Профессия дальнобойщика овеяна ореолом романтики. О популярном в своё время сериале "Дальнобойщики" вспоминать здесь не будем, водитель грузового автомобиля в роли борца с терроризмом и мировым злом персонажем кажется абсолютно уж сказочным. Но эта мужская работа еще с советских времён обросла романтическими мифами, и количество их не уменьшается.
Чтобы взять интервью у водителей-дальнобойщиков пришлось изрядно помотаться и побегать по окружным дорогам. Как правило, встречались достаточно застенчивые водители, которые отказывались давать какие либо комментарии. Встречались и такие, которые шли на контакт, но были не многословны.
Тем не менее нам удалось найти четверых водителей крупногабаритных фур, которые смогли рассказать о всех прелестях работы дальнобойщика и о том, что было основным мотивом связать свою жизнь именно с этой профессией. Всем им мы задавали одинаковые вопросы.
Сергей, 45 лет, женат, киевлянин
Сколько уже занимаетесь грузоперевозками? Как начинали свою деятельность?
Работать дальнобойщиком начинал давно, в этой сфере уже 15 лет. Начинал достаточно рискованно. Продал квартиру для того, чтобы купить машину. И, если честно, жалею об этом. Потому что риск, к сожалению, не оправдался.
Имеет такое большое значение, на чем кто ездит, как у владельцев легковых машин? Автомобили каких марок наиболее ценят дальнобойщики?
Да, конечно имеет. Volvo, MAN, DAF, Mercedes – вот самые качественные и достаточно престижные машины. Все остальное – барахло.
Какие грузы вы возите и куда чаще всего. Как оформлены, какие платите налоги?
Езжу по Украине. Вожу все подряд. Начиная от продуктов питания и заканчивая стройматериалами. Для меня не имеет особого значения что возить. Самое главное – чтобы деньги платили. Так как ответственность за целостность перевозимого груза полностью лежит на водителе, то какие-то хрупкие вещи, конечно, не особо люблю возить. Продукты в стеклянной таре, к примеру, входят в их число. А налоги плачу «обалденные», все те, которые обычно платит ФОП.
Почему вы связали свою жизнь с этой работой?
Когда квартиру продал и купил вместо нее машину, то уже профессию особо выбирать не пришлось. Рассчитывал заработать на этой деятельности.
Есть ли у водителей какие-то приметы, суеверия?
Да, есть. Нельзя переходить себе дорогу. То есть переходить дорогу перед фурой. Нельзя справлять нужду себе на колесо. Перед тем как отправиться в рейс желательно присесть «на дорожку».
Как ваша жена относится к вашему занятию?
Жена относится положительно. К тому же мы работаем в одной сфере. Она работает диспетчером.
Какую музыку слушаете в дороге, и вообще как спасаетесь от скуки?
В дороге случаю шансон. От скуки спасаюсь по-разному. И подпеваю и подтанцовываю. А как еще? За рулем от скуки особо не спасешься. Особенно когда надо следить за дорогой. Звоню, бывает, по телефону разговариваю.
Работа дальнобойщика связана с экстримом? Не страшно работать?
Экстрим постоянный. Во-первых, потому что дорога – это уже экстремальное место. А во-вторых, вожу я не легковую машину, а фуру весом в несколько тонн, которой управлять гораздо сложнее. Лично со мной, слава Богу, пока особо неприятных моментов не было. А вот у товарища, однажды, руль в руках оказался. То есть отвалился. Он ехал 90 км/ч. Как он остановился – я не знаю. Было еще, что один знакомый заснул за рулем. Так слетел на обочину. Хорошо, что все обошлось. Машину, правда, нормально так ударил, но это такое, железо.
Какие курьезы в дороге с вами случались?
Назвать это курьезом конечно сложно, тем не менее, был случай, когда ехал ночью, а передо мной ехал легковой автомобиль. Погода была плохая, моросил дождь, был легкий туман, поэтому видимость была снижена. И вот, легковушка очень резко повернула влево, будто бы объезжая кого-то. Так как я ехал сзади, соблюдая дистанцию, то ничего не увидел на дороге и не понял, почему водитель сделал такой маневр. Но когда подъехал чуть ближе, увидел посреди дороги шатающегося мужика, который справлял на разделительной полосе малую нужду. Я остановился, подошел к нему и увидел, что он просто «в хлам». Поэтому сразу позвонил в милицию, чтобы его забрали с дороги. Потому что ночь, темно, ничего не видно – по любому кто-то да сбил бы его.
