С неизменным художественным руководителем и главным дирижером академического симфонического оркестра «Филармония», основателем ежегодного международного фестиваля классическом музыки «Сіверські музичні вечори», заслуженным деятелем искусств Украины Николаем Сукачем мы встретились за неделю до юбилея.
— У дирижера совсем иной взгляд на возраст, — считает Николай Васильевич. - Это профессия второй половины жизни, когда появляется опыт, приходит мудрость, еще не пропадает жажда к творчеству, а главное - еще есть здоровье. Последнее у меня не отменное, но терпимое, могло быть и хуже.
Он предпочитает не вспоминать тот эпизод 33-летней давности, когда получил 11 ножевых ранений, одно из которых — в сердце.
— Я выжил благодаря тому, что, во-первых, тот удар получил в момент, когда сердце не было сокращено, во-вторых, что попал в руки настоящего мастера своего дела - хирурга Владимира Богачевского. Я ему безгранично благодарен, называю его своим крестным отцом. А еще обязан маме, которая возле меня и дневала и ночевала.
Стоит сказать еще и о силе воли самого музыканта.
— Помню, какую безумную жажду к жизни я тогда почувствовал! Пересмотрел свои взгляды на жизнь. Вот уже 33 года не курю (даже не представляете, насколько тяжело для меня было бросить) и не употребляю алкоголь, занимаюсь физическими упражнениями.
ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ - С ДЕТСТВА
— Музыка пришла ко мне в детстве с радио и телевидения, - возвращаемся к любимой теме маэстро. - Я был очарован, когда по телевизору услышал пение Бориса Гмыри. А симфонический оркестр полюбил благодаря произведению парагвайского композитора Хосе Флореса «Песня петушка», звучавшему по радио по нескольку раз в неделю. Эта композиция все во мне переворачивала!
...С 11 лет я начал учиться игре на баяне. Мне всегда везло с учителями, всем им я безгранично благодарен! В музыкальной школе это был Михаил Стрига, в музыкальном училище им. Л. Ревуцкого — ныне покойный Борис Бесчасный. В мае 1962 года, на 2 курсе, я сыграл свои первые концерты в составе трио баянистов Черниговской филармонии.
Так случилось, что в Харьковскую консерваторию (в настоящее время — Харьковский национальный университет искусств. — Авт.) меня взяли сразу на второй курс. Сначала я гордился этим, а затем сожалел, что на год меньше занимался у таких прекрасных педагогов, как преподаватель по классу баяна Владимир Подгорный (в детстве у него в руках разорвалась граната, он потерял зрение и фаланги пальцев), профессор Константин Дорошенко, который учил меня дирижированию. К сожалению, он сам перестал быть действующим дирижером, потому что потерял слух, работал со слуховым аппаратом. Константин Леонтьевич обладал энциклопедическими знаниями не только в музыке, но и в области театра, литературы, живописи. Именно он помог мне сформировать методу моего дирижерского мышления (кстати, портрет наставника и сейчас стоит в кабинете Николая Васильевича. — Авт.).
После консерватории я вернулся в Чернигов, работал в музыкальном училище дирижером симфонического оркестра. Однако недолго, потому что меня призвали в ряды Советской армии. Я мог бы служить в военных ансамблях, даже в родном Чернигове - в летном училище или в железнодорожном полку связи. Но приехал «вербовщик» из Пскова, где дислоцировалась Черниговская десантная дивизия, и забрал меня туда. Дальше были суровые солдатские будни десантника. Армия научила меня преодолевать страх.
После службы я долгие годы работал преподавателем в Черниговском музучилище. Честно говоря, этот период своей жизни я бы с удовольствием переписал - сразу пошел бы на профессиональную дирижерскую работу. Но тогда в Чернигове оркестра не было, только в 70-х годах Георгий Воеводкин организовал камерный оркестр, а когда он уехал, мне предложили его возглавить. 12 лет я попутно с преподавательской деятельностью работал в организации «Союзконцерт», гастролировал с лучшими музыкантами и актерами СССР. С некоторыми поддерживаю дружеские отношения до сих пор.
