GOROD.cn.ua

Оксана Мартыненко: «Пишу и реставрирую иконы с любовью и молитвой»

Оксана Мартыненко
Иконописец - это не художник в мирском понимании слова. Трудиться ему надлежит в молитве и с чистыми помыслами. Также человеку, занимающемуся этим богоугодным делом, нужно освободиться от всего личного: чувств, переживаний и амбиций. А остаться должно только глубочайшее благоговение перед изображаемым Образом и понимание своего недостоинства по отношению к Его святости. Об этом узнала, пообщавшись с черниговской иконописицей Оксаной Мартыненко.

Иконописью собеседница занимается уже двенадцать лет. Но в юности она об этом не мечтала. Вероятно, так было угодно высшему провиденью.
- Круг моих интересов в детстве был разнообразным: увлекалась пением, занималась гимнастикой, посещала биологический кружок и ухаживала за животными. Также нравилось выступать с вокальными и хореографическими номерами на сцене. Но когда мне было тринадцать лет, сломала ногу. Больше месяца не могла прыгать, плясать и бегать. Чтобы хоть чем-нибудь себя занять, стала рисовать карандашами и красками. Правда, как это правильно делать, не знала. Предметы и людей изображала на бумаге как чувствовала, - призналась Оксана Мартыненко.

Вскоре девушка поняла, что живопись -ее основное увлечение. И в этой сфере Оксана захотела реализовать себя. Изобразительное искусство изучала в Черниговском пединституте.
- У нас были хорошие преподаватели, особенно Федор Кравчук и Василий Михайлюк. Они мне грамотно поставили рисунок. Не ленясь, от всей души, много показывали на этюдах, не просто советовали, а садились и рисовали вместе с нами. Мы наблюдали за техникой, как преподаватели делали мазки. Кстати, как правило, все этюды и пленэры начинались на рассвете, где-то в пять-шесть утра, - сообщила иконописица.

Когда девушка оканчивала институт, она еще не понимала, в какой сфере изобразительного искусства будет работать. Но точно знала, что писать маслом и акварелью ей интересно.
- Я успела поработать в школе. Кроме уроков рисования, вела художественную студию, -продолжает рассказ собеседница. - Детям отдавала всю себя. А это очень изнурительно. Поэтому нуждалась в отдыхе. За новыми впечатлениями и эмоциями поехала к подруге в Москву. А тогда при Третьяковской галерее открылась выставка религиозных полотен иконописца Дионисия. Посетив ее, поняла, что религиозная тематика мне близка. Тем более, уже тогда я ходила в церковь.

В Москве Оксана также побывала в иконописной мастерской, познакомилась с современными иконописцами и попросилась в ученики. Поскольку у нее было художественное образование, девушке не отказали.
- После этого я приехала домой, написала в школе заявление об увольнении, сказала мужу, что очень хочу ехать в Москву учиться, и он меня отпустил. Правда, через месяц приехал ко мне. Муж - резчик по дереву, поэтому оказался востребованным в мастерской: вырезал из древесины киоты, а потом даже иконостас со своим братом резал. А я тем временем училась писать иконы. Кстати, на учебу меня благословил отец Петр из храма Всех Черниговских Святых, - улыбнулась художница.



В мастерской Оксана осваивала не только художественные премудрости. Училась столярному делу, фрезеровала, делала ковчег, наносила на подготовленную доску специальный грунт левкас. В подмастерьях была несколько месяцев.
- Было трудно, руки болели, но у меня такой характер, что я не сдавалась. Теперь благодарна мастерам за науку. Конечно, куда проще купить готовую доску и писать. Но с досками, которые готовил другой человек, часто возникают проблемы - то левкас вздувается, то трескается. Ныне я понимаю, что перед началом работы с доской ее нужно хорошо высушить в природных условиях, а не в сушилке. Например, когда с мужем покупаем липу, она у нас вылеживается пару лет, ее нельзя сразу сушить. Иначе древесина спекается, и когда начинаешь ее мочить горячим клеем, разбухает, - раскрывает секреты Оксана.

В Москве девушка проучилась девять месяцев. Она хотела остаться там подольше, но пришлось вернуться в Чернигов.
- Дом, в котором мы жили, не отапливался. Квартиру снимать было не по карману. От дома до мастерской ежедневно ходили три километра пешком по трассе туда и обратно. Иногда нас подвозили сердобольные автомобилисты, но чаще добирались пешком. Также вскоре я узнала, что жду ребенка. Поэтому с мужем приняли решение вернуться домой. На тот момент мне было 24 года, а беременность -первая. Ребенка я очень хотела. Однако пока ждала Ульянку, об увлечении не забывала - отреставрировала пару икон и сделала несколько копий, - сообщила Оксана Мартыненко.



С семьей собеседница живет в частном доме. Здесь она и работает, снимать мастерскую для нее очень дорого.
- Ныне в зале у меня разложены пять огромных досок, над которыми работаю. Делаю Царские врата в храм, что на Ниве и три иконы в Казахстан. Все домашние их обходят, потому что знают: это мамина работа. Сегодня младшая дочка говорит: «Мама, вот если бы не было этих досок, мы бы в прятки поиграли». Но я объясняю: «Не было бы досок, нечего было бы и кушать», - рассказывает собеседница. - Для мастерской одной комнаты недостаточно. Когда делаешь грязную работу, летят и мел, и пыль. В общем, мусора много. В доме я могу перенести работы в другую комнату и убрать, где намусорила. В мастерской с одной комнатой нельзя добиться таких условий. Ведь, когда золотишь икону, в помещении должна быть идеальная чистота. Поскольку вся пыль и волоски прилипают к работе. Я понимаю, что мой труд оценивают не только с позиции художественного искусства, но еще с точки зрения чистоты технологии, - уверена мастер.

За двенадцать лет работы Оксана успела выполнить много частных заказов. Даже не всегда успевала их сфотографировать. Ее работы можно увидеть в храмах России, Беларуси, Казахстана, Германии и других стран.
- По воскресеньям я не работаю. Обычно утром в этот день всей семьей идем в церковь. Потом кушаем, отдыхаем, помогаем детям с уроками, гуляем. А в будни тружусь, кстати, и в субботу тоже. Каждый день в нашей семье начинается с молитвы. Затем утром отвожу детей на учебу, возвращаюсь домой, настраиваюсь и работаю. С наскока можно разве что доску подготовить, а писать никак не получается, нужна сосредоточенность и спокойствие. Я краски делаю сама из натурального пигмента. Покупаю специальные порошки в Кривом Роге, на Донбассе, кое-что в Москве. Порошки, которые называют натуральными пигментами, добывают предприятия геологоразведки. Я растираю их на стекле с яичной эмульсией. Они долго не хранятся, три дня - и протухают, - со знанием дела сказала Оксана.



Кстати, из своих работ в доме Оксаны Мартыненко есть всего одна икона Федоровской Божьей Матери. Ее мастерица написала, когда носила под сердцем третьего ребенка - дочку Валюшу. Ныне девочке уже исполнилось пять лет.

Поделилась собеседница и своими планами:
- Трудиться, как сейчас, лишь бы были силы. Потому что еще есть много ненаписанных работ, в частности очень хочется написать икону Вера, Надежда, Любовь, - подытожила Оксана Мартыненко.

Ирина Осташко, еженедельник «Деснянка» №45 (521)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Оксана Мартыненко, иконописец, «Деснянка», Ирина Осташко