Чтобы рассказать об этом, меня нашла 35-летняя Таня Сорокина, жительница г. Енакиево, которая со своей годовалой дочкой Надей уже пять месяцев живет в Сильченково Талалаевского района у 75-летней женщины, которую раньше не знала. Ей никогда не приходилось бывать в Центральной и Западной Украине. Война заставила бежать из родного города, оставив квартиру. Отчаяние и страх того, как выживать в чужом краю с малышкой на руках, все же были меньше, чем страх оказаться под обломками квартиры.Та искренность и доброжелательность с которой встретили беженцев чужие люди, тронули ее до слез.Я поехала в село,чтобы ближе познакомиться со всеми, о ком рассказала Таня.
Возле старенькой сельской хаты, последней на улице со стороны Чернецкого, радушно встречает меня 75-летняя хозяйка Лидия Савченко. Шутит, мол, долго я жила одиноко, а теперь у меня большая семья. Лидия Сергеевна 55 лет прожила в Сильченково, с тех пор как вышла сюда замуж из соседнего Роменского района. Работала на ферме и на колхозных полях, муж давно умер, деток Бог не дал. Старшая сестра Антонина еще в юности завербовалась на Донбасс, там и осталась жить. Давно с ней не виделись — годы, болезни одолевают. А вот племянница Людмила приезжала из Енакиево к своей тете и бабушке (мама Лидии Сергеевны доживала с ней).
«Мне так хотелось увидить своих двоюродных правнучат — Людиных внуков Илюшу и Владика, — рассказывает женщина, — теперь не только увидела, растут на моих глазах, в моей хате. В голове не укладывается, как может такое быть, чтобы в одной стране воевали друг с другом! Я хоть и маленькой была в войну, но запомнила, что люди последним делились, принимали в свои хаты тех, кому жить было негде. Но то ведь немцы-захватчики над нами издевались, а мы же одна кровь! В августе приехала ко мне Люда со своими внучками, а с ней еще Оля, дочь ее подружки, и вот Таня, сестра ее невестки, с маленькой Наденькой. Я всех приняла. Мне с ними не трудно, а вот им, городским, попробуй-ка... Хорошие они девушки, все помогают, Я играю с Наденькой и прошу Таню, чтобы рассказала ей, когда вырастет, где она жила маленькой и как баба чужая ее нянчила».
50-летняя Людмила Макаренко — педагог-дошкольник, вышла на льготную пенсию, чтобы ухаживать за больной мамой. Рассказывает, что ее муж работал в шахте, где погиб восемь лет назад. В собственном доме в Енакиево Людмила жила с мамой и семьей старшего сына, еще у нее есть дочь и сын, которые живут отдельно. В начале августа жить с детьми в городе стало страшно из-за бесконечных обстрелов. Она оставила немощную мать, которую невозможно вывезти, на сына и невестку и повезла внуков подальше от войны. Все женщины надеялись, что едут на неделю-две. Оля рискнула вернуться домой через месяц, так как знакомые позвонили, что мародеры зверствуют. Людмила с внуками и Таня с дочкой, скорее всего, будут зимовать здесь. Что будет дальше — руками разводят.
Людмила ехала на родину своей мамы без тени сомнения, а вот Таня говорит, что некоторые знакомые пугали ее «бандеровцами», но она доверилась Людмиле Викторовне и теперь хочет всем рассказать о «настоящих бандеровцах». Очень помогли им соседи — семьи Сергея Дрозда, Олега Коломайко, а вообще, много добрых людей, которых они даже по фамилиям не знают. Всем им эти женщины кланяются до земли. Ведь надо было во что-то одеваться всем, когда похолодало, на чем-то спать, чем-то укрываться (Лидия Сергеевна не рассчитывала на такое семейство). Даже стиральную машину «Малютку» им принесли и коляску для Нади, у соседей для нее берут молоко. Таня радуется, что у малышки хорошо начали расти зубки. Доченька для нее — выстраданный, долгожданный ребенок, хоть она мать-одиночка и имеет группу инвалидности. В районе ей оформили документы на получение соответствующих выплат, а на исполкоме в Сильченковском сельсовете решили выделить женщинам по тысяче гривен помощи. Сельский председатель Василий Покрышка по возможности помогает им.
Первого сентября в первый класс местной школы пошли оба внука Людмилы — Илья Бредковский и Владислав Макаренко. Она, как педагог, а не только бабушка, в восторге от того, как приняли их в школе. В классе всего 7 учеников, учительница каждому из них уделяет максимум внимания. Мальчики чувствуют эту ауру и идут в школу с удовольствием. Здесь, среди детей, они на время забывают, как соскучились по дому, по мамам. Встретилась я с мальчиками на уроке чтения. «Я ходил на подготовку в третью школу, — рассказывает Влад, — она украинская, я уже умел читать на украинском. Только теперь у нас война». «Когда война закончится, мы поедем домой», — заявляет Илья. Учительница Светлана Загурская говорит, что обязательно так и будет, только, как и все взрослые, не может сказать этим мальчикам, когда наконец-то наступит мир.
Талалаевский район.
Александра Гостра, "Гарт" №4 (2704) от 22 января 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: беженцы, Таня Сорокина, Сильченково, Талалаевка, Александра Гостра, "Гарт"