GOROD.cn.ua

Лариса Марцинкевич: «Я счастлива, что всё получилось»

— Нужно находиться в поиске. Нельзя останавливаться, расслабляться, нельзя вдруг решить, что все знаешь и умеешь. Самоуспокоенности и самодовольства я боюсь.
В черниговский Центр медицинской эстетики и косметологии обращаются за помощью даже киевские красавицы (собственно, и время для интервью нашлось как раз после визита киевлян). Лариса Марцинкевич, руководитель центра, к работе подходит профессионально и требовательно. В свое время и собственный центр основала именно потому, что слишком переживала за любимое дело.
Предоставим ей слово.

Честь профессии

— Косметологией на профессиональном уровне, новыми технологиями, новыми методами я начала интересоваться с 2000 года — когда работала в третьей городской больнице. Идея развития этого направления принадлежала главному врачу, и идея эта была действительно очень хорошая. Но через некоторое время я поняла, что в государственной структуре она не имеет — и не будет иметь поддержки. Потому что косметология — это довольно большие вложения. Откуда им быть в больнице? А без финансирования нет новых технологий, нет движения.
Да, можно использовать травки и делать пластический массаж… Но дело в том, что когда ты достигаешь уже какого-то уровня, совершенствуешься, работаешь серьезно — каждые полгода нужно делать маленький шаг вперед. Если ты полгода ничему не учишься, ты и отстал на полгода. Но через год ты отстанешь на три. Потому что практически каждые 3—6 месяцев в отрасли происходят новые события — грандиозные или не очень, но развитие идет очень высокими темпами. Поддержка со стороны руководства была, но государственная больница просто не может за всем этим успевать…
Но даже не это было основным моментом. В 2000—2001-м годах в Чернигове косметологические услуги профессионально не оказывались почти нигде.
И что меня очень тревожило — косметологией пытались заниматься все, кто угодно. Я с этим столкнулась с самого начала: дипломы «косметологов» получали все желающие, нужно было только заплатить за курсы. Таких случайных людей было очень много. И естественно, очень много потом было критических, негативных ситуаций, осложнений. Инъекции, например, делали люди не то что без врачебного — без среднего медицинского образования!

Помню, ко мне пришла девушка: у нее осложнения, пошла пигментация после пилинга. Звоню «косметологу», которая с ней работала, спрашиваю: «Клиентке 24 года, состояние кожи идеальное — расскажите, с какой целью делался пилинг?» — «Профилактика старения». В 24 года! То есть навязали абсолютно не нужную услугу, еще и выполнили ее некачественно! Притом в мае — а ведь специалистам известно, если пилинги делать весной, возникает очень много осложнений. «Извините, — спрашиваю, — а у вас вообще медицинское образование есть?» — «Нет, я… библиотекарь. Но косметология — это моя мечта, я читала много журналов, прошла курсы… И вот».
Просто шла дискредитация профессии. И именно то, что я переживала за свое дело, за доброе имя, стало основной причиной, по которой я решила заняться самостоятельной практикой. Хотелось доказать, что можно работать по-настоящему.

И еще одна деталь: даже если этим занимались врачи, то в основном, не дерматологи. А это принципиально важно. Поэтому я через десять лет после окончания института решила получить вторую специализацию: врач-дерматолог. И убеждена, что решение это было верным. Моими наставниками и преподавателями были прекрасные врачи и профессионалы: кандидат медицинских наук врач-дерматовенеролог и косметолог высшей категории Светлана Шермазан, кандидат медицинских наук, врач-дерматокосметолог высшей категории, ведущий специалист Института красоты Наталия Булгакова, пластический хирург, врач высшей категории Александр Бородько, профессор, заведующая кафедрой дерматовенерологии Лидия Калюжная. Обучение у них — это бесценный опыт.

«Надо просто выучиться ждать»

— …Отправляясь к косметологу, нужно прежде всего запасаться терпением. После одного сеанса массажа или одной манипуляции моментального эффекта не будет. А некоторые процедуры и вовсе достаточно «агрессивны» — возможно шелушение после пилингов, остаточные последствия инъекций, припухлость после лазерных процедур. Нужно понимать, что все это — комплексные программы. Учиться ждать и видеть имеющийся позитив.
Не бывает результата «сегодня на завтра». На завтра может быть эффект только от нанесения гормональной мази. А в основном — терпение и доверие к врачу.
Мы смотримся в зеркало ежедневно, привыкаем к себе. И порой пациенту кажется, что никаких перемен с ним не происходит. Но взгляд врача может увидеть изменения уже через три дня — небольшие, но все же. И вот этот фактор, что каждый оценивает внешность по-своему, немного осложняет работу. Клиентка, глядя в зеркало, может и не заметить, что ее кожа из серой, куперозной, уставшей, превратилась в свежую и сияющую, что пропали воспаленные сосуды... Поверит знаете, когда? Когда ей об этом скажут окружающие! Тогда и она удивится: «Ой, а ведь и правда, я — другая!»

