В четверг 23 апреля Анатолий Гриценко посетил Чернигов. Кроме встречи с представителями масс-медиа, Анатолий Степанович на протяжении часа отвечал на вопросы, поступившие по телефону и на сайт gorod.cn.ua от жителей нашего города. Все это проходило в рамках ставшей уже традиционной «прямой телефонной линии», организованной газетой «Семь дней».
- Когда в Украине армия будет только профессиональная (по контракту)? Какие сложности сейчас возникают для того, чтобы сделать службу в армии только по контракту?
- В обществе давно назрела необходимость перехода на контрактную армию. Когда в Советском Cоюзе призывали каждого юношу, это было всем понятно. Тогда служба в армии была престижной. Более того, люди, не служившие в армии, даже комплексовали в отношениz[ с девушками. Сейчас, при сокращении Украинской армии, призывают не каждого юношу, а примерно восемь человек из 100. Поэтому возникает элемент социальной несправедливости. Я, как бывший министр обороны, скажу: в армию попадают те, кто не может от нее откупиться, или люди из бедных семей с низким уровнем образования. Нужно признать, что служить в армии не хотят. Общество требует перехода на контракт. При этом все политические силы, без исключения, которые есть в парламенте, выступают за немедленный переход на контракт.
Для того, чтобы перевести армию на контракт, нужно поставить эту задачу как приоритетную. Что означает приоритет? Приоритет - это люди, которые будут заниматься этим вопросом. Это время, которое они отводят для решения этого вопроса. И третье – это средства, которые выделяет государство для решения этого вопроса. Сейчас, фактически, этот вопрос, к большому сожалению, приоритетным не является. Им занимаются только военные из министерства обороны, а должна заниматься вся страна.
Когда Ющенко шел на выборы, он обещал, что до конца 2010 года он переведет армию на контракт. В 2007-м году он конкретно сказал о том, что осенний призыв 2009-го года будет последним призывом. После этого будет полностью контрактная армия. Но этого сделано не было, и Ющенко своим указом срок перенес на пять лет, до 2015 года. Это означает, что переводить армию на контракт будет уже следующий президент.
- Не так давно Вы открыто заявили, что будете баллотироваться на пост Президента Украины. За счет или с помощью чего Вы рассчитываете победить на выборах? Кто Вас поддерживает, какие у Вас источники финансирования? Просьба, чтобы ответ был конкретным, а не из разряда "поддержат все здравомыслящие граждане..."
- Я надеюсь, что и вы, уважаемые читатели, поддержите. