Есть такая профессия - преподаватель
Среда, 19 Мая 2010 12:19 | Просмотров: 2543
Ольга Марченко
Владимир Даль говорил:
«Ученье требует призванья». А умение обучать требует и призвания, и огромной самоотдачи. Особенно в наше время, когда в списке престижных профессий педагогика занимает далеко не первое место. Наверное, поэтому среди уже дипломированных специалистов сегодня так актуален вопрос:
заниматься или нет преподавательской деятельностью? Таким вот способом «естественного отбора» или, скорее, отсеивания зерен от плевел, и рождается новое поколение современных педагогов. Процесс профессиональной самоидентификации у нашей сегодняшней героини
Ольги Марченко состоялся еще на втором курсе университета. Сейчас она работает преподавателем английского языка филологического факультета Черниговского национального педагогического университета им. Т. Г. Шевченко, занимается научной деятельностью. Ольга уверена, что сделала в жизни правильный выбор.
- Ольга, Вы такая хрупкая и женственная, что трудно представить Вас за преподавательской кафедрой. Не боитесь современной молодежной аудитории?
- Мой преподавательский стаж - около пяти лет. Еще в студенчестве занималась репетиторством, работала и с детьми, и со взрослыми людьми. Уже на втором курсе я поняла, что буду преподавателем, хотя, как вы понимаете, знание иностранного языка открывало многие другие возможности. Некоторое время я работала в филиале Украинской академии бизнеса и права, потом перешла в педагогический - на родной факультет, откуда и получила «путевку в жизнь».
Сейчас с уверенностью могу сказать, что не боюсь никакой аудитории. Наверное, мне «попадались» хорошие группы. Однажды в институте случайно услышала, как два студента говорили обо мне: «Это строгий преподаватель». Меня это обрадовало - значит, несмотря на очень плотное расписание (в неделю с одной группой провожу 8-9 спаренных занятий), я сумела удержать дистанцию, выстроить хорошие рабочие отношения.
- По правилам жанра мне сейчас стоит пожурить нынешнее поколение, которое «не то, что мы были в их годы»...
- Позвольте не согласиться. Молодежь не может быть плохой, с каждым годом приходят лучшие и лучшие ребята. Другой вопрос - поляризация студенчества, которая становится более выраженной: есть яркие личности, которые стремятся постигнуть как можно больше. Есть, конечно, и те, кто пришел в вуз за «корочкой», но они постепенно отсеиваются, это только вопрос времени.
- Ольга, Вы - аспирантка Киевского лингвистического университета. Расскажите об этом подробнее.
- Сфера моих научных интересов - методика преподавания иностранных языков, в частности методика обучения лексике студентов высших учебных заведений. Говоря простым языком, существует много методик преподавания иностранного языка, но не все из них имеют фундаментальную научную базу. Мои исследования стоит рассматривать в этой плоскости.
- Тогда поговорим о методике. Считается, что иностранный язык нужно начинать учить с раннего детства. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
- Этот вопрос недавно обсуждался на одной научной конференции, ведь методики раннего развития сейчас приобрели особую популярность. Но я не сторонник этого. Думаю, что изучение английского в раннем возрасте помогает развитию интеллектуальных и личностных качеств, но ребенок не сможет в полном объеме овладевать нужной информацией. В педагогике самое главное - индивидуальный подход, и если ребенку не нравится, не нужно его заставлять. Возможно, наступит время и, столкнувшись с языковым барьером, он начнет активно его преодолевать, тогда и результат будет гораздо лучшим.
- Некоторые утверждают, что языком можно овладеть после трех-четырех месяцев занятий и общения с «носителем». Вы тоже так считаете?
- За такой срок можно научиться владеть языком, то есть понимать и произносить некоторые фразы. А знанию языка нужно учиться всю жизнь. Это тяжелый труд, требующий времени, терпения и усидчивости.
- Есть при этом какие-либо возрастные ограничения?
