GOROD.cn.ua

Самое большое горе для матери – хоронить детей

Самое большое горе для матери – хоронить детей
Неизвестно, почему судьба одних людей будто оберегает, жалеет, а других безжалостно бьет. Таких, как Надежда Леоненко из Галкова Репкинского района. Ведь с самой молодости женщина пережила немало горя.

«Счастливая» семья

Когда вышла замуж в 22 года за красавца Федора, ей казалось, что впереди ждет только хорошее. Не беда, что пришлось переехать из родного села Галков. Отец отговаривал дочь идти за Леоненко замуж, ведь его семья была бедная. Но любовь застилала глаза девушке, не послушала.

Вся ее семья (родители, сестры, братья) в тот же год переехала в Астрахань. А тут и первая неприятность — большие крепкие женщины рода Леоненко почему-то сразу же невзлюбили маленькую Надежду. Свекровь, которая жила с молодыми, упрекала невестку за малейшие ошибки и настраивала против нее Федора. Когда молодая жена родила уже трех дочерей и была беременна четвертым ребенком, муж, послушав мать, велел ей избавиться от нежелательной беременности. В Черниговской больнице, куда Надя осмелилась поехать, ей отказались делать аборт из-за большого срока беременности. Страх возвращаться домой, в Галков, был настолько велик, что женщина хотела утопиться. Была весна. Уже таял снег, всюду лужи. И в каждой из них Надежда видела малышей, которые звали ее к себе. Если бы не черниговский врач, которая, зная о таком состоянии своей пациентки, сама отвезла ее домой, то не вернулась бы Надежда к детям, к мужу. И не родила бы долгожданного сына. А еще пришлось женщине пережить попойки Федора, измены и даже ожидание из тюрьмы. Из-за своей горячности мужчина дважды сидел за хулиганство, а фактически за драки. Жена в это время сама строила их дом — покупала стройматериалы, нанимала рабочих, а затем семь лет за это выплачивала деньги. Один Бог ведает, как тогда она с детьми выжила. Отец высылал Надежде посылки с продуктами, иногда немного денег — так и жили.

Но мужа своего не бросила, дожили и до золотой свадьбы. Да уже седьмой год, как Федор Леоненко умер.

Подвиг ценой жизни

Ежегодно 15 февраля к Надежде Халимановне собираются гости. Это и школьники из соседних Мокрых Величек, и представители районной организации ветеранов Афганистана, и просто друзья и знакомые. Но собираются они не на праздник — вместе с хозяйкой поминают погибших воинов-афганцев, среди которых и ее сын Анатолий Леоненко.

Вспоминая его, женщина и сейчас плачет. Разве могла она тогда представить, что с обычной срочной службы в 20 лет Толик попадет на настоящую войну? О таком родителей никто не предупреждал. Да и сам сын об этом не написал ни одного письма домой — запрещали. Слушая рассказ 81-летней женщины о сыне, хочется заплакать, закричать: да он же еще жизни не видел! Как можно умирать, когда еще не женился, не имел детей, не построил дом?.. Но за те почти два года войны в Афганистане, которые Толя там пробыл, ему многое пришлось пережить. Дважды попадал под вражеские пули, защищая своих солдат, однажды машиной наехал на душманскую мину, а затем в окружении врага вызвал огонь на себя, чтобы его отряд отступил к укрытию. Этот подвиг — последний в его жизни. Многочисленные награды сына свидетельствуют, что Надежда Халимановна воспитала его правильно. Теперь все они хранятся в мокровеличковской школе, которая в 1986 году названа в честь Анатолия Леоненко. Там же и орден Красной Звезды, которым он был награжден посмертно.

