У нас есть свои нефть и газ!
Вторник, 5 Апреля 2011 15:44 | Просмотров: 8967
У нас есть свои нефть и газ!
Так утверждает человек, который отдал почти всю свою жизнь изучению нефтегазоносности наших земель, —
директор Черниговского отделения Украинского государственного геологоразведочного института, член корреспондент НАН Украины Александр Лукин.
— Наша Украина — великое геологическое государство, — начал он. — Не каждая страна может этим похвастаться. Украинские недра очень богаты разнообразием полезных ископаемых, геологическое строение интересное и сложное. И углеводородное сырье здесь играет существенную роль. Это и нефть, и газоконденсатные системы (системы, в которых жидкая фаза растворена в газовой, здесь могут встречаться фазы, близкие к естественному бензину, и другие), и непосредственно газ. Должен отметить, что Украина отличается очень широким диапазоном условий нефтегазоносности. Если взять диапазон возрастной, то есть возраст тех геологических формаций, в которых находятся нефть и газ, то этот диапазон в Украине будет соответствовать диапазону всей Земли. У нас есть промышленные залежи нефти и газа, начиная от древних образований докембрийского периода и вплоть до кайнозойского. В свое время именно Украина сделала огромный вклад в снабжение нефтью, и особенно газом, всего Советского Союза (в 70-е годы Украина давала до трети союзного газа). Но, несмотря на это, недра Украины нельзя считать исчерпанными. Газовый потенциал Украины я считаю особенно большим. Коллапс топливно-энергетического комплекса, который произошел в 90-е годы и который имел роковые последствия для всей страны, связан не с истощением наших недр, а с обвальным падением объемов глубинного бурения. Потому что, для того чтобы открывать нефть и газ, нужно бурить достаточное количество скважин и на достаточные глубины. А у нас резко уменьшилось количество новых пробуренных скважин, и вследствие этого затормозился прирост запасов. Был разбалансирован вообще весь геологоразведочный процесс. Это привело к упадку топливно-энергетического комплекса и к зависимости Украины от углеводородных стран-доноров, в первую очередь от России. При такой зависимости говорить о какой-то самостоятельности смешно.
— Сколько сейчас добывается своего газа в нашей стране в процентном соотношении?
— Процентов 30 наших потребностей. Относительно нефти это соотношение еще хуже. Тем не менее прогнозные ресурсы углеводородов очень велики. Поэтому если нашей отрасли будет уделено надлежащее внимание и состоится ее возрождение, то в перспективе Украина можете значительной мере увеличить добычу нефти, особенно это касается крупных месторождений в Черном море, а газом мы могли бы удовлетворить свои потребности в полной мере. Сейчас, к сожалению, Украина сама по себе мало что может по экономическим причинам. Ведь поиски нефти и газа — очень расходный процесс. Это в Советском Союзе ему уделяли экономическое и научное внимание, придавали большое значение. Тогда Украина получала столько средств на выполнение геофизических работ и бурение, сколько заказывала. Должен также сказать, что украинское углеводородное сырье очень рентабельно, потому что добывается в условиях развитой инфраструктуры, благоприятного климата и ландшафта. В этом отношении эти условия нельзя сравнить с условиями газовых гигантов Ямала или Северного
Ледовитого океана. Поэтому я считаю, что мы обязаны заниматься украинскими недрами. Но для этого необходимо привлечение крупных инвесторов, таких компаний, как «Шелл», «ЭксонМобил», «Вик Оил». Следует отметить еще одну важную деталь -теперешние поиски нефти и газа очень наукоемкие, в большей степени, чем это было в 60-е годы. Те типы залежей выявлялись очень просто, они были на меньших глубинах, а главное, были связаны с такими «ловушками», как их называют геологи, которые легко находятся геофизическими методами. Сейчас же рассматриваются такие перспективы с накоплениями нефти и газа, которые нуждаются в тщательном научном прогнозе. И здесь я должен с сожалением отметить, что, с тех пор как Украина стала независимой, власть начала относиться пренебрежительно к отечественной нефтегазовой геологии да и к науке в целом. Особенно мы чувствуем это сейчас. Кстати, 3 февраля этого года наше отделение отметило 50-летие, но отпраздновать юбилей должным образом мы не могли из-за финансовых трудностей и задолженности по зарплате, которая достигла 600 тысяч гривен (хотя работы, необходимые государству, ведутся).