Знакомый рассказывал еще, как он мусорный бак зацепил, когда ехал. А на баке – кот сидел. Говорил, что кота так раскрутило, что смеялся минут 15.
Одна из проблем в вашей работе наверняка сон, как выходите из ситуации?
Пью кофе, чтобы взбодриться. А если уже сильно в сон клонит, то просто останавливаюсь и сплю. Всегда перед дорогой выспаться стараюсь. Никогда не довожу себя до состояния, когда уже «автоматом» вырубает.
Расскажите о самых примечательных городах и странах, которые вам удалось посетить.
Чернигов понравился. Во всяком случае, здесь, на площади у вас красиво. А вот там, с обратной стороны – не очень! Я сам из Киева, езжу по Украине. Ничего такого невероятно особенного не встречал. А так – в Украине есть на что посмотреть.
Сталкивались ли с явлением «женщины на дороге», которые предоставляют определенные услуги за деньги? Где обычно стоят, сколько берут за час/ночь?
Таких у нас полно на каждом шагу. Стоят вдоль трассы, голосуют. Но я такими услугами не пользуюсь, поэтому сколько стоит – даже не знаю.
Как оцениваете качество наших дорог?
Дороги это катастрофа. До Евро 2012 у нас вообще дорог не было. А после уже кое-где появились. К примеру, трасса Киев-Житомир. Трасса на Ровно тоже еще ничего. Но это только после чемпионата.
Какие отношения с ГАИ?
Разные люди есть. Есть работники, которые поулыбаются, посмеются. А есть такие, что придерутся к какой-то мелочи, ясное дело с какой целью, и не отпускают тебя два часа. И штрафа не выписывают, и ехать не разрешают. От людей все зависит.
За что чаще всего штрафуют? Были ли случаи, когда сотрудники ГАИ помогали?
Штрафуют в основном либо за неправильную парковку, поскольку место для парковки такой фуры не всегда есть, приходится парковать авто где придется. Либо же за проезд на знак, запрещающий проезд крупногабаритного транспорта с высоким тоннажем. К примеру, сейчас могут оштрафовать запросто, если придерутся.
Расскажите о водительской солидарности на дороге, если, допустим, приключилась поломка – были случаи, что другие водители помогали?
Да, среди водителей принято помогать друг другу. И помощь это не только при поломке. Хотя порой если возникли какие-то неполадки – очень тяжело обойтись без посторонней помощи. К примеру, был у меня случай, когда летом ехал. Жара жуткая. А вода питьевая закончилась. Ехал по такой дороге, где никого не было. Так вот помогли мне с водой.
Так же просто знаки, бывает, в дороге опознавательные подаем. К примеру, знак «дуля» - означает, что в протекторе покрышки застрял камень. И его нужно обязательно оттуда убрать. Потому что есть вероятность, что он во время движения выскочит и попадет в лобовое стекло двигающегося сзади автомобиля.
Еще, когда еду по узкой дороге, то за мной может пробка из легковушек образоваться. Потому что фуры всегда с меньшей скоростью ездят, чем легковые автомобили. Так вот в таких случаях из-за фуры у легковых авто закрыт обзор. Они не знают когда можно обогнать. В таких случаях, если впереди нет машин, я включаю правый поворот и не поворачиваю при этом. Таким образом, я даю понять, что можно совершить маневр. А если впереди есть машины, то включаю левый.
Что вы хотели бы пожелать всем водителям?
Ни гвоздя, ни жезла!
Гаркуша Валерий Михайлович, 52 года. Женат, есть двое детей. Старшая дочь Люба и младший сын Максим. Образование среднее специальное – водитель грузовых автомобилей. Так же закончил НТУ.
Сколько уже занимаетесь грузоперевозками? Как начинали свою деятельность?
