Встреча с дирижером Черниговского симфонического оркестра «Филармония» Николаем Сукачем устоялась накануне Дня медицинского работника. Возможно, поэтому разговор имел «терапевтический» оттенок...
- Николай Васильевич, помню, как впервые пришла на Ваш концерт. Тогда оркестр играл музыку Сергея Борткевича, которая, вернулась из небытия спустя 65 лет... С тех пор - я ваша поклонница.
- Правильно говорят, что музыка - язык Божий. Но современной науке известен не только эстетический, но и терапевтический эффект классической музыки, ее лечебный характер. Например, есть исследования, что музыка Баха стабилизирует настроение, убирает излишнюю эйфорию. Было несколько случаев, когда ко мне после концерта подходили люди и благодарили: одна женщина вышла из депрессии, другая, страдавшая заболеванием почек, почувствовала облегчение.
- Знаю, что Вы особенно тепло относитесь к «людям в белых халатах»...
- Да. Есть три человека, три врача, которых я всегда помню и люблю. Это - Владимир Викторович Богачевский, Бэла Ивановна Нечитайлова и Леонид Михайлович Койстренко, к сожалению, уже покойный. Эти доктора Черниговской городской больницы №1 почти тридцать лет тому назад вернули меня с того света.
- Слышала, Вы не любите говорить на эту тему?
- Скажем так: произошел несчастный случай. Я попал в больницу в тяжелом состоянии: одиннадцать ножевых ранений, одно из них - в сердце. Более трех часов хирург Владимир Богачевский вместе с бригадой медиков боролся за мою жизнь. Это уникальный человек! Много позже я узнал, что он когда-то работал в Африке, в Алжире, и оказал медицинскую помощь члену королевской семьи, спас его от смерти. Когда уезжал, его провожали с почетным караулом.
А знаете, что он привез тогда на родину? Два чемодана хирургических ниток, которые были дефицитом в СССР.
- Иногда послеоперационный период проходит сложнее, чем сама операция?..
- У меня было одно желание: доползти до окна и выброситься, чтобы прекратить мучения. На помощь, опять же, пришли врачи - заведующая реанимационным отделением Бэла Ивановна Нечитайлова и анестезиолог Леонид Михайлович Койстренко. Помню, он приходил ко мне в палату с грушей, похожей на воздушный шар, и заставлял ее надувать. Иногда я даже терял сознание. Но доктор был рядом, он помогал мне прийти в себя, и... опять заставлял дышать, повторяя: «Дыши, дыши»... Еще мне запомнилось, как он делал мне пункцию легкого огромным шприцом, похожим на шприц в кинофильме «Кавказская пленница» (Смеется).
- Такие испытания помогли произвести переоценку ценностей?
- После случившегося жизнь разделилась на две части. До этого я был тренированным человеком: служил в десантных войсках, играл в футбол, вообще был крепким и закаленным. А потом пришлось долгое время чувствовать себя беспомощным и полагаться на других людей. Тогда ушло от меня много друзей, ложных друзей, потому что верные мне люди были рядом.
Я по-новому посмотрел на жизнь. Например, бросил курить, хотя потом четыре с половиной года «курил» во сне, и вообще не употребляю алкоголь.
- Как тогда складывалась Ваша творческая деятельность?
- В то время я работал преподавателем музыкального училища имена Ревуцкого, руководил народным оркестром. Это была хорошая школа, благодаря которой мне удалось воплотить в жизнь свои планы.
К примеру, сегодня Черниговский симфонический оркестр «Филармония» известен во всем мире. Но оркестр - это дитя и его надо воспитывать каждый день.
Я организовал музыкальный фестиваль мирового уровня. Жители нашего города имеют возможность слушать музыкантов, которые входят в двадцатку лучших музыкантов мира - Вадима Руденко, Бориса Березовского, Александра Князева и других. Конечно, все это стало возможным при поддержке директора филармонического центра Юрия Кравчука. Поверьте, интеллигентный директор в нынешнее время - большой дефицит.
- Экс-губернатор Николай Лаврик на концерте в честь Вашего 60-летнего юбилея пообещал перед всем залом, что подарит оркестру рояль...
- Если бы Лаврик остался на своей должности, то, я уверен, он бы сдержал обещание. Отсутствие рояля в нашей филармонии - это позор власти. Но пока приходится играть на старом инструменте, что очень существенно влияет на репертуар. Мы не можем исполнять некоторые произведения. Ведь мы играем не музыку, а, скорее, звучащее чувство. А когда есть чувство, есть и разум.
Наталия Бушай, фото Виктора Кошмала, еженедельник «Черниговская неделя» №27 (932)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: музыка, оркестр, Наталия Бушай