В августе Лидия Тимченко из Манжосовки Прилукского района будет праздновать свое 60-летие. На юбилей съедется вся ее большая родня. Будет среди гостей и троюродная сестра Лидии Михайловны Татьяна. Лишь недавно, будто в подарок к юбилею одной из сестер, их свела телепередача «Ключевой момент».
Детство в «маленькой Швейцарии»
Лидия Михайловна родом из «маленькой Швейцарии». Так местные жители называют хутор Пручаи, относящийся к Охиньковскому сельскому совету Прилукского района.
— Почему именно так? Наверное, из-за его чрезвычайно красивой природы, — говорит женщина. — И хотя уже нет в живых наших дедов и родителей, меня, моих сестер и братьев все равно тянет туда, на малую родину. Там мы встречаемся, возделываем огород, жарим шашлыки, варим кашу. Словом, в таком месте хорошо и работается, и отдыхается.
Лидия Михайловна так душевно рассказывает о своей родне, что сразу видно — это настоящая большая и дружная семья.
— Наша фамилия — Чижики. У моего прадеда было четверо сыновей (Кузьма, Федот, Афанасий и Николай) и дочь Галя. Прадед построил дома детям рядом со своим домом, так что все Чижики жили вместе. И даже когда наши родители разъехались (кто в Прилуки, а кто и дальше), мы, дети, каждые каникулы проводили в Пручаях. У нас был огромный сад, вот сядем там с куклами... А тогда куклы какие были? Из тряпки скрутишь, платочком завяжешь... Разве в таком виде можно «идти на бал»? Вырвем красивый цветок — это платье для куклы. Возле себя «платьев» наставим и выбираем. Вот так мы играли. А когда я подросла, стала бегать в клуб. Конечно, младших с собой не брала (я среди сестер и братьев была старшей). Скажу: «Давайте в жмурки». Они спрячутся — а я деру в клуб. Девчонки плачут: «Не взяла нас с собой!» Ждут меня из клуба. Возвращаюсь (одна или кто-то провожает), а они белыми простынями накроются и пугают нас... Так вместе мы и выросли. И все были как родные. А потом судьба разбросала...
Родная сестра Лидии Михайловны Катя стала работать учительницей в Бахмаче. Там вышла замуж, родила детей. Их троюродные братья и сестры тоже разъехались кто куда. Валентина поселилась в Киеве, Александр — в Прилуках. Татьяна вышла замуж за военного, с ним ей пришлось поездить по свету. Была в России, в Германии. Потом ее мужа перевели в Донецк. Там в военном колледже он преподавал историю, а Татьяна работала терапевтом в поликлинике.
Сама Лидия Михайловна окончила Нежинское культурно-просветительное училище. Пришла на работу в Дом культуры в Манжосовке. Здесь и проработала 30 лет. Была директором, а когда заболела (возникли серьезные проблемы с почками), ушла с руководящей должности и стала кассиром на танцах. Ей выделили трехкомнатную квартиру в «учительском» доме. Сейчас для нее с мужем Иваном Петровичем она слишком большая. Зато, когда съедутся трое детей, да каждый со своими семьями, места хватает для всех. Самый старший сын Тимченко — Александр — живет в Прилуках. Недавно отметил 40-летие.
— Представляете, еще молодой, а уже совсем седой, — говорит Лидия Михайловна. — Это все Афганистан! Все два года службы сыну пришлось там воевать. Что я пережила, когда узнала, где Саша будет служить!.. Два месяца от него совсем не было писем. А потом он написал: «Вы, мама, учили меня, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. То, что я увидел здесь, — ужасно». И все, больше он ничего о своей службе не рассказывал, даже после возвращения домой. Когда Сашина служба уже заканчивалась, наши войска начали оттуда выводить.
Второй сын Тимченко, 38-летний Виталий, живет в Москве, имеет свой бизнес. Дочь Наталия (33 года) — в Прилуках, работает инженером в нефтяной компании. Каждый из детей порадовал Лидию Михайловну и Ивана Петровича внуками, а Сашина дочь — еще и правнучкой Ангелиной. Лидия Михайловна несколько лет назад ушла на пенсию, чтобы нянчить внуков. Стала вышивать (в августе у многих родственников дни рождения, так что готовит каждому по вышивке). А по воле покойного дяди Ивана женщина стала еще и «семейным летописцем»...
