Архиепископ Евстратий: «Пост – это возможность остановиться в суете»
Четверг, 25 Апреля 2013 14:58 | Просмотров: 2644
Владыка Евстратий на заседании ученого совета Академии
Великий пост – самый строгий и продолжительный в жизни православных христиан походит к завершению. Все ближе радостное и волнующее для верующих людей событие – Светлое Воскресение Христово. Как же нам лучше всего приготовиться к нему? О пользе поста для души и тела, о призвании, дарах и не только об этом беседуем с архиепископом Евстратием, который возглавляет Черниговскую епархию Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Эту высокую должность владыка занимает чуть больше года и совмещает ее с постом главы информационного управления Киевского патриархата, т.е. по сути является «устами» церкви. Кроме того, молодой архиепископ (ему всего 35 лет) преподает в Киевской православной богословской академии. Он кандидат богословия. И наверняка все те, кому приходилось слышать его проповеди в стенах храма или выступления на каких-то официальных мероприятиях, подтвердят, что владыка Евстратий владеет даром слова.
«Воспитывая тело, мы воспитываем душу»
- Владыка Евстратий, очень многие обычные люди относятся к посту как к непосильному испытанию. В то же время, религиозные люди называют его «духовной весной». А что он значит для вас?
- Великий пост - это время, когда человек получает возможность остановиться в суете. Наша повседневная жизнь постоянно наполнена событиями: какими-то встречами, решением проблем, необходимостью изучить какие-то вопросы и так далее. Конца и края этому всему нет. Пост – это время, когда человек имеет возможность хотя бы на время отрешиться от житейской суеты и уделить внимание своей душе. О потребностях тела мы имеем попечение ежедневно: работаем, чтобы обеспечить пищу и кров, одежду и возможность отдыха. А вот о душе, которая о своих потребностях говорит намного тише, не так требовательна, мы вспоминаем намного реже. Чаще всего человек вспоминает о душе, когда происходят какие-то печальные события в жизни, когда ему нужна поддержка, когда он находится на житейском перепутье, когда на него сваливаются какие-то испытания.
Так вот, пост – это возможность больше времени уделить душе, вспомнить о том, что на самом деле это намного важнее, чем попечение о потребностях тела, потому что рано или поздно тело отойдет в могилу, а душа – бессмертна! Вот о ее вечном бытии и нужно позаботиться! От этого зависит, какое оно будет – или в блаженстве в Царствии небесном, или в страданиях без Бога. Недаром священное писание и церковная традиция сравнивают христиан с путешественниками. Мы не имеем постоянного дома, мы как бы путешествуем через этот мир в свой истинный дом к небесному Отцу. И как всякий путешественник, который старается не обременять себя лишним, человек должен взять в путь только самое необходимое! Священное Писание напоминает нам: «где сокровище наше, там будет и сердце наше». Если наше сокровище в материальных благах, славе, почестях, деньгах, мы - несчастные люди, потому что рано или поздно это все заканчивается.
Еще один интересный аспект поста: в Ветхом Завете Господь дал заповедь воздавать десятину от плодов труда человека на дело Божье. В Новом Завете эта заповедь не имеет обязательного характера, любые пожертвования – дело добровольное, но святые отцы истолковывают время поста, который составляет примерно десятую часть года, как вот эту жизненную десятину. А то, что мы воздерживаемся от определенного рода пищи, от определенного рода занятий, способствует нашему духовному совершенствованию. Мы научимся отказываться и от грехов, от страстей. В конце концов, сорок дней без мяса и колбасы прожить вполне возможно. А если нет – как тогда человек сможет отказаться от гнева, от зависти, от обид? Воспитывая свое тело, мы через него воспитываем и душу.
Я думаю, что каждый, кто в соответствии с традицией проходит время поста, приходит на богослужения, принимает участие в постовой молитве, и Пасху – Светлое Христово Воскресение - встречает в особом состоянии. Тот, кто исповедовался, причастился – возможно, и не раз, кто с чистой душой приходит на Пасху в храм, тот и ощущает этот праздник совершенно по-другому. Поэтому пользуясь возможностью, призываю каждого в той мере, в какой возможно, исполнить то, что необходимо сделать в пост, и особенно это касается исповеди и причастия.
«От полноты сердца говорят уста»
- Спасибо за такое важное напоминание! Вы всегда вдохновляете своих слушателей. Любопытно, этот дар можно в себе как-то развить или он дается человеку от рождения?
- Само понятие дара подразумевает, что он дается, причем дается не как заслуга за труды, а именно как дар от Бога. Но, вспоминая притчу о талантах, мы знаем, что Бог, раздавая нам дары, ожидает, что мы будем их приумножать. В светском языке даже в советское время люди часто употребляли фразу, призывая «не зарывать свой талант в землю», не зная о ее происхождении. Эти слова взяты из притч. Слугу, который закопал талант, Господь осудил, а тех, которые умножили свои таланты, вознаградил. Объективно судить о самом себе мне сложно, и это было бы неправильно, потому что человек должен оценивать себя критически. Даже если со стороны кто-то не замечает недостатков, человек сам должен их знать, понимать и исправлять. Когда меня спрашивают о том, готовлюсь ли я к проповеди, к выступлению, отвечаю так: семь лет обучения в духовной школе – в семинарии и академии – это уже подготовка, и все служение, которое я совершаю, - тоже подготовка.
В Священном Писании есть такие слова:
«от полноты сердца говорят уста». Если хочешь говорить так, чтобы это влияло на человека, чтобы это изменяло его, нужно самому изменяться. Нужно, чтобы сердце было полным, тогда и слова, которые от него происходят, тоже будут полновесными. Я радуюсь тому, что мне не приходилось говорить того, что я не думаю – и в том, что касается церковной жизни, и по другим темам. Если я с чем-то не согласен, промолчу, но говорить неправду не могу и не должен. А насколько это влияет на людей, судить не мне. Господь дает тот или иной талант каждому из нас. Я не считаю, что это какая-то привилегия. Скорее, это большая ответственность: кому много дается, с того много спрашивается. И тот, в чьих руках слово, отвечает за тех, кто это слово слышит, воспринимает.
«Не вы Меня избрали, а Я вас»
- А когда вы поняли, что ваше призвание – быть монахом, служить в церкви?
- Это было в достаточно молодом возрасте. Я учился в 9-м классе и читая духовную литературу, видя примеры из жизни святых, ощутил, что это именно мой путь. Это был 1992-93-й годы, тогда церковь еще не имела тех возможностей, которые имеет сейчас. Я, как и мои одногодки, был в пионерах, но никогда к этому всерьез не относился. В пять лет меня крестили, некоторые моменты я помню, на улице было уже темно, меня привезли в дом священника, чтобы никто чужой не узнал. Бабушка время от времени ходила в храм, но водить меня не могла, это было опасно, только в 1990-м году она повела меня на Пасхальную службу. Но говорить о том, что мои родители, друзья были религиозными, и именно это на меня как-то повлияло, я не могу. Каждому христианину нужно помнить о словах Спасителя: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал!» Слово «призвание» – как раз об этом. Когда мы говорим о духовном призвании это означает, что Бог призывает человека. Я не думаю, что в этом была моя какая-то активная роль, просто я услышал этот голос и на него отозвался.
- Обычно мальчишки лет в 12-14 пробуют сигареты, алкоголь, отстаивают авторитет в драках. Вы пошли совсем по другому пути…
- Я очень рад этому, потому что даже и не знаю, чем бы занимался. На самом деле призвание – как я это чувствую, потому что объяснить словами непросто, нужно пережить, чтобы понять – это понимание того, что ты так должен поступать, и это будет правильно. Логики, внешних факторов, которые тебя подталкивают в этом решении, может и не быть. Я ощутил, что мне нужно поступить именно так: служить Богу, служить Церкви.
- На мой взгляд, это огромное счастье, когда человек в таком юном возрасте понимает, в чем его призвание.
