Александр Сердюк: «Я – человек мэра!»
Пятница, 17 Декабря 2010 12:22 | Просмотров: 5036
Александр Сердюк
Каким будет Чернигов в ближайшие четыре-пять лет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто будет определять направления его развития, строить планы и воплощать их в жизнь. Безусловно, главная скрипка – в руках у мэра, но, как говорится, «Короля определяет свита». Поэтому, чтобы предсказать перспективы Чернигова, важно знать планы и идеи людей, окружающих
Александра Соколова. Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с заместителями мэра Чернигова. Гостем стал
Александр Сердюк, человек, который отвечает за вопросы строительства, архитектуры и земельных ресурсов.
«Я высказываю свое мнение так, как считаю нужным»
- Когда Александр Соколов вносил вашу кандидатуру как заместителя городского головы на рассмотрение депутатов в 2007 году, у них было много вопросов, и с первого раза вам пройти не удалось. В этот раз – все прошло, «как по маслу». Что изменилось в сессионном зале за это время?
- Во время предыдущей каденции в сессионном зале всегда были какие-то противоречия. Было вообще непонятно, кто в «оппозиции», а кто в «большинстве». Я так до сих пор и не понял: то ли БЮТ была партией власти, то ли «регионы». По-моему, «регионы» и тогда занимали более конструктивную позицию. Возможно, в 2007-м у отдельных депутатов на мой счет тогда были какие-то опасения, поскольку, как мне кажется, у них были «свои интересы». В тот период было довольно активное «сопротивление», которое мы все время ощущали при отводе земельных участков. Много нареканий касалось и работы КП «Чернігівбудінвест»…
- Но, как выяснилось, в работе «Чернігівбудінвеста» действительно были серьезные нарушения!
- Да, нарушения были, но мы сами с ними и разобрались. О нарушениях в работе предприятия мы говорили и на балансовой комиссии, и сделали соответствующие оргвыводы. В короткие сроки у нас все было приведено в соответствие с законом. Хотя до сих пор по некоторым «кадрам» мы еще судимся. Они требуют восстановления своих зарплат и прав. Но я думаю, что ничего из этого не получится. Во время моего первого назначения эти люди, скорее всего, понимали, что будут серьезные изменения, вот и оказывали сопротивление…
- Со стороны было хорошо видно, как вас «продвигал» мэр. У многих сложилось мнение, что Александр Сердюк – это человек мэра. Насколько это верно?
- Я этого и не отрицаю. Ведь именно так и создаются команды! И никто не отрицает, что в городе должна быть командная работа. Я – человек мэра, потому что пришел ему помогать. Но в то же время я высказываю свое мнение так, как считаю нужным. Я не думаю, что это всегда приятно и для Александра Владимировича, но, в конечном итоге, он понимает, что я говорю о деле, и воспринимает это так, как и должно быть. Приятный или неприятный разговор, удобный Сердюк или не очень – мэру нужен конкретный результат. И в этом вопросе мы с Александром Соколовым сходимся во мнении. И мы, в конечном итоге, находим решения в этих, достаточно непростых, условиях. Несмотря на то, что во время кризиса город «упал» по строительству со ста тысяч до 40 тыс. м2 жилья в год, сейчас мы выходим из этой ситуации. Я думаю, в этом году сдадим около 56 тыс. м2 жилья, а в следующем выйдем на все 70 тысяч. И в этом я вижу результаты командной работы.
- Говорят, что в исполком отбирали по партийному принципу. К какой партии вы принадлежите?
- На счет такого отбора – не знаю. Но ни для кого не секрет, что в Партии регионов я с 2004 года. Для того, чтобы говорить о том, что у меня глубокие идеологические расхождения с какой-либо из партий, нужно, чтобы была серьезная идеология у самих партий. В Партии регионов мне нравится прагматизм, четкий подход и направленность на результат. Это то, что меня интересует. Не просто какие-то там разговоры и рассуждения, которых не терпит жизнь, требующая быстрых и конкретных решений. Я сторонник прагматичного подхода к решению вопросов, поэтому и являюсь членом Партии регионов.
- Сейчас идет массовое сокращение управленческого аппарата и, скорее всего, «верхи» не дадут жиреть «низам». При таком подходе ваша должность сохранится? Удержитесь ли вы за кресло, в котором сидите?