Опыт работы дальнобойщиком – примерно 15 лет. Хотя за рулем с 16 лет. А первый водительский опыт езды на грузовом автомобиле был в 11 лет. Этот опыт был скорее вынужденный. У нас в ПГТ был один мужичек, который катался на Камазе. Взял он значит раз меня в кабину с собой покатать. Заехал к своим друзьям и немного переборщил с алкоголем. На столько, что домой ехать был не в состоянии. Так вот пришлось мне несколько километров на первой передаче по проселочной дороге тихонько проехать.
Имеет такое большое значение, на чем кто ездит, как у владельцев легковых машин? Автомобили каких марок наиболее ценят дальнобойщики?
Да, имеет. Машины отличаются качеством, надежностью и комфортом. Очень важный момент – это техобслуживание. Старые машины в основном сами ремонтируют, а для новых существует значительное количество СТО. Самые хорошие машины – это Mercedes и Volvo. Я сейчас езжу на Мерседесе 2012 года. А так ездил на многих автомобилях: ЗИЛ, DAF, МАЗ, Камаз, Volvo и т.д.
Какие грузы вы возите и куда чаще всего. Как оформлены, какие платите налоги?
Грузы вожу разные. Напитки, продукты, детали для машин, комплектующие для вертолетов.
Я оформлен как водитель на фирме. Поэтому налоги плачу самые обычные. Езжу я тоже на автомобиле фирмы. Была мысль оформиться как ЧП, купить машину, но это слишком большой риск. У меня все же двое детей и рисковать такой суммой денег я не стал. Ведь пришлось бы наверняка брать кредит и т.д. Поэтому этот вопрос я отложил на неопределенное время.
Почему вы связали свою жизнь с этой работой?
В то время когда я начинал, работать дальнобойщиком было довольно таки престижно. Кроме того дальнобойщики хорошо зарабатывали.
Есть ли у водителей какие-то приметы, суеверия?
У водителей возможно и есть суеверия, но я в это не верю. Я руководствуюсь здравым смыслом, а не кем-то выдуманными приметами. Если я уверен в том, что я делаю все правильно, то я буду действовать независимо от каких-то примет.
Есть не примета, а скорее правило. Когда по рации заканчивают общаться, то в конце обязательно говорят: «Удачи, братишка». А на связь выходят, кстати, по названию марки и цвета машины. К примеру: «Серебристая Reno, прием», «Красный Volvo, прием»!
Как ваша жена/ девушка относится к вашему занятию?
Жена уже привыкла. Ей тяжело было первое время, ведь частое отсутствие мужа в семье мало кому понравится. Тем не менее, она всегда меня поддерживает.
Какую музыку слушаете в дороге, и вообще как спасаетесь от скуки?
В основном слушаю дискотеку 90х,80х,70х. Когда начал работать за границей, то стал много слушать украинской народной музыки, где есть родные слова. Потому что в Европе родную речь не часто услышишь. Тоска пробирает за родиной! Так же если скучно, то по рации общаюсь. В основном у всех водителей дальнобойщиков есть с собой рация. На ходу особо не заскучаешь, а вот если остановился, то могу на ноутбуке фильм посмотреть или сериал какой ни будь.
Могу пассажира подобрать, если пообщаться с кем-то хочется.
Работа дальнобойщика связана с экстримом: не страшно работать? Расскажите о каких ни будь неприятных моментах.
Да, работу можно назвать экстремальной. Правильнее ее будет назвать опасной работой. Это все таки дорога, на которой много чего может произойти. Поломка, авария, попутчики разные невменяемые попадаются. У моего знакомого был случай, когда ему под машину бросился человек. Непонятно толком что с ним было, толи пьяный, толи просто сумасшедший какой-то.
Еще гоп-стоп бывает на дороге. Сейчас, слава Богу, это уже все отошло, а раньше, до 2000-х такие вещи случались часто. Равняются с фурой несколько машин: одна сзади, другая спереди, а третья сбоку. Таким образом, блокируют и заставляют прижиматься к обочине. Деньги все забирали, вскрывали пломбу на прицепе и часть товара забирали, если был смысл. Еду не трогали, а если технику везли, то вынимали столько, сколько могли в свои девятки запихнуть. Бывало такое, что водителей убивали. Со мной подобные случаи приключались, но все как-то обходилось. Пару раз конечно пришлось деньги отдать.
Какие курьезы в дороге с вами случались?