- Для меня счастье в том, что я нашел свой путь, а еще большее счастье в том, что цель этого пути действительно важная. Когда человек ставит себе целью разбогатеть, получить то или иное благо, должность – это важно в какой-то момент, но когда человек достигает, он понимает, что счастье не в этом. Мне не раз приходилось встречать людей, которые страдают от того, что не могут найти свое место в жизни. Я счастлив, потому что осознаю: цель моей жизни не потеряет своей ценности, что бы ни происходило – будет ли Церковь уважаема в обществе или гонима, буду ли я служить на должности или нет. Это вдохновляет.
«Нежин – это своеобразный город-лавра»
- Владыка, в Чернигове вы живете больше года, уже чувствуете себя черниговцем? Мне кажется, проблем с адаптацией быть не должно, потому что Чернигов и Черкассы – ваш родной город - чем-то близки.
- Города похожи по количеству населения, но разные по духу. Я внутреннее ощущаю эту разницу – Чернигов гораздо древнее! Он имеет более глубокие корни – даже в том, что касается архитектуры. Я очень хорошо помню первое впечатление от Чернигова. В 1994 году вместе с духовенством я приехал в Михайловский храм на празднование памяти князя Михаила и боярина Федора. Больше всего меня поразили деревянные дома – у нас в Черкассах их давно нет. И, конечно же, ваши храмы! В Черкассах после советской власти сохранился один-единственный храм на отдаленной окраине города – бывшая трапезная монастыря. По архитектуре он и на храм-то не похож. Одно то, что при въезде в Чернигов гостей встречает храм Екатерины, уже создает определенный образ города.
Второе, на что я обратил внимание, – более глубокий уровень культуры. Как епархиальные архиерей я часто бываю на различных официальных мероприятиях, вижу концерты, которые делаются силами местных коллективов. Не в обиду родным Черкассам, но уровень этих культурных мероприятий очень высокий! Черниговские коллективы не только не уступают столичным, а иногда даже и превосходят их.
Ну, а если брать Черниговщину в целом – конечно, здесь глубокая история, в том числе духовная, что дает о себе знать. Особенно в этом плане меня поразил Нежин. Такую концентрацию храмов на небольшой территории я встречал, пожалуй, только в Киево-Печерской Лавре или на столичном Подоле! Нежин – своеобразный город-лавра. Вряд ли в Украине можно встретить что-то подобное. Так что впечатления у меня самые позитивные. Я стараюсь делать все, что в моих силах, для развития Черниговской земли и Черниговской епархии.
«Воскресение – духовный центр человеческого бытия»
- Очень приятно слышать такие лестные отзывы о нашем крае. И напоследок, владыка, хочу спросить, кто же будет печь куличи для архиерея?
- У нас в епархии есть сотрудница, которая отвечает за кухню. Но, откровенно говоря, мы готовимся очень скромно, потому что те люди, кто освящает корзинку со снедью на пасхальном богослужении, обычно что-то жертвуют и на храм: паску, крашанку или писанку. Необходимости много готовить у нас нет. Наоборот, бывает необходимость поделиться.
Я с детства помню эту часть духовной традиции, бабушка в нашей семье всегда пекла куличи, собирала шелуху от лука, чтобы окрасить яйца. Мы всегда начинали этот день «со свяченого». Думаю, у многих первое и главное впечатление о церкви, о христианской жизни связано с пасхальными праздниками. И это не случайно, потому что Воскресенье Христово – духовный центр человеческого бытия. Ведь главный враг для нас, если задуматься, - смерть. И любой человек страшится ее, страшиться небытия. Так вот, Воскресенье Христово утверждает нас в том, что смерть – это лишь переход из жизни временной в жизнь вечную – болезненный, тяжелый, неизбежный, но именно переход! Не в небытие, не в память потомков (как говорят атеисты). Для христианина главная радость этого праздника и события в том, что оно имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Раз Христос воскрес, значит, и мы также воскреснем для жизни вечной!
- Большое спасибо за такой интересный и содержательный разговор! Успехов и терпения на вашем
тернистом пути!
Освящение вербы
Евстратий возле памятника Павлу Тычине на его родине
Причастие в Екатерининском храме
Таисия Полищук
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.