Чего хочет женщина?

— Я не бизнесмен, и в этом большая проблема: косметологией нужно заниматься в первую очередь как бизнесом. А все-таки мой подход к работе — это подход советского врача, в хорошем, принципиальном значении этого определения. В некоторых случаях это очень помогает, в некоторых — осложняет жизнь. Мои клиенты понимают, что к ним — индивидуальный подход, что им не хотят «навесить», извините, услугу любой ценой.

Часто люди приходят — и просто не знают, чего хотят. Вроде бы — «так надо», все подружки посещают косметолога… А женщине, может быть, вполне комфортно такой, какая она есть! И в таком случае не нужно даже начинать работать. «Вас что-то не устраивает во внешности?» — «Да нет, вроде бы, все устраивает…» Тогда давайте выясним, какую внутреннюю проблему, психологическую, эмоциональную мы будем решать? Никакую. И получается напряженная ситуация: клиентка не знает, чего она хочет, а то, что я могу ей предложить, ей не нужно. И в этом случае лучше не предпринимать ничего.
Должно быть доверие и должна быть твердая мотивация. Если женщина до конца не уверена в том, что ей услуга нужна, не нужно ничего делать.
Это очень важно: с самого начала понять, чего хочет клиентка. Потому что можно идеально провести все манипуляции, исправить малейшие недостатки — а женщина в новом облике будет выглядеть прекрасно, но чувствовать себя совершенно некомфортно. А если есть понимание: чего мы хотим, чего хочет женщина и от каких действий, в результате, ей будет комфортно, тогда будет и результат, и позитив. И второе дыхание.

Рекламы мы практически не даем: работает сарафанное радио. Лучшая реклама — это хороший результат. И из клиенток, пришедших по рекомендации, 40—60% у нас остаются. «С улицы» приходят в том случае, если в ближайшее время предстоит какое-то важное событие. Нужно, например, привести себя в порядок перед свадьбой. Но если кожа проблемная, в плохом состоянии, приходить нужно не за две недели, а за полгода! Я в таких случаях рекомендую просто обращаться к визажисту. Потому что косметологическое вмешательство за две недели ничего не даст, кроме вероятных осложнений.
Косметология — это комплексные программы, сложные процедуры. Пилинг, контурная пластика, лазерная пластика, шлифовки… Неподготовленному человеку об этом слушать страшновато. Поэтому первое, что мы даем клиентам, — полная информация о процедуре.

Как всё изменилось

— …Косметологическое оборудование очень дорого стоит. Лазерные, радиационные установки, аппараты для фотоомоложения, радиоволновая аппаратура, аппараты для микродермабразии — все это сегодня есть, все — от ведущих фирм. На рынке предлагается огромный выбор, и все рассказывают, и итальянцы, и немцы, что именно их аппарат — самый лучший.
А я вспоминаю выставки 2001—2002 годов, на них было всего 6—8 стендов, которые можно было обойти максимум за полчаса... Сегодня на посещение выставки нужно отводить минимум полдня. Насыщенность рынка очень высока, за десять лет произошли огромные изменения, и разобраться сложно, пока не наберешься опыта. Все, что тебе рассказывают, звучит очень заманчиво и впечатляюще, и косметологу нужно иметь интуицию, базовые знания или иметь у кого проконсультироваться.

В 2000-м году я к этому вообще не была готова. Я работала на полставки врача-дерматолога-физиотерапевта — а участие в трехдневном конгрессе стоило 680 гривен! Мне полгода нужно было просто на билет работать! Но я понимала уже тогда: если ты не будешь учиться, если ты не будешь ездить на семинары, мастер-классы, конгрессы, выставки — ты просто деградируешь. Или ты этим занимаешься, или нет.

«Страшная сила»

— …Очень приятно, когда есть результаты, когда довольны клиентки. Это главный стимул. Иногда, конечно, бывают минуты, когда руки опускаются и думаешь: зачем я в это ввязалась? А ввязалась, еще раз повторю, чисто из-за того, что обидно было за профессию. Нашим делом должны заниматься, я на этом настаиваю, именно медики. Которые знают, что главное — не навредить. И могут предвидеть, по мере возможности, последствия.
Библиотекари-косметологи, парикмахеры-косметологи, бухгалтеры-косметологи… Почему они не боятся? Я по себе знаю, как переживаешь каждый раз, когда, не имея наработок, внедряешь новую методику. И не спишь, и волнуешься… А самодеятельные косметологи вводят новые сложные препараты — и не боятся? Как? Только года через полтора я поняла: не боятся, потому что ничего не знают. На одном семинаре такая «коллега» стала мне жаловаться: ввела пациентке масляный раствор в лоб, пошли серьезные осложнения, вплоть до некроза, клиентка — такая скандалистка! — подает теперь в суд… «А в каком разведении вы раствор вводили?» — спрашиваю. И в ответ — совершенно пустой взгляд. Она вообще не понимает, о чем я говорю!