Рассказала Надежда Леоненко, как в 2002 году ее пригласили в Репки на церемонию почитания памяти погибших воинов афганской войны и концерт памяти:
— Да разве это можно выдержать? — говорит несчастная женщина. — Чтобы высидеть на том концерте, нужно иметь каменное сердце — слушать стихи и песни, когда в душе постоянная боль. Там рассказывали о каждом погибшем парне из нашего района, и я так плакала! А как дошла очередь до моего сыночка, то едва не упала без памяти. Как больно мне, матери, слушать о храбрости и мужестве сына, которого уже нет среди живых!.. После того концерта, сколько меня ни звали на такие мероприятия, не пошла ни разу. Теперь я старая, но здоровье пошатнулось еще тогда, как Толик погиб в 1985 году. Когда из сельского совета пришли сообщить мне о смерти сына, я сразу это почувствовала. Сам он не написал ни одного письма, лишь его товарищ из Любеча — Сергей Федяй — сказал мне, что мой сын в Афганистане: Услышав слова: «Ваш Анатолий погиб на Афганской войне», — я потеряла сознание. Вызвали местного врача. Чтобы привести меня в чувства, она сделала мне 4 укола. На похоронах было очень много народа. Сына привезли в цинковом гробу. Я кричала, будила сыночка и не могла разбудить, потому что он крепко заснул. На кладбище 25 солдат дали военный салют. А на третий день после похорон я слегла. Врач отвез меня в районную больницу. И там, после многочисленных уколов и капельниц, я понемногу начала вставать с постели.

Случайность или злой умысел?

К сожалению, беда не приходит одна. Через 11 лет пришлось Надежде Халимановне похоронить и второго сына. 35-летний Николай отравился алкоголем — это официальная причина смерти. А неофициальная... В жизни не все так просто. Николай выучился на электрика в одном из черниговских училищ. В городе и остался работать. Но, когда после долгих лет добросовестного труда мужчину сократили, пришлось зарабатывать на жизнь в Москве. 4 года Николай ездил туда-сюда, подолгу не бывая дома. Жена Наталия за это время нашла себе другого. Будучи расписанной с Николаем, в его отсутствие она встречалась с любовником, а двух сыновей часто отвозила в Галков — к свекрови. Как-то Николай вернулся из России без денег, его и товарищей ограбили. Мужчина был подавлен этим, а тут еще и с женой вышла ссора. Захотелось с горя напиться. А Наталия на вопрос мужа: «Где водка?» спокойно ответила: «Сейчас принесу». Кто знает, с какой целью она всыпала в бутылку несколько таблеток димедрола. Говорят, это помогает выпившему быстро заснуть. А может, действительно, как кое-кто считает, хотела отравить?.. Хоронили его в родном селе — мать настояла. А жена не пролила ни одной слезинки на похоронах, не подошла в последний раз попрощаться на кладбище. Потом вернулась в Чернигов и до сих пор живет с бывшим любовником. Внуки Надежды Халимановны — Евгений и Максим, которые раньше каждое лето отдыхали у бабушки, долгих 6 лет не появлялись в Галкове. Наталия не пускала детей, пока они не выросли и не стали принимать решения самостоятельно. Теперь ребята часто наведываются к бабе Наде.

Так жизнь отобрала у матери обоих сыновей. У женщины есть еще три дочери — 58-летняя Нина, 53-летняя Катя и 49-летняя Тамара. К сожалению, все они живут далеко от родного села. Нина — в Астрахани, туда ее забрал дедушка — Халиман Деревьянко — на учебу. Позже девушка вышла замуж и осталась там работать. Катя тоже осталась там, где училась, только ее судьба была в Киеве. В столице и замуж вышла. А вот Тамара попала в село Ровчак-Степановка Носовского района не из-за учебы. Туда привез свою молодую жену Григорий Лавреха.

И сейчас Надежда Халимановна чем может, тем и помогает детям и внукам. Она очень любит их всех, ждет в гости. Несмотря на все пережитое ею горе, женщина осталась тем же открытым, искренним человеком, которым была в молодости.


Надежда Леоненко возле фотографии сына Анатолия

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №8 (2501)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: судьба, дети, горе, «ГАРТ», Анна Самойленко