« ФИЛАРМОНИЯ »
— На базе камерного оркестра Черниговской филармонии и был создан симфонический оркестр «Филармония». В апреле 1999 года он выступил на отчете Черниговской области во дворце «Украина» в Киеве. Первый концерт в Чернигове состоялся с Национальной хоровой капеллой «Думка» (был исполнен «Реквием» Моцарта к годовщине Чернобыльской катастрофы). Летом оркестр сыграл несколько концертов в столице на фестивале «Летние музыкальные вечера», а через два года поехал на первые зарубежные гастроли в Хорватию.
— Ваш оркестр создан в городе, где нет консерватории, а достиг международного успеха. В чем же секрет?
— В начале существования «Филармонии» я приглашал к нам играть своих друзей - из Национального оркестра Украины, из-за границы. Были времена, когда у меня дома по два-три дня жили 11-12 музыкантов, приезжавшие на репетиции и концерты. В качестве солистов с нами выступал пианист Николай Сук (крестный отец нашего оркестра, потому что мы с ним сыграли очень много, именно благодаря ему молодые музыканты поверили в себя), один из двух лучших пианистов мира по владению инструментом Вадим Руденко (мне лично и Чернигову повезло, что при своей востребованности и занятости он вот уже 17 лет играет с нами), виолончелист Александр Князев, который входит в пятерку топ-музыкантов мира, пианисты из мировой элиты Николай Луганский и Борис Березовский, скрипачи Саяка Шоджи и Эрик Шуман. Молодые музыканты рядом с мэтрами учились, приобретали опыт.
И со своим оркестром, и в роли приглашенного дирижера Николай Сукач выступал в США, Германии, Испании, Португалии, Хорватии, России, Польше и Беларуси. Получал разные заманчивые приглашения. Но ради «Филармонии» от всех отказался. В частности, и от предложения возглавить столичный оркестр.
- Я не сожалею, что поступил именно так. Потому что, во-первых, я для себя четко понял: творческий человек должен ставить себе табу. Чтобы достичь определенной цели, нужно что-то отбрасывать, чем-то жертвовать. А во-вторых, в своем коллективе ты имеешь возможность выразить себя и свой взгляд на музыку. Несмотря на всевозможные неурядицы, главная моя цель, на которую я положил 17 лет жизни, достигнута — в моем родном городе есть оркестр. С нами играют музыканты из 27 стран мира, нас приглашают на зарубежные гастроли.
К ЮБИЛЕЮ - КОНЦЕРТЫ
Для маэстро главное не звания и награды.
— Для меня важнее тот мир музыки, в котором я живу, он удивительный, рядом с ним многое становится второстепенным, — говорит Николай Васильевич.
И свой большой концерт, который с размахом состоялся вчера, в день его юбилея, он ожидал не ради поздравлений и похвал, а ради возможности в который раз исполнить прекрасную музыку вместе с оркестром и солистами — пианистом Вадимом Руденко и народными артистами Украины, лауреатами Национальной премии имени Тараса Шевченко скрипачом Анатолием Баженовым и певицей Анжелиной Швачкой.
— В свой день рождения я всегда работаю. А в юбилей еще приятнее делать то, что ты любишь и делаешь всю жизнь. Свое 70-летие я отпраздную еще раз в Киеве - 8 июня буду играть с Национальным симфоническим оркестром Украины. 8 июня еще один мой юбилейный концерт состоится в Колонном зале имени Н. Лысенко Национальной филармонии Украины. Я буду дирижировать Национальным симфоническим оркестром Украины.
Всегда за спиной у дирижера в прямом и переносном смысле — жена Елена Петровна и дочери Наталия и Марина. А сын Ярослав около года назад подарил ему внука Владика.
— Что планируете после юбилейных концертов?
— Работать, — улыбается Николай Васильевич. - Планов много. Впереди - новый сезон, зарубежные гастроли, новый фестиваль. И новые встречи с моими любимыми почитателями симфонической музыки.
Алина Ковалева, "ГАРТ" №22 (2774) от 26 мая 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Николай Сукач, музыка, юбилей, Алина Ковалева, "ГАРТ"