- За свое кресло я никогда не держался и сейчас не держусь. Если будем говорить о том, нужна ли занимаемая мной должность в городском совете, то приведу такой пример: в День местного самоуправления мэр назвал пять важных элементов, которые мы сделали в этом году. Это:
- создание белорусско-украинского производства по выпуску троллейбусов;
- очистка реки Стрижень;
- строительство поликлиники на Масанах;
- строительство Диализного центра;
- строительство троллейбусной линии на Масаны.
И я рад, что к трем вопросам из пяти и я, и те службы, которые находятся у меня в подчинении, имеют непосредственное отношение.
- А не случится ли так, что при реформировании вам в «нагрузку» подкинут еще и коммунальный сектор?
- Этот вопрос периодически возникает, но чтоб серьезно и глубоко заниматься проблемами ЖКХ, у меня недостаточно времени. Если вы посмотрите на мой режим работы, то вы это поймете. Я не знаю, кто в горисполкоме позже меня уходит с работы. Мне кажется, что все проблемы из-за того, что у нас в городе сильно централизованы полномочия. Особенно, когда вопрос касается бюджетного финансирования и работы с инвесторами. Я считаю, что недостаточно полномочий у служб и отделов. Но сейчас, надеемся, будут изменения в законе о строительстве – и эта ситуация будет исправлена. Будет устранена громоздкая процедура разрешительной системы – и, надеюсь, инвестору станет работать легче.
«Мы хотим показать новый подход к строительству»
- Ваши прогнозы на то, в каком направлении будет в ближайшие пять лет «двигаться» город.
- В настоящее время инвестиционная привлекательность строительства не столь высока. Но, с принятием законодательства об упрощении процедур и повышением покупательской способности населения, мы надеемся на изменения. Я уверен, что для массового строительства мы должны готовить Масаны. Сейчас правительство много внимания уделяет дешевому жилью и социальным проектам. Такое жилье может быть только на свободных территориях. Кроме Масанов, таких площадок в Чернигове больше нет. Город довольно плотно застроен. В центральной части города за счет сноса и переноса коммуникаций стоимость жилья будет высокой. Там строительство мы будем вести в основном за счет коммерческих проектов. Перспектив развития в сторону Гомеля и Новгорода-Северского нет: с одной стороны – тубдиспансер, а с другой – очень плотная застройка, и без дорогостоящего сноса там не обойтись. Кроме того, нельзя сказать, что эти два направления чем-то лучше Масанов. Так что – на Масаны!
- Что уже сделано в этом направлении?
- Несмотря на кризис, мы нарабатываем новые проекты. Один из таких проектов – микрорайон «Масаны-2». Хотя на данный момент и там возникла проблема. У нас был договор с одной из фирм, которая планировала инвестирование в жилищное строительство и в возведение торгового центра. Они взялись за финансирование проектирования застройки всего микрорайона. Проектные работы были профинансированы на 600 тыс. грн., хотя весь комплекс работ оценивался в 2,5 млн. грн. Мы были заинтересованы в реальном проекте, а не просто в ПДП (проект детальной планировки), который не решает большинства вопросов: определения объемов строительных работ, стоимости коммуникаций.
На проекте «Масаны-2» мы хотим показать новый подход к строительству. При комплексной застройке за счет международных траншей или выпуска облигаций займа мы рассчитываем полностью подготовить площадки под строительство и подвести все необходимые коммуникации. Проект станет привлекательным для инвестиций, а впоследствии все расходы компенсируются за счет долевого участия застройщиков. Сегодня для того, чтоб завершить начатую программу, мы планируем привлечь других инвесторов. На градостроительном совете этот вопрос уже был рассмотрен. Будем надеяться, что в следующем году проектирование микрорайона «Масаны-2» будет завершено.
- В свое время депутаты выделяли еще один большой участок под застройку площадью в 7,5 га для ООО «Еврокон Полесье» в районе улицы Савчука. Как там обстоят дела сегодня?
- Это было только принципиальное решение о том, можно строить или нельзя. Да, Гипроград сказал «можно», и на сессии это решение было утверждено. Но для того, чтобы подойти к реальному проекту, нужны очень серьезные деньги, нужно провести серьезные изыскания. До начала застройки нужно провести серьезную геологию, исследовать движение грунтовых вод, сделать проект отсыпки территории. Фирма-инвестор, которой был выделен участок, вернулась к вопросу застройки. Представители приходили осенью, до выборов и, насколько мне известно, у них было намерение получить разрешение на подготовительные работы. Думаю, что в связи с большим объемом подготовительных работ, начало строительства в этом микрорайоне – не вопрос завтрашнего дня…
- Не повлекут ли большие объемы подготовительных работ удорожание жилья в районе Савчука?