Был случай, когда меня «братки» остановили. Бомбить машину не стали, но в указательном тоне попросили, чтобы я взял к себе «на буксир» легковушку, которая у них сломалась. Надо было протянуть машину несколько километров до ближайшей СТО. Машину надо было тянуть на жесткой сцепке, так как дорога была холмистая, да и у машины была такая поломка, которая не позволяет вести ее на гибкой сцепке. Я же все это ребятам и объяснил.
Слушать меня никто не стал. Стволами начали махать перед лицом. Ну, я спорить не стал, согласился. В итоге первый подъем и легковушка отрывается и начинает катиться вниз. Я сделал вид, что не заметил, педаль в пол и вперед.
Одна из проблем в вашей работе наверняка сон, как выходите из ситуации?
Сейчас с этим проще. Это раньше ставили нереальные сроки и расстояния, когда приходилось ехать без сна чуть ли не круглые сутки. Если я чувствую, что меня начинает клонить в сон, то останавливаюсь на ближайшей стоянке, заправке, в крайнем случае, обочине и сплю. Бывали случаи, когда останавливался среди поля, чтобы поспать. Потому что до ближайшей цивилизации было еще много километров, а спать очень хотелось.
А так, есть разные люди. Бывают такие, которые до «победного конца» едут. Но я предпочитаю мыслить здраво, все-таки это моя безопасность.
Расскажите о самых примечательных городах и странах, которые вам удалось посетить.
Я на данный момент езжу исключительно по Европе. Сложно выделить что-то конкретное. Я бывал в Германии, Франции, Италии, Испании, Польше, странах Прибалтики. Когда-то ездил по Украине, России, Белоруссии. Так же был в Казахстане. Красивая природа, современные технологии, старинные здания и сооружения – всем этим я всегда любуюсь.
Сталкивались ли с явлением «женщины на дороге», которые предоставляют определенные услуги за деньги? Где обычно стоят, сколько берут за час/ночь?
Всегда с юмором воспринимал девиц этой профессии. Таксы не знаю, никогда не пользовался. У меня жена и двое детей, которых я люблю. Поэтому в посторонних услугах женщин со стороны я не нуждаюсь. Меня вообще раздражают стереотипы людей на счет дальнобойщиков. Ведь многие считают, что люди этой профессии пьют и часто снимают девчат, стоящих вдоль дороги.
А так, явление это очень распространенное. Даже в Европе. Правда, там стоят не у дороги, а в мотелях для водителей такие дамы обитают.
Как оцениваете качество наших дорог?
В Европе прекрасные дороги, что еще сказать. По сравнению с европейскими, наши дороги оставляют желать лучшего.
Какие отношения с ГАИ?
По-разному. Разные люди попадаются. Одни инспекторы порядочные, другие наглые и хамоватые.
Была одна ситуация, когда чуть не подрался с инспектором ГАИ. С его стороны было явное превышение служебных полномочий. Начал руки свои распускать, так сказать первый толкать меня. Я ответил, тоже его толкнул. Так, что у него страх в глазах засверкал. Ситуацию мирно решили, разошлись на хорошей ноте. Думаю, такой ответной реакции от меня никто не ожидал.
За что чаще всего штрафуют? Были ли случаи, когда сотрудники ГАИ помогали?
Лично мне примерно 95% штрафов выписывают за превышение скорости. Я не любитель превышать сильно, но у меня есть любимая скорость: 90-110 км/ч. И я всегда на ней езжу и очень комфортно себя чувствую. Естественно, в населенных пунктах или на каких-то особых участках дороги я еду как положено, но в других случаях, когда дорога ровная, широкая, с хорошим обзором, позволяю себе небольшое превышение.
Но когда в Европе начал работать, то стал ездить без штрафов. Там сплошные автобаны, ограничений нет, по 4 полосы в обе стороны. Европейские дороги позволили мне ездить так как я люблю. И при этом чувствую себя очень комфортно.
Кстати в Европе очень культурные водители. Там на дорогах есть специальная полоса для спецтранспорта. Так вот, даже если на трех полосах будет километровая пробка, четверная полоса спец транспорта будет свободной. Ни один водитель не позволяет себе выехать на нее, как бы он не спешил или куда-то опаздывал.
Расскажите о водительской солидарности на дороге, если, допустим, приключилась поломка – были случаи, что другие водители помогали?