— Какое задание имеет ваш институт?
— С самого начала институт, который при основании имел название Черниговская экспедиция Украинского государственного геологоразведочного института, имел задание детального изучения геологии и нефтегазоносности Днепровско-Донецкой впадины (Черниговская, Полтавская, Харьковская области и частично Киевская, Сумская, Днепропетровская, Донецкая и Запорожская). Здесь были открыты такие гигантские газовые месторождения, как Шебелинское, Крестищенское (Харьковская область), и нефтяные — Леляковское, Гнединцевское (Черниговская область) и много других. Перспективы этого региона далеко не исчерпаны, а Донбасс, по моим представлениям, может служить неисчерпаемым источником газа. Следовательно, Черниговское отделение занималось всем этим огромным палеорифтовым прогибом, детальным изучением разных вопросов геологии и нефтегазоносности и сделало решающий вклад в научное сопровождение освоения углеводородных ресурсов Днепровско-Донецкой впадины. Мы также изучаем общие проблемы нефтегазоносности. Сейчас исследуем еще и южный регион, район Черного моря. У нас есть целый ряд научных разработок с рекомендациями открытия крупных месторождений в море, потому что именно крупные месторождения рентабельно искать в этих условиях. Мы причастны к недавнему открытию значительного нефтяного месторождения имени Субботина на Прикерченском шельфе. Черниговское отделение на это время — единственное нефтегазогеологическое научное учреждение Украины, которое сохранило научный потенциал, аналитическую, лабораторную базу и пока еще может проводить исследования по всем основным направлениям нефтегазовой геологии.
— А месторождение имени Субботина уже заработало?
— Нет, до этого еще далеко. Хотя прогнозы относительно промышленной нефтеносности здесь оправдались. Но оно еще нуждается в последующей разведке. Кроме того, прогнозируется целый ряд крупных месторождений в Черном море в других местах. Но основным нашим регионом все же остается Днепровско-Донецкий. Здесь вместе с традиционными источниками есть большие перспективы открытия нетрадиционных источников газовых месторождений. Слышали о недавнем буме сланцевого газа? Это один из примеров его нетрадиционных источников. Он нуждается в особых технологических методах освоения - бурении горизонтальных скважин. Эта технология хорошо работает в газоносных регионах Соединенных Штатов Америки, Канады. Там добыча сланцевого газа, а также угольного метана и центральнобассейнового газа проводится в больших масштабах. Благодаря добыче сланцевого газа США вышли на первое место в мире по общей добыче газа.
Следует сказать, что почти все гигантские мировые газовые месторождения традиционного типа приурочены к экстремальным регионам. Экстремальным либо по физико-географическим условиям, например заполярные месторождения России, либо по политическим, как месторождения Ирана, Ближнего Востока. Последние события в странах Ближнего Востока и Северной Африки показывают, что значит зависимость от иностранной нефти или газа. HAK «Нефтегаз» в свое время получил лицензии на поиск нефти и газа в Ливии и Египте. Но сейчас мы видим, как это ненадежно. Прежде всего нужно вести правильную экономическую политику и понимать необходимость постоянного наращивания собственных запасов. Это залог энергетической безопасности страны и ее самостоятельности.
— Александр Ефимович, сколько сейчас государство выделяет средств на поддержку отрасли?
— В первую очередь должен сказать, что мы работаем без государственных денег уже 3 месяца, и, судя по всему, это будет длиться до середины года. К тому же нам сообщили, что ассигнования на поиски нефти и газа по нашему министерству уменьшатся втрое. Ситуацию объясняют нехваткой средств. А так как поиски нефти и газа достаточно дорогие, то на этом и пытаются сэкономить. С провозглашением независимости Украины активно распространялась дезинформация о том, что недра нашей земли истощены. Даже помню таких политических деятелей, которые удивлялись, услышав, что в Украине есть газ, есть нефть. Состоянием на 01.01.2011 года в нашей стране открыто 396 месторождений. Это огромное количество месторождений и скважин, из которых можно добывать нефть и газ (почти все эксплуатируются). Как оказалось, скважины с нефтью и газом являются наилучшим источником прибылей, поэтому позже многие из сильных мира сего постарались получить в собственность хотя бы какую-то скважину. Сейчас переломить такую ситуацию очень трудно.
