На снимке вы видите трех одиннадцатиклассников Борзнянской гимназии имени Пантелеймона Кулиша — Ярослава Плотника, Антона Яроша и Василия Горбаченко. Но это не обычные одиннадцатиклассники — все они имеют научно-исследовательские работы.
- В нашей школе много талантливых детей, — говорит директор учебного заведения Анна Рябоштанова. — Но эти трое среди них особенно выделяются. Двое работают в отрасли физики, а третий жизни своей не представляет без компьютерных технологий. Наши педагоги всячески им в этом помогают.
— Действительно, наши ученики — уникальные дети, — поддерживает директора учитель физики и астрономии Наталия Ергалиева. — Я занимаюсь с двумя ребятами - это Антон Ярош и Ярослав Гесля. Этих юношей уже заметили в МАН, и после учебы в нашей гимназии они, скорее всего, поступят в Киевский политехнический институт — оттуда уже пришло приглашение.
В настоящее время мы с Антоном исследуем, как влияет магнитное поле на искровой разряд
- Кроме сухих цифр и теории, мне всегда было интересно, как действует то или иное правило физики на практике: как работает электродвигатель, автомобиль, — рассказывает Антон. — До девятого класса я просто изучал физику. А когда выиграл областную олимпиаду, учительница предложила мне взяться за какую-нибудь научно исследовательскую работу. Первая моя тема — «Экспериментальное исследование охлаждения тел в зависимости от цвета и материала».
А уже в этом году я буду представлять в Малой академии наук (МАН) Украины в Киеве научно-исследовательскую работу по экспериментальной физике — «Исследования протекания искрового разряда в магнитном поле». Простыми словами - я изучаю форму искры в зависимости от влияния на нее магнитного поля.
В результате исследований юный «Эйнштейн» выяснил, что магнитное поле искривляет, изменяет форму, направление или разрывает электрический (искровой) разряд. Результаты этих исследований можно использовать в любой отрасли, где применяется электрический ток, например электросварка, машиностроение и т. п.
А вот одноклассник Антона Ярослав Тесля на базе исследований товарища создал необходимую в повседневной жизни вещь — громоотвод, но несколько необычный.
- Моя работа посвящена защите жилища от молнии, ведь молния - природный исгочник искрового разряда. А с помощью моего изобретения можно защитить любое здание от попадания в него молнии.
Среди преимуществ его магнитного громоотвода — компактность. Например, если взять двухэтажный дом высотой семь метров, то обычный стержневой громоотвод должен быть высотой 16 метров, а магнитный должен выступать над наивысшей точкой дома всего на полтора-два метра.
— У нас есть два варианта такого громоотвода, - продолжает изобретатель. — Один для одноэтажных домов и второй — для многоэтажек.
Первый представляет собой две шахты по бокам здания, куда монтируются катушки с металлическими стержнями, верхние концы которых выступают над крышей и закругляются к дому — это и есть громоотводы, между которыми возникает магнитное поле. А сами стержни под землей соединяются металлической основой, же служит усилителем магнитного поля и заземлением. Принцип работы такого устройства простой. При приближении грозы электрическое напряжение в воздухе растет, в результате чего срабатывает датчик грозы, который и будет включать громоотвод. Такой датчик можно приобрести в любом магазине электроники. Поэтому устройство будет работать лишь в тот момент, когда приближается гроза. Работает вся система от обычной розетки. Хотя это и небольшой минус устройства, ведь для работы такого громоотвода необходим постоянный ток.
- Но есть и большие плюсы, - говорит Ярослав. - Наш громоотвод рассчитан на все виды молнии: на шаровую, точечную и плоскую. Кроме того, можно установить в систему еще одну электрическую катушку с конденсатором, благодаря чему там будет накапливаться энергия от той же молнии. Таким образом устройство не будет нуждаться в дополнительном источнике энергии.
В громоотводе, рассчитанном для многоэтажек, все так же, только устанавливаться он должен на крыше дома. Кстати, вреда для человеческого здоровья и для бытовой техники от магнитного поля не будет, ведь оно кратковременное (лишь на момент грозы) и находится над домом.
16-летнего Василия Горбаченко можно смело назвать последователем Билла Гейтса. Его хобби, а можно сказать и жизнь, — компьютер, с которым он почти не расстается с четвертого класса.
— Сначала я увлекался только «игрушками», а позже, где-то в седьмом классе, прочитал несколько книг по программированию, и мне это стало интересно. Выучил несколько языков программирования — и пошло-поехало.
Теперь Василий постоянно совершенствует свое умение находить общий язык с ПК (персональный компьютер). Кстати, в МАН министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник вручил Василию за его авторскую программу сертификат на право интеллектуальной собственности.
- Любая исследовательская работа начинается с проблемы. В моем случае это занятость родителей. В современном водовороте событий не все матери или отцы имеют достаточно времени, чтобы контролировать своих детей в школе. Не все ходят на родительские собрания, не успевают контролировать успеваемость своих чад, которые могут быть недостаточно честными. Поэтому я решил создать программу, которая дала бы возможность знать все о своем ребенке и его школьной жизни, не выходя из офиса. Ее название в переводе с английского: «Сообщай, контролируй, информируй и предупреждай».
Она размещается в интернет-сети, и родители могут, зарегистрировавшись в базе данных, получать детальную информацию о своих детях, например, узнавать, какие оценки получает ребенок, когда следующее родительское собрание, какие мероприятия в школе планируются в ближайшее время, когда следующая контрольная работа и пр. В целом программа многофункциональная. Конечно же, есть и другие похожие программы, но они менее совершенны и к тому же платные, а мой продукт бесплатный.
Это прекрасно, что дети интересуются наукой. Желательно, чтобы таких детей было как можно больше, а еще чтобы школы были оснащены хорошей материально-технической базой. Учителя гимназии говорят, что обеспечение гимназии компьютерной техникой более-менее нормальное, а вот кабинет физики почти пуст. Чтобы сделать экспериментальную модель громоотвода, пришлось у других учебных заведений района просить разрешение воспользоваться их оборудованием. А то, что уже есть, Наталия Ергалиева собирала собственными силами, как говорится: с миру по нитке — голому рубашка.
Виктор Ткаченко, еженедельник «ГАРТ» №14 (2559)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: дети-индиго, ученые, талант, изобретение, «ГАРТ», Виктор Ткаченко