Солидарность среди водителей присутствует. Всегда есть взаимопомощь и взаимовыручка. У меня, помню, случай был, где-то в конце 90-х. Сломалась машина. При этом, в такой местности, где особо никто не ездит, только дальнобойщики. Выяснилось, что на месте машину починить не удастся. Нужна была деталь специальная.
Суть в том, что проезжающие мимо фуры остановились и создали колону из пяти машин. Все они страховали меня и ждали вместе со мной, пока мне не подвезут нужную деталь. Тогда был еще рэкет развит, поэтому такая подстраховка была очень уместна.
Был случай, когда я аварию на дороге заметил. А потом по рации сообщал о препятствии водителям, которые ехали по этой дороге.
Еще, на старых машинах раньше были так называемые «шайбы». Это бумажный диск, куда записываются показания движения автомобиля. Когда машина останавливалась и т.д. Так вот если взять эту шайбу и остановить машину, показать водителю, то в любом случае остановившийся дальнобойщик обязательно заберет попутчика с шайбой. Тоже такой момент солидарности.
Что вы хотели бы пожелать всем водителям?
Быть внимательными на дороге и пусть здравый смысл всегда будет выше над эмоциями! Ну и, как говорится: ни гвоздя, ни жезла!
Евгений Губкин, 23 года, пока еще не женат.
Сколько уже занимаетесь грузоперевозками? Как начинали свою деятельность?
Грузоперевозками занимаюсь сравнительно не долго. Всего три года. Работать дальнобойщиком стал сразу после армии. Начинал достаточно просто – предложили работу родственники, а я согласился. Я живу в деревне, особо выбирать не приходится. Кроме того мне нравится подобная работа! Я с детства мечтал водить автомобиль.
Имеет такое большое значение, на чем кто ездит, как у владельцев легковых машин? Автомобили каких марок наиболее ценят дальнобойщики?
Да, естественно имеет. Мне нравится Скания. Она мне по душе! Люблю эту машину! Кроме того Скания достаточно распространенная марка, поэтому для нее намного легче найти детали. Да и сервисных центров больше. А так, в основном ездят на Камазах, Volvo, Scania, DAF, Reno. На мерседесах еще, но редко – не дешевые машины.
Какие грузы вы возите и куда чаще всего. Как оформлены, какие платите налоги?
Грузы вожу разнообразные. Продукты, бытовая техника, лес, металл, разные конструкции и т.д. Налоги плачу как обычный наемный рабочий. Я работаю водителем. Машина принадлежит моему дяде.
Почему вы связали свою жизнь с этой работой?
Мне с детства нравились большие машины и путешествия. Еще когда я был маленький, у моего лучшего друга отец работал дальнобойщиком. Он постоянно рассказывал нам очень много интересных вещей, которые приключились с ним в дороге. Рассказывал о городах, в которых побывал. Ведь раньше была одна огромная страна – СССР. Так вот папа моего друга побывал на тот момент во многих республиках. Кроме того они жили достаточно обеспечено. Поэтому тяга к этой профессии у меня зародилась еще в детстве.
Есть ли у водителей какие-то приметы, суеверия?
Еще когда только начинал первые грузы возить ехал на ЗИЛе и обсуждал с напарником тормоза. Через какое-то время, перед светофором, попытался затормозить, а педаль проваливается, причем с полным давлением в системе. Получилось затормозить о впереди стоящий автомобиль. Хорошо, что скорость была маленькая. Не знаю, если было бы больше опыта, может смог бы попробовать как-то разъехаться или застопорить первой передачей. Но стаж, увы, был всего 3-4 месяца. С тех пор на тему тормозов не общаюсь! Такая, личная примета.
Так же, если брать общие приметы, то нельзя брать детали с машин, которые попали в аварию. Однажды с проезжающей мимо фурой зеркалами «поцеловался». Через несколько часов я увидел на дороге Камаз, который в столб въехал. Так я решил зеркало с Камаза у водителя себе купить. Все равно ему пока не надо оно было. Взял зеркало, и в тот же день через пару часов меня на мокрой дороге в кювет занесло. В общем, не стоит никогда подобные детали использовать.
Не принято справлять нужду на колесо. Машина часто «обижается» на такое обращение с ней и выходит из строя!