- Думаю, что это будет гораздо дешевле, чем строительство со сносом ветхого жилья, когда за сотку требуют огромные деньги, и нет механизма принудительного изъятия земельных участков. Такие отношения, как сегодня, даже рыночными не назовешь – кто сколько хочет, столько и просит…
Для привлечения инвестора нужно менять подход
- Уже много лет подряд говорят еще об одном проекте – пробивке проспекта Победы. Что делается в этом направлении?
- Как я говорил, в стране не действует закон, по которому можно было бы отселять людей в принудительном порядке, учитывая общественные интересы. Хотя наши депутаты проявили инициативу в этом вопросе, и я буду проводить соответствующее совещание на следующей неделе. Что касается «пробивки» проспекта Победы, то у нас уже есть определенные проработки. Нужно сказать, что укладка асфальта при строительстве дороги – это только часть затрат. Нам придется переносить коммуникации и решать многие другие вопросы. Но самое дорогостоящее – это снос домов, который городской бюджет просто не потянет. Поскольку у города нет средств на снос ветхого жилья, то мы подходим к вопросу таким образом: сносом должны заниматься те, кто строит новое жилье. Мы уже «продвинули» несколько домов с одной стороны проспекта, теперь готовим проекты с другой стороны. Пока мы планируем «расчищать территорию» за счет застройки домами, и другого выхода у нас нет.
- Насколько мы поняли, в ближайшие четыре года «пробивка» проспекта Победы не предвидится. А какие планы в районе улицы Любечской?
- Да, проспект Победы – дело перспективы. Что же касается «пробивки» улицы Любечской, то скажу, что здесь есть интерес, но не буду пока говорить, в каком месте – коммерческая тайна. Одним из проектов строительства в районе издательства «Деснянская правда» сегодня уже вплотную занимается «Чернігівбудінвест». Есть интересы у инвесторов и по строительству дома с подземными помещениями и парковками на месте оврага. Я уверен, что для привлечения инвестора нам нужно изменить подход. Пусть это будет и затратная часть, но инвестора не интересует непроработанная площадка. Интересные площадки нужно «довести» до определенного уровня проектирования и преподнести их инвестору, чтобы тот мог стартовать: оценить стоимость будущего проекта, свои расходы, составить финансовый план. Да, это затраты, но, с другой стороны, это и отдача в будущем. Как я уже говорил, именно так мы планируем работать в микрорайоне «Масаны-2».
- В этом году также много говорили о том, что планируется реконструкция развязки на Пяти углах. Как скоро она может произойти?
- Что касается дорожной развязки на Пяти углах, то тот План детальной планировки (ПДП), который сделали, не совсем хорош. В ближайшее время его должны будут откорректировать. Думаю, что, кроме ПДП в вопросе реконструкции дорожной развязки этого участка, больше ничего делаться и не будет. Инвестора к этому вопросу в настоящее время не привлечешь. Несмотря на то, что мы говорим о кредитах, нужно понимать, что отдачи от строительства дорог – никакой. Мы же не можем сделать платные дороги, чтобы потом как-то вернуть вложенные деньги…
«Нужна ответственность инвестора за конечный результат»
- В этом году много разговоров было о двух парках: в Яловщине и ЦПКиО. Какие подвижки намечаются в этих направлениях?
- В городе все не так просто, поскольку при новом строительстве сталкиваются интересы тысяч людей. У нас есть проекты, которые довольно хорошо проработаны, но, тем не менее, в связи с изменением законодательства трудно сказать, какая судьба их ждет. Это касается и зон отдыха «Горсад» и «Яловщина». Там запланировано проведение зонирования территории и создание городских парков. С 1-го января должен вступить в силу закон, регулирующий порядок получения разрешений в строительстве. В нем много интересного: упрощение процедуры оформления, которое влечет упрощения для инвесторов. С другой стороны – всегда остается опасение: а не допустим ли мы вседозволенность? Но я не думаю, что в данном случае стоит опасаться застройки Яловщины или Горсада, поскольку есть такое понятие, как допустимые виды застройки. В настоящее время вносятся изменения в законодательство, и они таковы, что в случае проведения недопустимых видов застройки в рекреационных и исторических зонах очень резко возрастает арендная плата за землю. Законодатель и сам пытается отрегулировать этот вопрос так, чтобы недопустимые виды застройки были экономически невыгодны для инвестора.
