преподавать, а в Доме культуры была художественным руководителем. Стала получать 80 рублей.
— Сколько же Вам лет было, когда Вы техникум окончили?
— Ой, надо подумать... Школу я окончила в 1958 году, а техникум — в 1960-м. Тогда же приехали в Яблонов-ку, меня здесь приголубили, я работала, работала, да так и осталась. В партию меня впихнули, была секретарем. Да кем я только не была (смеется). Вела всю внеклассную работу, хор в составе 150 человек и бальные танцы 15 лет тоже вела. Окончила заочно Нежинский педагогический институт, стала преподавать русский язык и литературу, затем читала зарубежную и, опять-таки, музыку.
— То есть, Вы всю жизнь проработали в одной школе?
— Да. И на пенсии работала, попросили, чтобы я еще и изобразительное искусство преподавала. Пришлось сначала самой учиться рисовать (смеется). На пенсию вышла в 1971 году... ой, что это я такое говорю? В 2011 году. Это мне 71 год «стукнул», когда я стала пенсионеркой.
— Как же Вы стали Прекрасной?
— Замуж вышла в 1963 году, как же еще могла ? Здесь тогда еще нефтеразведка стояла, мой будущий муж, Николай Яковлевич Прекрасный, там работал. А кавалеров же у меня полно было, потому что и выступала, и пела, и на баяне играла. На танцы ходили в старый клуб, возле него площадку зацементировали, оборудовали этакую «дискотеку». Бывало, домой без подошв возвращались. А Николай как раз на 8 Марта пришел. Скромный такой, застенчивый. Пригласил меня на танец. В тот же день у директора Дома культуры праздник должны были отмечать, Николай и спрашивает: «Можно мне с Вами пойти?» Ну и пошел. Потом провел меня домой. А я думаю: «Какой скромный и тихий, буду им командовать!» Да не так вышло! Не командовала. В тихом омуте черти водятся (смеется). До того ревнивый был, что страх божий. А у меня ведь работа такая, что иногда в половине третьего ночи домой приходила. То конкурсы, то областные и районные смотры художественной самодеятельности. В областных ведь только Яблоновке доверяли участие принимать. А там ведь как: только выступили где, так сразу же и выпивка, и закуска. Только я боялась выпивать, чтобы муж не слышал от меня и запаха.
44 года мы с Николаем Яковлевичем прожили вместе. Он после нефтеразведки в школе работал, потом в интернате на подсобном хозяйстве. Но ушел из жизни девять лет назад...
Один у нас сын — Сергей мой Прекрасный. Окончил исторический факультет в Чернигове, был директором школы в Знаменке, историю, философию, экономику преподавал. А сейчас в Польше, на заработках. Внучка Таня в Киеве, в туристическом бизнесе работает. Такой вот род Прекрасных.
— Серафима Семеновна, но все же, повлияла ли фамилия на Вашу жизнь? Ну, скажем, помогла ли она сбыться Вашим мечтам?
— Я когда-то мечтала, что как только свои деньги появятся, куплю шоколадок и наемся. Но почему-то не хочу уже шоколадок (смеется).
— А можете вспомнить что-нибудь этакое, необыкновенное?
— Необыкновенное? Это мое все: внеклассная работа, школа, дети... Это и вспоминается.
В тему
НЕ ВСЯКАЯ СЕРАФИМА ПРЕКРАСНАЯ
А тем временем с телеканала на телеканал кочует сериал под названием «Серафима Прекрасная». К счастью, к героине нашего рассказа, Серафиме Семеновне Прекрасной, это «чудо российского агитпрома» не имеет никакого отношения. Хотя некоторым фильм нравится. В частности, Каринэ Фолиянцу. Впрочем, это неудивительно, ведь господин Фолиянц сам его и склепал в качестве режиссера.
«В основе сюжета, — объясняет он особо непонятливым, — история любви сильной женщины Серафимы, роль которой исполняет Екатерина Порубель. Это любовный треугольник — на протяжении 20 лет Серафима и ее соперница любят одного и того же мужчину. Кроме мелодрамы, это еще и народное кино — рассказ об истории России через жизненный путь конкретного человека. Героиня преодолела многое — болезнь ребенка, измену мужа и кучу разных трудных обстоятельств. Финалом станет счастливый конец, так как она заслужила у Господа счастье своим трудом, поведением и силой духа. И это мне нравится. Мне кажется, что в кризисные времена такой сюжет актуален. Он показывает, что всегда есть шанс подняться с колен».
Про «поднятие с колен» — это он хорошо сказал, актуально. Остается только поверить режиссеру-постановщику на слово, потому как до конца посмотреть наштампованную им долгоиграющую «кучу разных проблем» не у всякого нервов и терпения хватит. Даже в «кризисные времена».
Но гуляет по миру российское «народное» кино, «рассказывая об истории России через жизненный путь» некрасивой героини, вся судьба которой — это сплошные превозмогания, лишения, преодоления. Ведь русская женщина должна коня на скаку остановить, в горящую избу войти, чтобы доказать зрителям свое право на счастье. Внешность тоже имеет значение — героиня должна быть «кикиморой болотной», ведь Господь любит страшненьких и потом обязательно вознаграждает. В российских фильмах вообще всем помогает Господь — это за «поребриком» человек всего добивается сам...
В общем, началось все с влюбленности деревенской девочки-отличницы в больших очках в синеглазого одноклассника Диму Сомова. Все как в жизни — давала списывать, прощала обиды и далее по Фрейду. Внезапно у девочки гибнут в аварии родители, и ее определяют в детдом. Перед отъездом отличница бросается на шею возлюбленному и заклинает не забывать Симку, то бишь ее. Было им на тот момент лет по десять.
Прошло шесть лет. Серафима возвращается в родительский дом. Естественно, возмужав и закалившись, но в душе оставшись такой же доброй и нежной. А вот Димка подкачал не по-детски. Во-первых, стал алкоголиком. В российских деревнях с 16-летними обормотами это случается сплошь и рядом.
Во-вторых, по карьерной лестнице сумел подняться лишь до должности тракториста. Там этой профессии алкоголизм не помеха. А в-третьих, самое кошмарное, закрутил роман со смазливой дочкой доярки, напрочь забыв о заклятии Симки «не забывать». На момент второго пришествия главной героини в село и траХторист, и дояркина дочка были полны радостных гормонов в месте, что пониже пупка и повыше коленки. Неправедность их жизни режиссер особо подчеркивает выбором актеров: юного землепашца играет по виду 35-летний дядька с сеточкой морщин, проседью на висках и явно не голубыми глазами. Подруга его хоть и имеет личико а-ля «по пьянке закрутилось и не выберешься», тоже на создание «все такое воздушное, к поцелуям зовущее» не тянет.
Вот тут-то Серафима Престрашная «своим трудом, поведением и силой духа» и заслужила у Господа «счастливый конец», для начала заманив в отцовскую хату непутевого кавалера. Ну, типа, крышу починить. Я, мол, женщина слабая, хотя режиссер и утверждает, что сильная. А дальше все пошло по классическому сценарию: накормила объект страсти отварной картошкой и пучками зеленого лука, не уставая подливать ему в стакан «зелья приворотного». Да и сама ненавязчиво оприходовала цельный графин беленькой. Смотрела мрачно. Объект под ее взглядом картохой давился, но шансов у него не было никаких. Когда же Серафима пробасила: «Куда это ты на ночь глядя, я тебе диван расстелю», стало окончательно понятно, что стратегия «гибридного соблазнения» удалась и отныне героиня будет грести личное счастье лопатой, как блины на Красной площади. Можно записывать рецепт: для того чтобы самому встать с колен, нужно всего-навсего завалить кого-нибудь другого, предварительно доведя его до беспомощного состояния, чтоб не брыкался. Забеременеть от него и по этой причине пожениться. И хрен с ним, с алкоголиком, что он там по этому поводу думает. Главное, проявив свой характер, прожить трудную, но благородную жизнь. А режиссер, согласный снять об этом многосерийную «фильму», всегда найдется.
Олег Шпак
Олег Яновский, "ГАРТ" №42 (2794) от 13 октября 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.