Так же, мое личное табу – это обсуждать аварии за рулем. И вообще слово «авария» стараюсь в машине не произносить.
Как ваша жена/ девушка относится к вашему занятию?
Я парень холостой. Но есть девушки, которым я нравлюсь! Они ждут меня, любят, встречают из рейса. Часто звонят и спрашивают когда я приеду.
Какую музыку слушаете в дороге, и вообще как спасаетесь от скуки?
Музыку слушаю разную. Шансон, дорожные песни, современные сборники и т.д. Тяжелой музыки разве что не слушаю типа рока или металла. От такой музыки голова потом болит. По рации общаюсь с другими дальнобойщиками. Рация это чуть ли не обязательная вещь в кабине. Рации отличаются по дальности сигнала. Бывают от 2-х до 10км. Используют все водители 15 волну. По рации так же мы не только общаемся, но и просим помощи, предупреждаем о постах ГАИ, задаем разные вопросы, если сами затрудняемся ответить. Общаемся чаще всего, когда стоим в колее (в пробке).
Работа дальнобойщика связана с экстримом? Не страшно работать? Расскажите о каких ни будь неприятных моментах.
Так чтоб прямо с экстримом, то нет. Это раньше часто машины обворовывали, а бывало такое, что и водителей убивали. Сейчас все намного спокойнее. Да и останавливаться стараемся на охраняемых стоянках, стоим вместе с другими дальнобойщиками. Большие суммы денег не возим. Хотя некоторые, в целях безопасности все же вооружаются. Ведь в дороге разные случаи бывают.
Какие курьезы в дороге с вами случались?
Еду я как-то в республике Коми в одну маленькую деревню. Еду поздно, уже на улице темно, разве что луна яркая светит. Дорога тяжелая, по песку после дождя машина еле едет. По встречной на протяжении часа – ни одного автомобиля. Так вот еду я, мечтаю, наслаждаюсь светом луны, как вдруг вдоль дороги кладбище старинное какое-то начинается. Как-то так жутковато стало. В ту минуту очень перепугался, но когда успешно доехал – долго смеялся с этой ситуации.
А так, масса каких-то смешных моментов, но скорее смешные они для дальнобойщиков. Так сказать – профессиональный юмор, который не понять тем, кто не водит фуру.
Одна из проблем в вашей работе наверняка сон, как выходите из ситуации?
Я стараюсь, по возможности, поздно по ночам не ездить. Лучше рано встану и поеду, чем потом со сном и усталостью бороться буду. У многих водителей свои рецепты. Я обычно громко пою, кричу или разговариваю по рации. Так же очень полезно выйти на улицу и сделать какие-нибудь физические упражнения. Очень редко разбавляю колу с черным кофе. Или же энергетик пью, тоже не часто.
Расскажите о самых примечательных городах и странах, которые вам удалось посетить.
В каждом городе есть что-то особенное. Мой водительский стаж достаточно не велик, поэтому особо ни в каких примечательных странах еще не побывал. А вот на счет городов, то понравился город Киров. Очень древний город. Жаль, что был там только проездом. А еще понравился город Сочи. В Сочи меня удивили масштабы стройки. Там такие дорожные развязки строят, ты себе не представляешь! Надеюсь, что в России будет самая красивая Олимпиада.
Сталкивались ли с явлением «женщины на дороге», которые предоставляют определенные услуги за деньги? Где обычно стоят, сколько берут за час/ночь?
Такими услугами я никогда не пользовался. Не хотелось бы подхватить что ни будь этакое. А по разговорам цены разные – начиная от «за похлебку или пиво» и заканчивая «за 1 000 российских рублей». На дороге все реже уже стоят такие «ночные бабочки». Чаще всего их можно найти в придорожных мотелях. Многие водители возмущаются по поводу того, что эти дамы легкого поведения будят их ночью, в то время когда все ужасно уставшие и хотят спать.
Как оцениваете качество наших дорог?
В Украине был всего несколько раз, поэтому сложно сказать объективно. Хотя, если брать из того куда ездил, то и российские и украинские дороги и дорогами то сложно назвать.
Какие отношения с ГАИ?
