GOROD.cn.ua

Александр Коваленко: «За своими выпускниками приглядываю»

Александр Коваленко
Есть такое понятие — вечный студент. В классическом понимании — это та легендарная личность, которая путешествует по миру, изучая всевозможные науки и дисциплины, пытаясь обрести истинные знания. И вот парадокс: если есть вечные студенты, то должен же быть кто-то, кто бы их учил? Как мне кажется, на роль такого «вечного преподавателя» идеально бы подошел наш герой — историк Александр Коваленко.

На протяжении десятилетий он то и делает, что преподает. В этом году он празднует 20-летие со дня вступления в должность декана исторического факультета педуниверситета. В Чернигове этот факультет прославился как «местный Гарвард»: именно здесь училась практически вся верхушка нашей власти. С секретов успеха ВУЗа и начался наш разговор.

— Ваш институт называют «Школой молодого политика». Ведь тут провели свои студенческие годы многие видные политики — секретарь горсовета Олег Шеремет, бывший мэр Чернигова Николай Рудьковский, председатель облрады Наталья Романова, идер объединения «Громадська Думка» Анна Романова — тоже Ваша выпускница. Как Вы думаете, почему так происходит?

— Когда-то один из классиков советской историографии сказал: «Что такое история? Это политика, обращенная в прошлое». И знаете, логика в этом есть. Считаю, что быть политиком и не знать своей истории — просто напрасная трата времени. По моему убеждению, изучение прошлого своей страны для чиновников и политиков должно стать обязательным требованием, наравне со знанием украинского. Да, многие известные люди — наши выпускники. Почему так?
Дело в том, что долгое время мы были единственным гуманитарным факультетом в Чернигове. Чем отличается образование историка от других специальностей? Прежде всего, масштабом. Тот объем знаний, который мы даем студентам, позволяет работать в различных отраслях — от экономики до политики. Мы не только учим запоминать даты и факты, а помогаем понять механизмы исторического развития.
Например, по каким принципам устроено и живет наше общество. Историк должен анализировать события не с точки зрения — что, где, когда, а почему. К сожалению, многие из наших выпускников стали себя именовать аналитиками и политологами. Мне это не нравится. Считаю, если ты по диплому историк, то так и называй себя.

— Если не секрет, то кем из своих выпускников Вы гордитесь?
— Горжусь всеми без исключения. Для меня они — все равно, что родня. Ведь на факультете мы культивируем корпоративный дух: чтоб ВУЗ был как родной дом. Особенно горжусь теми, кто продолжает свою работу рядом со мной в этом институте. Моя позиция — не искать преподавателя на стороне, а находить его тут, в ВУЗе, на студенческой скамье. А вообще я за всеми своими выпускниками приглядываю: что они делают, как говорят. Правда, они сами об этом и не догадываются (смеется). Я всегда открыт для общения со своими воспитанниками. Если нужен совет — звоните: помогу всегда. Но, к сожалению, бывшие студенты редко набирают мой номер...

— А почему так?
— Этот вопрос адресуйте им. Конечно, чаще всего звонят не просто так, а по какому-то конкретному делу. Бывает, кто-то вспоминает про мой день рождения.

— Кстати, Вы сами были политиком и работали с первыми лицами области. Как это случилось?
— Во власть ходил дважды. В первый раз — во время горбачевской перестройки. Тогда я работал завотделом науки и учебных заведений обкома Компартии. Позже вернулся к преподавательству. Во второй раз я стал чиновником в 2000-х. Меня пригласили на должность заместителя председателя облгосадминистрации. Я курировал гуманитарную сферу. Но уже через 2 месяца понял, что ситуация во власти существенно изменилась. Причина — разбалансированность нынешней системы управления.
К сожалению, в эйфории после провозглашения Независимости мы отказались и от всего хорошего, что нам досталось от Союза. Например, кадровая работа. Нынче наш главный враг — некомпетентность. Во времена Союза существовала система партийной номенклатуры. Это значило: человек никогда не сможет одним махом попасть в высший эшелон власти. Он должен был пройти все этапы — снизу доверху. Сегодня такого нет. А жаль.

— Расскажите, а почему Вы сами выбрали профессию историка?
— Здесь главную роль сыграл мой отец. Он был очень начитанным человеком, увлекался географией и историей.
Помню, как однажды летом отец повел меня в исторический музей. Тогда он размещался в готическом домике возле стадиона им. Гагарина. Тогдашняя атмосфера музея меня поразила: было очень уютно, а в воздухе витал дивный аромат — запах старых книг. Именно тогда я и решил: буду историком.

К сожалению, в Чернигове тогда не было истфака. Поэтому сперва попытал счастья в Ленинграде, но поступить не удалось. Вернулся домой и год спустя стал студентом Нежинского пединститута.

На мой взгляд: хороший ВУЗ подобен элитному коньяку. Главное здесь выдержка и традиция. В Нежинской высшей школе они были и есть. Я стал студентом как раз в конце 60-х. Тогда в стране еще ощущалась «хрущевская оттепель» — в ВУЗе царила атмосфера свободомыслия. В нашей библиотеке существовало некое братство преподавателей-гуманитариев и студентов. Посвященным разрешался даже доступ в святая святых — профессорский зал. Там мне посчастливилось прочесть малодоступные произведения историков Николая Костомарова и Пантелеймона Кулиша.

— Что бы Вы пожелали черниговцам?
— Исторического оптимизма. Но не такого дурашливого вроде «все будет хорошо». Нам следует гордиться своим замечательным городом. Ведь мы унаследовали такие сокровища, которым бы и римляне позавидовали! Жаль только, что сами мы этого не осознаем. Нам не хватает здравого смысла, компетентности и умения работать. Только тогда у нас действительно «все будет хорошо».

Досье
В прошлом Александр Коваленко — декан истфака, а ныне — директор Института истории, этнологии и правоведения имени А.МЛазаревского, что при педуниверситете. Кандидат исторических наук, профессор.
Коренной черниговец, родился 5 февраля 1951 года.
По образованию — историк, закончил Нежинский пединститут имени Н.В.Гоголя.
Семья: женат во второй раз.
Редкие минуты отдыха любит проводить на даче. Еще одно увлечение — чтение мемуаров. Нынешнее чтиво — автобиография известного историка Дмитрия Багалия (кон. XIX-нач. XX ст).
Интересный факт: Александр Коваленко — меломан. Еще со студенческих времен собирает фонотеку — в его коллекции есть записи Doors, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd.


Анастасия Ярмоленко, еженедельник «Эспрессо», №13 (99)


Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Анастасия Ярмоленко, еженедельник «Эспрессо», Александр Коваленко