GOROD.cn.ua

Черниговская медсестра оказалась в эпицентре гражданской войны в Ливии

Черниговская медсестра оказалась в эпицентре гражданской войны в Ливии
Война подкралась незаметно

Елена Алексеева сейчас находится в Бенгази – одном из крупнейших городов Ливии на средиземноморском побережье Северной Африки. Именно этот регион с середины февраля охватили массовые акции протеста с требованием отставки лидера джамахирии Муаммара Каддафи, который правил страной последние 42 года. Ливия – на грани государственного переворота: общество разделилось на сторонников правящей власти и ее противников, а тысячи мирных граждан, туристов, трудовых иммигрантов стали заложниками сложившейся ситуации. Перестрелки, взрывы, кровопролитие, пожары, насилие – теперь будничны в ранее спокойной стране.

Ощутить на себе всю опасность обстановки пришлось и молодой медсестре Елене Алексеевой из города Новгород-Северский. В нем живут и сейчас очень переживают ее родители, с нетерпением ожидая каких-либо обнадеживающих известий. Однако мобильная связь с Бенгази, в первые же дни конфликта перешедшим под контроль оппозиции, практически невозможна, отсутствует и связь через Интернет. После долгих дней тревожных ожиданий родители все-таки услышали голос дочери. Как оказалось, заграничному медперсоналу централизовано организовали пополнение счетов на сим-картах мобильных телефонов по 100 динаров каждому (это около 90 долларов) и позволили позвонить домой.

Наших медиков в Африке ценят высоко


Еще в сентябре 2009-го Елена Алексеева в составе группы из 37-ми медиков из разных областей Украины приехала в Бенгази, чтобы поработать в Ливии по годовому контракту. На месте им предложили перезаключить контракт с трехмесячным испытательным сроком. И, кстати, три украинских медсестры не выдержали условий труда, быта, постоянной жары и вернулись на родину. А настойчивая Елена, которой не занимать твердости характера и опыта (за плечами – более 17-ти лет работы медсестрой хирургического отделения в Новгород-Северской центральной районной больнице и госпитале ветеранов в Чернигове), осталась трудиться в Ливии, как и более трех тысяч наших медиков в этой стране.

Место ее работы – бригада скорой помощи при женском хирургическом отделении городской больницы Бенгази. На смене работает 12 человек, и Елена – одна украинка среди местных сестер и санитаров. Зарплата зарубежного врача – около двух тысяч долларов, медсестры – около тысячи. В то же время ливийка получает в три-четыре раза меньше – из-за низкой квалификации, слабых навыков и умений. Но и «перетрудиться» местные не стремятся. Например, могут не выйти на работу, мотивируя это тем, что «сейчас ей это делать Аллах запрещает…»

Условия проживания оказались вполне приемлемыми. В жилом корпусе (вроде семейного общежития) при больнице у каждого своя комната с кондиционером и всеми удобствами. Вот только кухня на этаже – общая. Организовано трехразовое питание, но все блюда, как для наших, очень пряные и чрезмерно острые. Недостатка в еде и воде не испытывалось. Правда, всегда сильно хочется устроить праздник для славянской души – нажарить полную сковороду картошечки со шкварками или смальцем. Иногда украинские медики в Ливии такое себе позволяют, несмотря на то, что килограмм картофеля «на Африканщине» – стоит чуть ли не десять долларов. А вот из «контрабанды» наши из дому часто везут с собой на Черный континент не что-нибудь, а «стратегический продукт» – тот же топленый жир в пластиковых бутылях для «одомашнивания» эмигрантской кухни.

За дезертирство – смерть

Жить и работать в Ливии можно комфортно. Все бы ничего, если бы не война… Елена уже было согласилась на очередной годовой контракт (в таком случае работодатели предоставляют двухмесячный отпуск и оплачивают перелет домой и обратно) и собиралась с середины апреля до середины июня на Черниговщину к родителям. Были приготовлены подарки, предварительно заказаны билеты… Да не тут-то было! Уже и от аэропорта в Бенгази остались одни руины. Разрушены многие дома, на улицах беспорядки, стрельба. Город покинуть очень трудно. Да это медикам теперешние «хозяева положения» и строго запретили под страхом смертной казни за… дезертирство. Мол, работайте, лечите и не пытайтесь бежать. На работу медперсонал 12-часовой смены приводят и уводят под конвоем. Больница, по словам Елены, заполнена ранеными с улиц. На территории больницы противоборствующие стороны не воюют, хотя своих раненых охраняют с автоматами у палат. Так, по одну сторону коридора отделения в палатах лежат больные «от оппозиции», по другую – «от власти». По отношению к медперсоналу больницы грубого насилия пока никто не допускал. Однако сама Елена стала свидетелем ужасного убийства. К раненому, которого по коридору перевозили на каталке санитары для оказания экстренной помощи, неожиданно подскочило несколько озверевших арабов с кинжалами. Они в ярости нанесли ему множество ударов, перерезали горло и неспешно удалились, что-то крича. Все очевидцы были в шоке, но ничего поделать не смогли. По словам Елены, бросается в глаза, что многие из агрессивно настроенных повстанцев находятся под действием наркотиков. Количество жертв конфликта исчисляется тысячами и продолжает расти.

В такой обстановке самое острое желание – поскорее покинуть опасную страну и вернуться домой. Это с началом волнений успешно удалось сделать коллегам-медсестрам из Болгарии и Финляндии. Украинки же из Бенгази передали данные о месте своего пребывания в наше посольство и надеются на помощь. Несмотря на самые невероятные слухи о происходящем в одной из самых закрытых стран, хочется верить в благополучное возвращение наших сограждан на родину, в благоприятное развитие дальнейших событий и скорейшее наступление мира.



Ярослав Каранда, еженедельник «Семь дней» №9 (486)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: война, медсестра, «Семь дней», Ярослав Каранда