Отношения нормальные. Я ездить стараюсь аккуратно. Да и тем более у всех рации - водители предупреждают друг друга о постах ДПС. Поэтому все перед постом стараются идеально ехать! И пристегнутыми, и с правильной скоростью. Вообще все зависит от региона. На юге страны сотрудники ДПС любят просто на деньги развести. Остановят, штрафа не выписывают, но и не отпускают. Измором берут. А у нас то, водителей, тоже сроки свои. Время никому терять не хочется. В глубинках могут за несущественное нарушение только предупреждение сделать.
За что чаще всего штрафуют? Были ли случаи, когда сотрудники ГАИ помогали?
Даже не помню, когда меня последний раз штрафовали. А так, за превышение скорости штрафуют. А помогают в основном свои, когда по рации помощи просим.
Расскажите о водительской солидарности на дороге, если, допустим, приключилась поломка – были случаи, что другие водители помогали?
Да, водительская солидарность присутствует. При поломках мне помогали. И я так же всегда стараюсь помочь. Хотя после одного случая я как-то расхотел помогать людям. Ехал я сильно уставший, голодный и не выспавшийся. По дороге встретил водителя, у которого сломалась газель. Взял я на буксир эту газель. Оборвал трос. Трос потом перевязал, но время это отняло прилично. Пять километров его тянул на маленькой скорости. Когда доехали до ближайшей СТО, то он поблагодарил и все. Я попросил хотя бы деньги компенсировать за порванный трос. Дает он мне значит 1 000 рублей. Думаю, вот щедрый мужик. Так не тут то было. Он сдачу потребовал 400 рублей. В общем, у меня денег мелких не было, пришлось ехать разменивать. В итоге после этого случая был очень злой и опечаленный неблагодарностью людей.
Что вы хотели бы пожелать всем водителям?
Удачи в пути и отсутствия поломок!
Виктор, водитель-дальнобойщик с 30-летним стажем
Из своих 50 лет Вы уже 30 за рулём. Почему выбрали именно эту работу?
Первый раз за руль я сел в 1975 году, с отцом. Это мне понравилось. Вот и всё, я решил, что буду водителем. В 1982-м году я как права получил, в армии сел за руль, так до сих пор его и держу в руках.
Куда доводилось ездить в своей жизни? Что возите?
Я же при СССР начинал, так весь его и объездил. Прибалтика, Беларусь, в Россия был даже за Уралом. Сейчас вожу автовозы. Из Черкасс "Богданы" на Тольятти, Renault Fluence на Москву.
Какой график работы у дальнобойщика?
График зависит от маршрута. Например, если в Москву, то дней 5 в дороге, потом 2 дня дома. Получается примерно рабочая неделя. А если за Урал ехать, то туда в одну сторону только ехать 5 дней. А так, в принципе, мы должны 9 часов ехать, 9 отдыхать. Но случается по-разному. Приходится и нарушать график. Хотя с этим надо быть осторожным. Ведь в каждой фуре есть "шайба", которая пишет режим движения, порядок смены водителей и т.д. И транспортная милиция может остановить, проверить, и оштрафовать за нарушение. Хотя в Украине за этим строго не следят, тут они на иностранцев в основном охотятся. А за границей проверяют.
Как Ваша жена, семья относятся к тому, что Вас постоянно нет дома?
Не очень её это устраивает (тяжелый вздох). Я даже как-то взял небольшой перерыв, в Чернигове работал. Но потом опять жизнь заставила. По месту ездить - денег мало. А детей надо учить. Поэтому довелось вернуться на дальние рейсы.
Дорога позволяет увидеть очень много нового, попутешествовать. Есть ли у Вас время, кроме работы, побыть в роли туриста? Расскажите про самые интересные места, в которых довелось побывать.
В Карпатах ранней осенью очень красиво. Когда поднимаешься на перевал, и под тобой внизу деревья всеми цветами радуги. На Урале - там своё. В Крыму по старой крымской дороге, над морем, интересно ехать. Правда, узковато. Раньше, бывало, выгрузился где-нибудь в Измаиле, Одессе, Феодосии, Ялте, и пока ждёшь загрузку, отдыхаешь, можно места посмотреть, на море сходить. Сейчас, к сожалению, такого уже нет. Выгрузился, и сразу нужно ехать назад. Поэтому на знакомство с достопримечательностями времени не хватает.
Что привлекает Вас в этой работе? Это романтика?
