GOROD.cn.ua

Елена Конечная: «Женщина никогда не поймет мужчину, пока не вырастит его с пеленок»

Елена Конечная с зятем Александром, младшей дочерью Галей и внучатами Алешей и Леночкой на прогулке
Нет такого журналиста, который не мечтал бы написать роман... Нечто большое, осмысленное, фундаментальное, а на это вечно не хватает времени. А, может, и способностей... А вот героине сегодняшнего номера «Недельки» - известной черниговской журналистке и писательнице Елене Конечной - способностей не занимать.
Уже первый сборник ее рассказов «На березі дощів» принес победу на престижном Международном конкурсе «Гранослов». Последующие — приличную читательскую аудиторию. А стартом ее творческой карьеры был случай: одно из первых произведений попало в поле зрения журналистки газеты «Деснянская правда». «Приговор» был окончательный и обжалованию не подлежал: у Елены Михайловны, определенно, талант от Бога...

- Елена Михайловна, хочу, прежде всего, поздравить Вас с профессиональным праздником, который отмечался 6 июня.
- Днем журналиста? Спасибо. Корреспондентом отдела права Черниговской областной газеты «Деснянская правда» я проработала десять лет, и мое «криминальное прошлое» очень пригодилось в моей нынешней писательской деятельности - накопила приличный фактаж, который и сейчас использую в своих произведениях.
Каждый раз, углубляясь в изучение подробностей того или иного дела, я старалась докопаться до сути, тем самым ответить на вопрос: можно ли было не допустить непоправимое, если бы заранее предугадать те или иные жизненные моменты? В конце концов, была вынуждена признать: в жизни вообще ничего невозможно предугадать. Особенно в тот критический миг, когда кажется, что приходит конец. Тогда в права вступает та непонятная тайная сила, которую называют мистикой. Или судьбой. Это уже, как кому больше нравится.

- Поэтому детективно-приключенческий жанр, с легкой ноткой мистики у Вас самый любимый?
- Еще со школы... Помню, с каким азартом занималась делами пионерской дружины, участвовала в разных мероприятиях. А уже комсомолкой почувствовала какую-то фальшь. Углубилась в чтение, нравилась приключенческая литература, про пограничников, сыщиков... Будто получала возможность вырваться в другой мир. Много позже я прочла высказывание известного американского мастера детектива Джеймса Хедли Чейза, который на вопрос, почему он пишет именно детективы, ответил: чтобы отвлечь людей от будней повседневности...

- Слышала, Вы прочли все произведения Агаты Кристи?
- Все из тех, которые на то время были переведены на русский язык. И хочу «замолвить словечко» за советскую цензуру, которая у многих вызывает возмущение, но благодаря ей читатель получал только наиболее качественные, действительно высокохудожественные произведения. Разумеется, когда авторы запрещались по идейным соображениям, это неприемлемо. Но во всем нужно искать зерно истины. К примеру, меня очень возмущает негативная окраска словосочетания «советський період». Ведь все мы родом оттуда, и нужно больше писать об этом времени, анализировать, что-то отбрасывать, а чему-то учиться. Тоже можно сказать об авторах того времени. Думаю, что Николай Трублаини, Юрий Дольд-Михайлик, Николай Далекий - любимые авторы моего детства - будут интересны,читаемы и в современном мире.

- Боюсь, что в современном мире люди читают все меньше и меньше...
- Это не совсем так. Человек не может существовать в информационном вакууме. Другой вопрос, откуда он получает эту информацию - из газет, журналов, сети Интернет, или из книг - у каждого свой вкус. Но массового читателя книги на украинском языке, для которого по сути я работаю, в нашей стране сегодня нет, он предпочитает книги на русском языке. Похожее утверждение прозвучало и на ежегодном Львовском форуме издателей, на котором я присутствовала в качестве гостя.
Поэтому я очень хотела бы, чтобы мое творчество в какой-то степени помогло формированию массового украиноязычного читателя - вдумчивого, интеллектуального, незаангажированного, для которого процесс чтения является продолжением его жизни. Для этого использую занимательные жизненные сюжеты своих книг, доступный украинский язык.

В нашем областном центре есть положительные наработки - черниговские авторы уже третий год подряд участвуют в книжных выставках-ярмарках, которые проходят в «Экспоцентре». И видят, что читательский спрос на массовую украиноязычную книгу есть. А слабое звено состоит в том, что нет механизма донести эту книгу до этого читателя. Так как этот процесс требует огромных вложений - и финансовых, и организационных.
Большой популярностью среди литераторов пользуется кафе «Интермеццо», где проводятся творческие встречи, писатели обмениваются мнениями. А без этого литературное творчество невозможно.