- Вообще-то критической точкой принято считать 25 лет, но в моей практике были люди, которые начинали учить язык в более зрелом возрасте. К примеру, одной моей ученице уже далеко за пятьдесят. Когда она в первый раз пришла на занятие, я отнеслась к этому немного настороженно, боялась, получится ли у нее. А сейчас радуюсь ее успехам. Много примеров, когда люди начинали учить английский с нуля и в течение двух лет овладели им на приличном уровне. Преимущественно, это те, кто собирается выезжать за границу или по роду своей деятельности общаются с иностранными партнерами. То есть, многое зависит от мотивации.
- Ольга, для большинства людей иностранный язык - средство коммуникации. Но ведь существуют различия в британском и американском языках. Не становятся ли они барьером для общения?
- Я скажу даже больше: существует до ста различных вариантов английского языка. К примеру, наша украинская диаспора за границей разговаривает на «украинском английском». В Соединенных Штатах есть много диалектов - техасский говор и прочие. Разница в произношении и в лексике. Но если человек владеет «классическим» английским, он успешно сможет им пользоваться в любой англоязычной стране.
- Бывший Советский Союз славился своим качественным образованием, несмотря на это, многие выпускники школ и даже высших учебных заведений, имея в дипломе и аттестате отличные оценки, не могут пользоваться иностранным языком. Почему?
- Тогда больше развивались рецептивные виды речевой деятельности, в основном чтение, другими словами, учеников и студентов учили пассивному языку, сейчас же внимание акцентируется именно на активном использовании разговорной речи. Время выставляет свои требования. Одна моя американская приятельница как-то очень точно охарактеризовала современную жизнь: «Мир становится меньше», что значит - у людей появляется все больше возможностей для общения, благодаря Интернету, социальным сетям и пр. Поэтому без знания иностранного языка сегодня не обойтись. Кстати, обратите внимание, в вузах на факультетах иностранной филологии всегда существовал конкурс, эта тенденция сохраняется и сейчас.
- И, несмотря на это, украинские туристы, выезжая за границу, часто теряются, потому как не могут изъясняться...
- Уж больно мы любим посыпать голову пеплом, а меж тем языковая проблема касается не только нашей страны. Кроме преподавательской деятельности, я занимаюсь и волонтерской работой, поэтому часто общаюсь с иностранцами, которые, выучив две-три фразы на украинском или русском языке, уверенно заявляют, что знают наш язык, хотя это далеко не так.
- А в чем заключается Ваша волонтерская деятельность?
- Я сотрудничаю с Черниговским молодежным центром труда, который создан при управлении по делам семьи и молодежи Черниговской облгосадминистрации. Центр занимается профориентационной работой, помогает с трудоустройством молодежи, поддерживает предпринимательские инициативы молодых людей. В течение нескольких лет Центр, возглавляемый Светланой Довбенко, сотрудничает с Корпусом Мира, волонтеры которого реализуют в Чернигове групповые социальные проекты различной тематики и направленности. К примеру, сейчас набирается группа молодых специалистов, которые смогут прослушать курс семинарских занятий о повышении уровня конкурентноспособности.
- При такой социальной активности время на досуг остается?
- Конечно! Я очень общительный человек, люблю проводит время с друзьями. Самые близкие из них - одногруппницы Татьяна Сиворакша и Юлия Петрусевич.
- Ольга, становление на личностном и профессиональном поприще невозможно пройти самостоятельно. Кто Вас вел по этой стезе, оказал наибольшее влияние?
- Это, конечно, мои
родители Валентина Степановна и Константин Гаврилович. Именно они привили мне любовь к знаниям, поддерживали во всем. Мне приятно, что моя сестра Наташа, как и я, окончила наш филфак. Правда, преподавательской деятельностью она не занимается, хотя имеет способности к этому. Но сейчас она работает на руководящей должности в колл-центре.
Когда я сама поработала педагогом, по-новому увидела и оценила и труд школьных учителей, и преподавателей вуза. Я очень благодарна многим, потому что эти люди вкладывали в меня душу. Но, наверное, наибольшее влияние на меня оказала моя преподавательница и научный руководитель, а ныне - декан филологического факультета ЧИПУ Татьяна Александровна Стеченко. Когда-то она сказала очень мудрые слова: «В. любой ситуации прежде всего надо оставаться хорошим человеком, и всегда с уважением относиться к своему делу». С ними я иду по жизни.
Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №4 (004)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.