По мнению ведущих специалистов по энергетике, XXI век станет веком газа. Можно говорить о том, что до 50-60-х годов этого века его добыча еще увеличится. Запасы его в мире в целом и в Украине в частности очень большие, а некоторых видов природного газа, возможно, и неисчерпаемые. Транспортировать его достаточно легко: либо газопроводом, либо в разжиженном виде. Да и в экологическом отношении газ — это меньшее зло, по сравнению с углем и нефтью.
— Расскажите о нашей Черниговской области, что есть у нас?
— Как раз на Черниговщине и находятся те прекрасные месторождения, которые я уже упоминал. Леляковское в Варвинском районе (самое большое месторождение нефти в Украине), Гнединцевское, а также Прилукское и другие. В нашей области есть и газоконденсатные месторождения. Крайний северный запад Черниговской области мало изучен, этому помешала Чернобыльская авария. После нее там полностью прекращено бурение и геофизика. Хотя, по моим данным, там должно быть несколько хороших месторождений, наподобие белорусских, которые открыли почти на границе с нами. У нас же таких открытий не произошло. Но потенциал наших углеводородов не исчерпан. Здесь есть также ресурсы сланцевого газа. Они залегают на сравнительно небольших глубинах — 23 км, и их разбуривание в свое время сопровождалось постоянными газопроявлениями. Я считаю это важным объектом добычи сланцевого газа, который после 23 лет изучения можно было бы вводить в разработку. К сожалению, этим никто не занимается.
Следовательно, в Украине есть все для энергетической безопасности и самостоятельности. Пока еще работают и опытные научные работники. Но при теперешнем отношении к нефтегазовой отрасли и геологической науке наша страна обречена на полную энергетическую зависимость со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями. При условии активной финансовой, нормативно-законодательной и организационной поддержки отрасли в ближайшие годы в Украине должна существенно повыситься добыча нефти и газа, а в перспективе — полное удовлетворение собственных потребностей в углеводородном сырье.
Цитата
«Анализируя тенденции, можно сделать предположение, что полезные ископаемые — нефть и газ, которые в Черниговской области добываются с 1967 года, — исчерпываются».
«Под каждую скважину на Черниговщине земля отдается в аренду на 25 лет. После того как там выкачают газ и нефть и получат миллионы чистой прибыли, — селу дадут всего 20 тысяч гривен на восстановление пахотных земель».
Олег Обушный, «Голос Украины», 2008 год
В тему
Природные горючие газы, которые выделялись в некоторых местностях из трещин земной коры, были известны человеку сыздавна. Кое-где эти газы воспламенялись, например во время грозы. Поэтому некоторые народы считали огонь, который появлялся в местах постоянного выхода природных газов, священным.
Источником метана также является болотный газ. В болотах и болотистых местностях части растений, покрытые водой, испытывают анаэробное (бескислородное) брожение под действием микроорганизмов и образуют болотный газ, который поднимается на поверхность и состоит главным образом из метана, а также небольшого количества водорода, двуокиси углерода и азота. Канализационные нечистоты образуют при брожении похожий газ, который в некоторых городах используется в качестве топлива.
Сажа, добытая из метана, используется для изготовления печатной краски, резиновых изделий (как наполнитель).
Справка
Сланцевый газ - альтернативный природный газ, добываемый из сланца, состоит преимущественно из метана. Для его добычи используют горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Аналогичная технология добычи применяется и для получения угольного метана. Хотя сланцевый газ содержится в сланце в небольших количествах (0,2-3,2 млрд. мо/кмЬ), но за счет рассечения больших площадей можно получать значительное количество такого газа. По предварительным подсчетам, ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 трлн. м.
«Ловушка» - это геологическая структура любого типа, в которой скапливаются перемещаемые углеводороды, формируя таким образом месторождения. Нефть способна перемещаться вместе со своими спутниками (углеводородными газами и водой) по трещинам, разрывам и пористым породам. Попадая в естественные ловушки (перегибы складок, выклинивания пористого слоя и тому подобное), нефть скапливается в них, то есть образуются ее месторождения, которые могут быть объектом промышленной эксплуатации. Обязательными спутниками нефти являются газ и минерализованные воды.
Беседу вела Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №13 (2506)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.