Романтика для каждого своя. Я вот с собой всегда вожу фотоаппарат, и, бывало, едешь в каком-то красивом месте - и остановишься, выйдешь, любуешься. Я такие места стараюсь фотографировать. Когда времени остановиться нет, то хотя бы из кабины. Знаешь, как природа в дороге меняется? В Украине, России, за Уралом..
В дальних рейсах, даже с напарником, усталость одолевает. Как дальнобойщики борются с желанием поспать в дороге?
Втягиваешься, в привычку входит, и уже не замечаешь усталости. А так - кофе, семечки, чтобы отвлечься и взбодриться. Я когда-то сутки ехал за рулём, и ничего. Из Тольятти до Черкасс доехал.
А где легче и приятнее ездить, у нас, или за рубежом? Дороги, обстановка, ГАИ и т.д.?
В принципе, по центральным дорогам и у нас неплохо. Но в России, Беларуси лучше. И ещё, в России, если не нарушаешь, милиция тебя не трогает. А у нас только успевай мешок документов им носить. Правда, когда я на автовоз сел, меньше стали. А до этого, ой...
В 90-х популярным занятием было "бомбить" фуры на дороге. Сам слышал не раз такие истории. Вы с чем-то подобным сталкивались? Какие опасности несёт дорога для водителя-дальнобойщика?
Да, было такое. Выехал я из Ярославля гружёный резиной. Еще в городе мне предлагали не выезжать на ночь. Но мне поскорее надо было, поехал. В зеркало посматриваю - и постоянно за мной одна легковая идёт. Скорость добавляешь - и она добавляет, уменьшаешь - и она притормаживает. Ясно - пасут. Останавливаться нельзя. Доехал до поста ГАИ, осмотрелся - они где-то пропали. Поехал опять - и они тут как тут. А скоро ночь уже. Ну и тогда я уже без остановки до следующего поста ГАИ, они меня возле себя поставили, там и переночевал. Вот так пронесло. А коллег моих грабили. Ночью сзади пристраиваются на ходу, вскрывают фуру, и перегружают. Делается это очень просто - берется грузовичёк маленький, что-то типа буса, короче, чтобы было куда грузить. Спереди на него вешается покрышка, покрышкой упираются в фуру, цепляются, один человек на фуре, один в кузове, и через кабину перекидывают груз. Водитель фуры даже и не заметит ничего.
Одна из легенд профессии, о которой я сегодня хотел спросить Вас - пресловутой водительская солидарность. Существует ли такая среди дальнобойщиков, и в чём она проявляется?
Если у тебя есть рация - конечно выручают. Меня пока Бог миловал от серьёзных неприятностей. Но когда сломался в дороге, запчасти какие-то нужно, то выручали. Обстановку на дороге расспросить там, всякое такое - ребята всегда охотно подскажут.
А ГАИ бывало что помогала на дороге? Или они только мешают ездить своими беспричинными остановками?
Раз было, по дороге в Крым, что я устал очень, остановился отдохнуть на обочине. Так они приехали, разбудили, и сказали, чтобы уезжал до поста, иначе можно нарваться на неприятности. Но вот в России и в Украине большая разница между ГАИ. Там в основном на крутость твоей машины не смотрят. Нарушил - отвечай. А у нас наоборот. А в принципе - с ними лучше вообще дел никаких не иметь.
Вторая легенда - женщины лёгкого поведения. Действительно ли их так много на дорогах, и при желании всегда можно воспользоваться услугами?
Мне самому пользоваться не доводилось. Но хочешь - я тебя провезу и покажу, где они стоят (смеётся). На трассе их видно сразу. Опытный водитель различает моментально, или это просто женщина на трассе, или рабочая. А в России сервис - сразу по рации предлагают, где, как, что почём.
А какими качествами должен обладать водитель, чтобы работать дальнобойщиком?
Не каждый сможет так ездить, труд это нелёгкий. Поэтому молодёжь и не идёт на эту работу так охотно, как раньше. Работать надо очень много, и быть готовым к трудностям.
За 30 лет за баранкой не устали, отдохнуть не хочется?
Я пробовал. Но меня тянет куда-то подальше, я без дороги сейчас не могу.
Дмитрий Тигранов, Богдан Гуляй
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.