- Несколько лет подряд жители Чернигова ждут возведения в Городском саду Ледового дворца. Будет или нет?
- Что касается строительства Ледового дворца, то пока инвестор никаких действий в этом направлении не предпринимает и в городе не появляется. Я точно не скажу, когда давали разрешение на аренду, но, как правило, его дают на пять лет. Что будет по окончании этого срока, я судить не берусь. В новом законе планируется ввести положение, ограничивающее сроки строительства тремя годами, а дальше, если никаких движений не было, просто забирать участок…
- Проблемным в этом году был объект по проспекту Мира, 17. Какие перспективы этого строительства?
- На этом строительстве инвестор хотел получить большую этажность жилого дома. Поскольку ряда разрешений у него на это не было, мы приостановили все работы, отменили ордер на раскопки и поставили инвестору определенные требования.
Инвестор был готов в кратчайшие сроки решить вопрос. То, что мы от них требовали, они выполнили, но оставалась проблема: обсудить строительство с жителями окружающих домов. Это очень непросто, поскольку сначала была одна группа жильцов, которая «боролась с этажностью», потом появилась вторая, «выступавшая против самого строительства», хотя по ПДП строительство было предусмотрено и оно возможно в тех параметрах, которые мы разрешили. Могу сказать, что с 1-го января, в случае принятия закона, упрощающего разрешительную систему на строительство, никаких общественных обсуждений, кроме обсуждения Генплана, не будет, и возможно, строительство по проспекту Мира, 17 сдвинется с мертвой точки. Нужно понимать, что если мы перейдем в стадию «давайте обговаривать всё», то мы знаем ответы наперед – в городе ничего не построишь. Могу предположить, что тот, кто стоял за группой, занимавшейся строительством, пока изменил свое мнение. Возможно, посчитал невыгодным строительство при снижении этажности. Как бы там ни было, но мне кажется, основной источник финансирования у застройщиков иссяк…
- Читатели интересуются, когда закончится строительство торгово-офисного центра около библиотеки им. В. Г. Короленко и подземного комплекса «Аквариум»?
- Мы постоянно анализируем те объекты, по которым нет движения. Мне сказали, что договор аренды земли на строительство торгово-офисного центра инвестору продлили. Но сегодня город не имеет никаких рычагов воздействия на инвестора, и сказать, когда будет завершено строительство – очень сложно. Может быть, что-то изменится, если будет изменен закон. Пока же, если мы и заберем землю, то неизвестно, что делать с самим незавершенным строительством. Я считаю, что закон должен быть ужесточен по части требований и сроков. Нужна ответственность инвестора за конечный результат. Не обязательно «отнимать» объект. Скорее всего, нужно ввести систему страхования, как это делается на Западе: если инвестор не в состоянии закончить объект, его достраивает страховая компания, после чего объект продается, а деньги возвращаются.
Что касается строительства подземного комплекса «Аквариум» около «Мегацентра», то я думаю, что инвестор закончит работы в следующем году. Отмечу, что подземное строительство не настолько привлекательное, как кажется…
- Что планируется строить на Кольцевой дороге в районе улицы Белова?
- В этом районе выделено четыре строительных площадки: две – на территории Черниговского района, и две – на территории города. Формально на каждой площадке – разный инвестор. На наших площадках планировался торговый и торгово-бытовой комплекс. Но чем там будут торговать в конечном итоге – знает только инвестор. Суть назначения выделенных участков – земли коммерческого использования. Следовательно, на этих площадках жилищного строительства не предвидится…
Шерстянка станет ближе
- Неоднократно поднимался вопрос о путепроводе на Шерстянку. Когда этот микрорайон уже соединят с городом?
- Сегодня я лично взялся за тему строительства путепровода на Шерстянку, поскольку проект пролежал долгое время, и, несмотря на то, что им пытались заняться другие службы, никак не продвинулся. Мы попытаемся поставить его в план проектирования уже в этом году. Все зависит от того, как проголосуют депутаты. Хотя мы видим, что понимание проблемы с их стороны есть.
Поскольку дорога пройдет через территорию фабрики первичной обработки шерсти, и территория давно стала частной, первый, и самый главный, вопрос – земельный. Вот тут не исключено и применение закона приоритета общественных интересов. Хотя я думаю, там осталась часть городской земли. Ведь бывший начальник управления земельных ресурсов Василий Лопата всегда, когда выделяли землю, говорил: «Помните, там еще должна быть дорога на Шерстянку!»
Мы планируем провести дорогу в сторону проходной фабрики ПОШ, с последующим выходом на улицу Текстильщиков. Есть замысел привлечь инвестора: построить там, например, заправочную станцию и в разумных пределах «навязать» хотя бы половину стоимости дороги.
Я вижу техническое решение задачи двумя путями: как с путепроводом, так и без такового. Во втором варианте будет сделана развязка в «плоском уровне – просто сделаем два съезда с дороги. Но первый вариант – строительство путепровода и развязка в разных уровнях – хоть и дороже, но гораздо лучше. В общем, вопрос дороги решаемый, осталось только деньги найти…
- А сколько нужно? Если жители Шерстянки «скинутся» по 100 долларов каждый, то хватит?
- Нет, конечно. Нужны очень серьезные деньги. А для того, чтобы узнать, сколько на самом деле нужно, необходимо начать проектирование. Дорога привлекательна для инвестиций, поскольку является транзитной и захватывает целый микрорайон. Возможно как источник финансирования использовать имеющиеся там земельные резервы города. Поэтому реально привлечь инвесторов, но и без бюджета нам никак не обойтись. Ведь дорога – это «удовольствие» дорогое и стоит десятки миллионов гривен. Когда мы делали перекресток на ул. 1 Мая, то только около 70% стоимости дороги составил перенос коммуникаций. Исходя из вопросов финансирования, максимум, что мы сможем сделать в 2011 году по вопросу дороги на Шерстянку, так это подготовить документацию…
Проблема парковок пока не решается
- С увеличением количества автомобилей в городе остается острым вопрос парковок. В этом году вы очень много говорили о подземных и многоуровневых парковках. Планируется ли что-либо делать в этом направлении?
- Исходя из загруженности центральной части города, можно было бы сделать подземную многоуровневую парковку под парком от облсовета до «Мегацентра». Но, к сожалению, инвестора на подземные парковки в Чернигове пока нет. Видимо, город для этого еще не созрел, ведь даже в новостройках подземные парковки не слишком популярны. Кроме того, на примере столицы видим, что водители не сильно любят многоуровневые парковки и предпочитают парковаться «на земле». С другой стороны, для строительства наземных парковок в городе, особенно центральной его части, места нет. Кроме того, в новом законодательстве предусмотрена довольно серьезная арендная плата за землю под места для парковок. С одной стороны, это может сделать парковочный бизнес в Чернигове просто невыгодным, поскольку он и сейчас на пределе окупаемости, с другой – может стимулировать процесс строительства подземных парковок.
«Опять будем искать меценатов…»
- Каковы перспективы строительства «детского» фонтана около «Мегацентра»?
- Нам целый год пришлось заниматься земельными вопросами, чтобы разрешили строительство детского городка с фонтаном! И вот теперь вопросы выделения земельного участка под фонтан мы выносим на очередную сессию горсовета. Проект прошел все экспертизы, в том числе и в столице. Экологи проверяли его на самом высоком уровне. Все упиралось в то, что это – рекреационная зона. Вокруг этого и был весь сыр-бор. Сегодня проект практически закончен, но завершить экспертизу без выделения земли мы не можем. Я думаю, что в 2010 году мы закончим процедуру экспертиз и будем иметь полный комплект документации.
Учитывая кризис, нам пришлось долго собирать деньги на проектную документацию по детскому фонтану. Поскольку инженерные сети (водопровод-канализация) в районе «Мегацентра» требуют переоборудования, мы сможем направить на это какое-то финансирование и из городского бюджета. В целом строительство будет вестись за внебюджетные деньги. Опять будем искать меценатов, инвесторов, как это было и при строительстве фонтана в парке им. Н. Н. Попудренко.
- Понимаем, что даже в таком объемном интервью мы рассказали далеко не обо всех ваших планах в вопросах строительства и архитектуры. Но все же думаем, что и из написанного читатели поняли, что место заместителя мэра по строительству занимает профессионал. Хотим пожелать вам удачи и выполнения непростых планов. И побольше Чернигову красных ленточек, которые строители перерезают на открытии новых объектов!
Досье
Сердюк Александр Викторович родился 14 июля 1953 в пгт Сосница Черниговской области. В 1975 году окончил Киевский автодорожный институт, где получил квалификацию «инженер путей сообщения». Более двадцати лет работал на руководящих должностях в сфере строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог. Имеет почетное звание «Заслуженный строитель Украины». Избирался депутатом Черниговского областного совета четырех созывов подряд. Занимает должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета с 2007 года.
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №50 (475)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.