GOROD.cn.ua

Кара небесная… и милость

Новая Покровская церковь в Елино пока без креста
Милосердное прощение - лучше и благороднее справедливой мести. Но есть зло, за которое не прощает даже Бог.

Судьбы людей, которые в 30-е и 60-е годы уничтожали церкви, — тому подтверждение.
97-летняя жительница Тихоновичей Щорского района Мелания Меска рассказывает:
- Меня водили в церковь смалу. Это всегда был праздник. Как первое причастие. Это была Покровская церковь. Она стояла в центре села. Высокая. Говорили, 40-метровая. С красивым блестящим куполом.
Изувечили ее в 37-м или 38-м. Теперь уже точно не вспомню.
Зато помню, как люди плакали, когда услышали, что с церкви будут сбрасывать крест. Но что простые крестьяне могли сделать против власти?
Наверх полез кто-то неместный. Он сбросил купол с крестом на землю. Осколки разлетелись на несколько метров. Люди их подбирали.
А затем послышался крик. Это та собака сорвалась вслед за куполом. Упал, даже внутренности вылетели. Так его Бог наказал.
Не дожил до старости и житель Сновского Михаил Васко, который вместе с другими активистами глумился над сельской церковью: по стремянке они забрались изнутри на колокольню и перерезали веревки, на которых были закреплены колокола. Колоколов было двенадцать. Они разбились от удара о землю.

Староборовичскую церковь, в 30-е годы переделанную под колхозный амбар, опять открыли перед войной. А в 1961-м было решено отдать помещение храма под клуб. Руководил процессом председатель местного колхоза «Единый труд» Борис Фомский. Это по его приказу сельский активист Николай Северин сбросил с церкви крест.
Сельские жители говорили, что Фомский (теперь уже покойный) перед смертью долго лежал парализованный. Его забрала к себе дочь. А сын его утопился. Это было в 70-е годы.
Не сложилась жизнь и у Северина. Вскоре после того как он сбросил крест, распалась его семья. «Перед смертью, — вспоминают односельчане, —у Николая ужасно дрожали руки - ничего не мог удержать».
У сыновей его тоже незавидные судьбы. Младший уже почти три года покойный. Старший - в разводе. Из-за водки.
Скептики скажут: стечение обстоятельств. Возможно, но похожие истории можно услышать практически в каждом селе (и это только в Щорском районе). Речь в них идет о конкретных людях.
По большому счету, эти люди - жертвы своего времени, которые сполна заплатили за свои поступки.

В Кучиновке рассказывали: в 60-е годы была разрушена верхняя часть церкви, сброшены и разбиты колокола. Активисты снимали иконы, топтали их и жгли. Икон у партийцев не должно было быть даже дома. Бывший председатель колхоза Николай Головач снял их, отнес в одеяле за огород в ольшаник и там выбросил. А через несколько месяцев у них с женой родился сын. Инвалид. Мальчик не мог ходить. Родители носили его в одеяле, пока не вырос. А лет в 20, когда отец с матерью стали совсем немощными, парня отдали в интернат.
... Сейчас в Щорском районе 17 действующих церквей (две из них—в городе). О каждой работники Центральной районной библиотеки подготовили короткие исторические справки.
Самая новая — в Елино. Она открылась в начале этого года.
Ту, что была раньше, закрыли в 30-е годы и сделали там склад. Во время войны здание сгорело.
— На многочисленные обращения жителей села в 2008 году сессия Елинского сельсовета приняла решение об открытии в селе церкви. В 2009-м — получили свидетельство о регистрации устава религиозной общины, — рассказывает председатель села Нина Кухаренко.
В бывшей колхозной конторе тогда оборудовали комнату для богослужений. Проводил их священник из соседней Турьи.
— Бог услышал наши молитвы, — так объясняют местные верующие чудо, произошедшее немного позже.


97-летняя Мелания Меска из Тихоновичей помнит, как в 30-е годы в селе разрушили храм

Началось с того, что достаточно известный киевский режиссер, преподаватель Национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого Ирена Рудина приобрела в Елино дом. Там жили ее студенты, когда снимали фильм по повести Пушкина «Метель».
— Идея построить в селе церковь принадлежит Ирене Владимировне, — продолжает председатель села. - Она и финансировала строительство, и руководила им.
Возводить храм нанимала специалистов - сельские жители только траншею под фундамент копали. Мастера были из Западной Украины. И дерево с Карпат привезли - специальными фургонами.
- Плотники, — вспоминают в Елино, — были очень набожные. По воскресеньям не работали. А крышу накрывали кровельным железом киевляне.
Церковь (Покровская — как и до войны) практически готова. Осталось установить крест на куполе.
- Ирена, когда приезжала, говорила, что пока на него не собрала денег, — говорят верующие. — Она за эти три года столько средств на село потратила. Даже дом купила для священника. Поэтому теперь у нас — свой батюшка.
- Эта женщина заслуживает, Божьей милости, — добавляют.

В Божью милость люди верят не меньше, чем в наказание. И примеров тому тут тоже немало. Вот один из них: когда в Новых Млынах в 30-е годы закрывали церковь, люди разобрали по домам и спрятали все, что смогли. В том числе и антиминс — полотно с зашитыми в него частицами святых мощей, которое разворачивают на престоле, перед тем как служить литургию.
— Еще наши деды говорили: сохранить это полотно - сохранить село, — говорят местные старожилы.
Так оно или нет, но годы оккупации прошли для Новых Млынов без трагедий.

А в начале 90-х, когда верующие задумали вернуть церковное здание ( там находились клуб и библиотека), несмотря на многочисленные проблемы, начинание увенчалось успехом. Понадобилось лишь немногим больше года, чтобы получить необходимые разрешения, благословение у епископа и всем миром отстроить церковь.

Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №25 (2570)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: церковь, село и люди, «ГАРТ», Мария Исаченко