В нем есть что-то особенное. За теплотой взгляда, искренней улыбкой, хорошими манерами скрывается его изысканная натура. Умен и тактичен – именно такое первое впечатление производит на собеседника Михаил Григорьевич Барбаш, директор средней школы №3 города Чернигова. Сегодня, в канут своего профессионального праздника – Дня учителя – он у нас с вами в гостях.
- Михаил Григорьевич, давайте, пожалуй, начнем традиционно. Расскажите немного о себе. Почему именно на профессию учителя пал выбор после окончания школы?
- Родился я в Черниговском районе, в селе с очень мелодичным названием - Малиновка. Там проходили мои детские годы, о которых всегда приятно вспомнить. Друзья, задорные игры, веселье - одним словом, детство. Оно всегда вызывает ностальгию, а впрочем, это не только у меня одного.
После окончания школы хотел поступить в военное училище. Как и каждый мальчишка мечтал о карьере военного. Но... Все мечты закончились подготовительными курсами при нашем Черниговском педагогическом институте. Сегодня я благодарю Бога за то, что так все и произошло. Случись все тогда по-другому, я не представляю, как бы жил без своей школы и учеников. Что бы там ни было, какие бы трудности не постигали нас на нашем поприще - быть учителем просто здорово.
Уже сейчас, когда аналитически подхожу к любой ситуации, могу с уверенностью сказать: "Я стал педагогом не случайно". В нашем роду уже были учителя. И, может быть, на генном уровне мне передались умение учить, а также организаторские способности. В детстве я всегда был лидером, заводилой. Организовывал ребят на футбольные турниры, меня слушались и шли за мной. Сколько себя помню - был активистом во всех хороших начинаниях. С высоты сегодняшнего дня даже не знаю, как я успевал все делать. В институте занимался спортом, посещал много секций, был активистом студенческого строительного движения, членом институтской команды по баскетболу "Буревестник". Что и говорить -золотое было время, приятно вспомнить. Мне кажется, я был очень самостоятельным во всех отношениях. Родителям не доставлял огромных хлопот. Я знал, как им тяжело, потому и пытался все свои проблемы решать сам.
- А в школе вы были примерным мальчиком или драчуном?
- Был очень послушным. Это качество получил благодаря родителям. Во мне всегда присутствовало чувство ответственности, всегда относился с уважением к старшим. Не был я и трусом. Всегда мог постоять за себя и своих товарищей. Если признаться по секрету, то и в драках приходилось участвовать. По успеваемости я не могу похвастаться, что был отличником. А вот хорошистом - твердым. Помню, у меня в школе был девиз: учись так, чтобы родителям не было за тебя стыдно. Наверное, это я пронес через всю свою жизнь и несу дальше.
- А Вы помните первые шаги своей учительской карьеры?
- Свои первые шаги на профессиональном поприще, наверное, западают глубоко в душу каждого. С трепетом вспоминаю Малиновскую среднюю школу, которую я закончил и в которую пришел на работу. Как сейчас помню первый урок в одиннадцатом классе. Я всего лишь на пять лет старше учеников. Но ничего, справился. Нашел общий язык и подход. Это, наверное, были одни из лучших моих учеников. Всегда приятно их встретить, поговорить, вспомнить то чудесное время.
- В этой школе вы впервые попробовали и директорской каши?
- Да, после двух лет работы мне предложили директорство. Сразу отказывался, молодой ведь, думал - не получится. А потом согласился. Конечно, было трудно. Но разве мне привыкать к трудностям? Постепенно втянулся, разобрался, что и как.
- А как вы пришли в школу №3?
- Шло время, менялись обстоятельства, жизнь забросила в Монголию, в городок Хутул. Четыре года работы там дали очень хороший жизненный опыт. После приезда стал работать в Чернигове в школе №30, потом - в 35-й. А первого сентября 1997 года был представлен как директор коллективу школы№3. Вот с того времени и несем вместе с ними эту ношу.
- Трудно сегодня приходится директору?
- Сказать, что трудно - это значит ничего не сказать. Потому что на плечи директора сегодня ложится столько проблем, перечесть которые даже за день будет невозможно. И все это из-за того, что директор в наше время, как говорится, "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Поэтому я просыпаюсь с мыслями о школьных проблемах и засыпаю с ними.
- Все работа и работа. А может ли директор школы позволить себе полодырничать?
- С трудом. Потому что понятие суббота мне не известно. Когда есть свободная минутка, надо и на футбол выбраться, и книги любимые почитать, и семье время уделить.
- Вот и пришло время поговорить о семье.
- У меня жена и двое детей. Дочь Яна и сын Игорь. Я очень счастлив, что они у меня есть, такие замечательные и добрые. Мы - одно целое. Живем радостями и горестями друг друга. Не знаю, кому возносить молитвы за то, что рядом со мной постоянно моя Людмила (жена) - заботливая и нежная. Вы просто не представляете, как мне повезло с семьей. Всегда приятно ощутить ее заботу и поддержку, услышать совет и напутственное слово.
- У вас есть семейные традиции?
- Дни рождения членов семьи - это святое. Как бы далеко ни были от дома, в дни рождения собираемся вместе. Очень любим Новый год. Обязательно встречаем его в кругу семьи. Всегда радушно принимаем у себя друзей.
- Никогда не было упреков со стороны детей, что занимаясь другими, вы обделяли вниманием их?
- Это обычная проблема учительских семей. Но для меня мои дети - это святое. Я всегда находил и нахожу время для них. Всегда интересовался их проблемами, знал удачи и невезения, победы и поражения Яны и Игоря. В детском саду и в школе был постоянно в родительском комитете. Всегда присутствовал на школьных праздниках, бывал Дедом Морозом.
- Вы и здоровый способ жизни - совместимые понятия?
- Еще с самого детства знаю: в здоровом теле - здоровый дух. Занятия физкультурой - это обычное для меня дело. Не курю, спиртное только по праздникам. За 45 лет ни разу не помню себя пьяным.
- Что вы еще умеете хорошего делать, кроме того, как учить детей?
- Очень люблю кухню, люблю готовить. Могу посоревноваться в приготовлении пищи с самой знатной хозяйкой. Не хочу показаться не скромным - я профессионал в приготовлении шашлыка. У меня есть особый рецепт его приготовления, привезенный из Монголии. Так что я не боюсь, что мне нечем будет заняться после выхода на пенсию. Можно будет свободно открывать свой кабачок. (Улыбается).
- Михаил Григорьевич, какие качества вашего характера помогают идти по жизни?
- Говорят, что оптимисты плохо заканчивают. Но я оптимист и горжусь этим. Я верю в будущее и в лучшую жизнь.
Дана Высота, газета «7 дней» №46, 2 октября 2002 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: директор школы, школа №3, Михаил Барбаш, «7 дней», Дана Высота