Слава богу, в последнее время с таким сталкиваемся все меньше. Но все равно хочется обратить внимание читателей: обращаясь к косметологу, поинтересуйтесь, есть ли у специалиста, который будет вами заниматься, соответствующее образование, подготовка, сертификаты…
Все, сегодня, наверное, наслышаны о неудачных пластических операциях, неудачных косметологических вмешательствах. О той же Оксане Пушкиной… Что я могу сказать? Нужно знать суть вопроса: она дважды делала инъекции в клинике, потом решила сэкономить (потому что в Москве эти процедуры, тем более в элитарных клиниках, действительно страшно дороги!). Пригласила врача, который не имел специального образования, ни косметологического, ни дерматологического, и вот результат — серьезные осложнения, судебное дело… Но это еще один пример, подтверждающий сказанное выше.

Еще года три назад в некоторых салонах лазерную эпиляцию выполняли с помощью купленных в Америке, отслуживших свое, списанных аппаратов, на оборудовании 80-х годов! Ко мне обращались потом пациентки, у которых остались ожоги, шрамы, пигментация после таких процедур, выполнявшихся людьми некомпетентными, а возможно, и недобросовестными. Поэтому снова скажу: доверяться нужно специалисту, а не самоучке, получившему сертификат на каких-то трехдневных курсах...
Косметология в чистом виде — это предоставление услуг. То, чем занимается наш центр, мы называем медицинской эстетикой. И именно потому, что любая процедура имеет под собой медицинское обоснование, 80% процедур либо проводит, либо контролирует врач.

«Как хорошо, что я тогда решилась!»

— …Без понимания семьи, без организаторских способностей и моральной поддержки мужа ничего бы не было. И я своим родным очень благодарна. И очень приятно еще, что нашлось несколько благородных, отзывчивых людей, которые оказали нам финансовую поддержку — просто от чистого сердца. Я даже не думала, что так бывает…
Все, что здесь, в центре, сделано, до каждого гвоздика — это наше, выстраданное. Но у меня было очень четкое видение, чисто в профессиональном плане, чего я хочу и как это должно выглядеть. И останавливаться на полпути было нельзя. Тем более бросить начатое.
Честно скажу: если бы мне десять лет назад сказали, что у меня будет собственный центр, я бы ни за что не поверила. И, возможно, не пошла бы на это, если бы знала, что это такое: поднимать собственное дело. А сегодня я счастлива, что все получилось. Что есть этот опыт у меня и моей семьи, что со мной работает коллектив, о котором я мечтала — профессионалы, единомышленники. И надеюсь, что все, что мы делаем, кому-то нужно!

***

— Основная часть наших клиентов — конечно, женщины. Довольно много подростков. И обращаются мужчины. Не так много, но все же они есть. Некоторые приходят сами, некоторых приводят жены… Основные «мужские» процедуры — чистки лица, борьба с облысением…
— Так говорят же, что алопеция не лечится?
— Смотря какая алопеция и смотря, когда человек обратился за помощью. Если взяться за дело вовремя, есть шанс облысение остановить — опять-таки, понимая, что на лечение понадобится как минимум три месяца. Полностью восстановить волосы, конечно, не удастся. Но приостановить процесс — вполне возможно.
— А что вы скажете о пересадке волос?
— Да, такие технологии есть, но к сожалению, через полгода идет отторжение 40%, а через два года остается всего 2% пересаженных волос. Хотя я знаю, что японцы и корейцы активно над этой проблемой бьются, возможно, лет через пять и найдут решение.

Досье

Марцинкевич Лариса Федоровна, директор черниговского Центра медицинской эстетики и косметологии.
По Зодиаку — сильный знак, Скорпион (родилась 30 октября).
Окончила Ивано-Франковскую медицинскую академию. Врач-физиотерапевт высшей категории. Вторая специальность — врач-дерматолог.
Семья: муж Александр Александрович — тоже медик. Две дочки, София и Стефания, 14 и 11 лет.
Хобби: путешествия по Украине — родную страну нужно открыть для себя в первую очередь!
Домашние животные: рыбки.
Главная мечта только одна: хочется счастья своей семье, детям. Чтобы Бог и здоровье позволяли работать, чтобы было как можно больше довольных клиентов — тогда будут рождаться новые мечты и планы.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: медицина, косметика, Лариса Марцинкевич, Вера Едемская