- Елена Михайловна, Вы вспомнили школьные годы. Скажите, почему же такой творческий человек, как Вы, после школы пошел учиться на биологопочвенный факультет Ленинградского государственного университета?
- Задумывалась, конечно, о театральном... Мой пыл остудила старшая сестра, советовала выбрать более «серьезную» профессию. Я ведь окончила школу с золотой медалью, была победительницей областной олимпиады по биологии, чем очень порадовала свою учительницу Антонину Антоновну Рудю Хотя уже в школе поняла, что любой вид творчества, искусства, как искра, может зажигать и объединять людей. Я активно занималась подготовкой и режиссурой школьных вечеров отдыха. И это было настолько увлекательно, что со временем даже те, кто не участвовал в спектаклях, хотели внести свою лепту в общее дело.
Творческая атмосфера витала и в «серьезном» ЛГУ. Помню, как весело мы отмечали ежегодно день биолога, проводили студенческие капустники, паранаучные конференции, на которых звучали доклады на совершенно невообразимые и смешные темы.
Эта творческая атмосфера порождала ощущение, что ты сделал что-то важное и значимое. А после окончания университета весь этот запал вылился в литературную деятельность детективно-приключенческого жанра. Так произошло, что самое первое мое произведение - «Вишневая косточка» - еще не опубликовано.

- Как рождаются Ваши произведения? Это строго прописанная сюжетная линия или вдохновение?
- Если говорить о новеллах, то это - как стихи, чистое вдохновение. И трудно сказать, что послужило катализатором для их создания, но в них всегда присутствует какая-то метафора. А что касается больших произведений, особенно детективного жанра, их прописываю по классической схеме: характеры главных героев, сюжетная линия. Иногда сами герои ведут автора, будто становятся живыми людьми. И это, наверное, самое интересное в творчестве...

- Вашим героям присущи и положительные и отрицательные черты характера... Они делают ошибки, и пытаются их исправлять...
- Как и обычные люди. Знаете, когда я только начинала писать детективы, воспринимала их, понарошку, как сказку. Когда стала работать в «Деснянской правде», пришло осознание, что все это происходит с кем-то в реальной жизни. А жизнь каждого человека - это в одно и то же время большой триумф и большая трагедия. И это дало толчок к появлению в моем творчестве нового жанра - психологической новеллы.
У меня был период, когда все разделяла на «черное» и «белое», а в последнее время понимаю, что часто трагизм и.юмор идут рука об руку. Поэтому стараюсь добавить толику юмора в печальном произведении, а в жизнерадостном - печалинку.

- Мудрость, говорят, приходит с возрастом... Хотя Вам можно только позавидовать - еще молодая, но уже дважды бабушка?
- Внук и внучка для меня - это новая планета. У меня две дочери, и я теперь впервые открываю для себя мужчину. Маленький Леша, которого назвали в честь деда - моего мужа, многому меня учит. Например, я поняла, что женщина никогда до конца не поймет мужчину, пока не вырастит его с пеленок. Благодаря всем моим «младшеньким» я по-другому увидела мир детства - детей III тысячелетия. Этот мир живет по своим законам, нарушая которые, мы загоняем детей в рамки, не позволяем им учиться на собственных ошибках.
Сегодня я понимаю, что родители должны всегда быть рядом, но не опекать, а направлять ребенка. И самая важная их роль - научить правильно поступать в разных жизненных ситуациях. Это, конечно, хорошо теоретически, но практике я тоже сейчас учусь. И в первую очередь, у своего мужа, который считает, что дети самостоятельно должны прокладывать свой путь в жизни, у старшей дочери Елены.

- Ей только 21 год, а у нее уже двое детей. И это, когда молодежь стремиться сделать карьеру, заработать как можно больше денег?
- Она успевает все: работает, учится, воспитывает детей. Лена долго была единственным ребенком в семье, у них с Галей разница в возрасте - двенадцать лет, она очень хотела братика или сестричку. Теперь радуется, что ее детям не будет скучно.

- Но это одновременно и большая ответственность, и нагрузка...
- Жизнь надо прочувствовать. Как журналист я написала много историй, но самыми убедительными получились те, которые пережила сама.

Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №10 (010)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: журналист, писатель, Елена Конечная, книги, Наталия Бушай