На передаче
— Иван был самым молодым из всех моих дядьев по отцовой линии, — рассказывает Лидия Михайловна. — Работал агрономом на племстанции в Прилуках. А когда ушел на пенсию, решил исследовать свою родословную. На первой странице рукописи его рукой написано: «Я не писатель, не поэт — прости, потомок, — как напишу, так и будет. Потому что хочется, чтобы ты знал, кто ты, откуда и чтобы ты продлил мой рассказ для следующих поколений».
Дядя Иван описал свои Пручаи, которые очень любил, нарисовал родословное дерево Чижиков и о каждом написал что знал. А мне, как самой старшей, завещал писать продолжение. Особенно просил, чтобы я разыскала Таню, с которой мы уже много лет назад утратили связь. Когда умер ее папа, дядя Гриша, я собиралась ехать на похороны с дядей Иваном. Но очень заболела и не поехала. Потом еще некоторое время мы с Таней общались через дядю Ивана (она - его родная племянница). Когда он внезапно умер, мы хотели ей сообщить. Стали звонить по номерам, которые у нас были, но они не отвечали. Таня пропала. Мы с сестрами очень переживали. Бывало, сойдемся и думаем: как же ее найти?
И в феврале этого года я решила, что у меня нет другого выхода, как написать на «Ключевой момент». Я очень люблю эту передачу, всегда плачу, когда ее смотрю. Многие думают, что все, что в ней показывают — наигранное. Но я все равно зимой написала письма. А через три месяца мне позвонили с передачи и пригласили на съемки.
Мы поехали в Киев с сестрой Катей, остановились у Вали (хоть от передачи мне предлагали комнату). В назначенное время мы подошли к киностудии. Вышла девушка, забрала нас. На машине нас повезли по огромному двору киностудии к нужному павильону. Завели в комнату, предложили кофе, чай, бутерброды. Потом меня немного подкрасили, прикрепили микрофон, рассказали, что делать. Я очень переживала, даже давление поднялось. Все думала — встречусь ли с сестрой? Мы с Катей, которая должна была сидеть в зрительном зале, договорились: если она увидит, что в тайной комнате кто-то есть, кивнет мне утвердительно — значит, Таня приехала. Но куда там! Когда начались съемки, я так разволновалась, что и не смотрела в зал. Наконец ведущая Наталия Сумская успокоила: «Не переживайте, приехала ваша Таня!» Какая это была встреча! Мы с Таней обнялись, расплакались. И спели нашу любимую песню — «Зеленее жито, зелене, хорошії гості у мене...». Наши деды — Кузьма и Федот — играли на скрипке, гармошке, балалайке. Наши родители переняли эти умения. И мы тоже все певучие. Бывало, как съедемся, как запоем... А эта песня — наша коронная.
После съемок сестры поехали к Валентине. Проговорили почти всю ночь.
Ведь за это время многое произошло в жизни каждой из них. У Татьяны умер муж, она сама перенесла тяжелую болезнь. Вырастила и отдала замуж дочь. В жизненном круговороте все никак не могла связаться с родней. А ее телефоны не отвечали, потому что она переехала на другую квартиру.
— Когда к Тане приехали из «Ключевого момента, она сначала колебалась — ехать на передачу или нет, — рассказывает Лидия Михайловна. — Говорит, что передумала обо всех, кто может ее искать. Допускала, что, может, это и мы. Хорошо, что она все же приехала. Даже после стольких лет мы с Таней остались очень похожи внешне. Теперь мы часто созваниваемся. Ездили в гости к ней в Донецк, она приезжала к нам. Уже не потеряемся!
Передачу с участием нашей землячки показывали в мае. После у Лидии Михайловны многие спрашивали, как туда попасть, сколько надо денег и т. п.
— Да ни копейки не надо — говорит она. — К тому же и я, и все мои родственники и знакомые, посмотревшие передачу, убедились: там ничего подставного, все это — настоящее, и чувства тоже. Мне очень понравилось! Хочу опять написать на «Ключевой момент», чтобы найти троюродного брата.
У Лидии Михайловны осталась еще одна приятная работа: написать о своей встрече с Таней и о ее семье в «родовой летописи».
Алина Долинец, еженедельник «ГАРТ» №26 (2414)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: родня, сестра, Алина Долинец