Жизнь и работа в вечной темноте
Среда, 31 Марта 2010 15:59 | Просмотров: 1530
Жизнь и работа в вечной темноте
...Дети до последнего не хотели верить, что их
78-летний отец полностью потерял зрение. Однажды
сын Борис даже специально направил свет автомобильных фар прямо в глаза отцу. К сожалению — никакой реакции.
Приговор врачей
Уже в который раз гощу в светлом уютном доме
Михаила Александровича и Любови Трофимовны Кохан. За окном идет снег, а на гостеприимном столе — свежие яблоки и груши, выращенные пожилыми хозяевами, душистый чай с медом. Вот в такой приятной обстановке и протекает наша беседа.
— Проблемы со зрением у меня начались лет десять назад, — говорит Михаил Александрович. — Были большие надежды на сложную операцию в Харькове, к которой подготовили меня дети, однако все усилия врачей оказались напрасны. "Вернуть зрение невозможно" — таким был приговор. Это меня очень смутило, даже шокировало.
Михаил Кохан получил инвалидность II группы по зрению. Но не опустил руки — научился ориентироваться в домашнем хозяйстве с помощью палки. Более того — мужчина выполняет посильную работу по дому и во дворе не хуже зрячего.
— Михаил сам готовит корм и кормит кур, — рассказывает
его жена Любовь Трофимовна. — Летом, чтобы не заблудиться на огороде, он развешивает веревки. Вот и копошится на грядках, собирает овощи, а до дома добирается с помощью этих веревок. Вот такая наша беда, такая наша семейная печаль.
Конечно, работать
Михаила Александровича никто из родных не заставляет. Просто, как сказал он сам, все время проводить в кровати — вредно. Да и не привык он к легкой жизни, к беззаботному отдыху. Поистине золотыми руками и умом
Михаил Александрович за свой век нажил все. Чего стоит одна только их прежняя усадьба в селе Купчими. Не дом — красавец! Такие же красивые пристройки, хозяйственные помещения, двор с твердым покрытием. Не хуже и теперешнее жилье в Соснице, однако то, сельское, было роднее и ближе.
Это когда-то было работы невпроворот. Сейчас же у Михаила Александровича достаточно времени, чтобы вспомнить свое неспокойное детство, юность, трудовые годы...
Заслужил уважением благодарность
...Родился он в зажиточной крестьянской семье
в 1931 году. Однако из-за принудительной коллективизации семья быстро стала бедной — ее раскулачили. Некоторые «активисты» даже пытались забрать у Коханов дом. К счастью, хороший знакомый отца отстоял их жилье, убедив учредителей местного колхоза, что дом можно будет отчуждать под детские ясли. Вскоре детское заведение открыли в другом помещении. Таким образом, один лишь дом и не отняли, все остальное вымела новая метла коллективного движения.
Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу было лишь
10 лет. Вспоминает он, как прощался с отцом Александром Евграфьевичем, уходившим на фронт. Навеки отпечатались в детской памяти отцовские слова: "Не волнуйтесь, я вернусь". К сожалению, не вернулся... Погиб в одном из боев под Смоленском, мужественно защищая родную землю от вражеского нашествия.
Нелегкие испытания выпали на сельского парня в послевоенные годы. Чтобы как-то прожить, приходилось продавать в Соснице домашнее мыло, изготовленное из каустика и белка яиц домашней птицы. Горькие это были заработки. Ведь в райцентр надо было добираться пешком. Чтобы не пропустить базар, приходилось вставать до восхода солнца и идти пешком через Спасское и Якличи в Сосницу.
Больше всего стараний и организаторских способностей
Михаил Александрович проявил, работая на протяжении многих лет в кооперативной торговле.
15 лет подряд он возглавлял правление Спасского потребсоюза, торговал вместе с женой Любовью Трофимовной в магазине в Купчичах. Некоторое время занимал ответственную должность техруководителя бывшего Сосницкого завода продтоваров. Последние свои трудовые годы Михаил Александрович посвятил воссозданию и охране леса — он был лесником тогдашнего Сосницкого межхозяйственного лесхоза.
И где бы не работал
Михаил Кохан, везде его ценили и уважали. Его и сейчас с благодарностью вспоминают односельчане, жители Зметнева и Спасского, потому что он действительно заботливый хозяин, непревзойденный строитель, умелый пасечник и просто хорошего душевного нрава человек. И за что судьба его так наказала?
— Думаю, потеря зрения — это последствия моей армейской службы в городе Желтые Воды, где радиационная ситуация была ох какой неудовлетворительной, — говорит
Михаил Александрович. — Все мои беды оттуда. Теперь мне все равно — день или ночь. Даже летнего ослепительного солнца не вижу, лишь чувствую его тепло телом. Хорошо, что хоть еще есть слух и что могу самостоятельно передвигаться и обслуживать самого себя.
Вот такая она — жизнь без света, в вечной темноте. Большая сила воли
у Михаила Александровича. Свой черствый хлеб печали он разделяет с женой Любовью Трофимовной. Часто навещают родителей и помогают им сын Борис с женой Валентиной, дочери Антонина и Надежда, внуки и правнуки. Дочери и родной брат Леонид часто звонят из Харькова в Сосницу, чтобы подбодрить добрым словом Михаила Александровича.
Петр Федосенко, еженедельник «ГАРТ» №13 (2453)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.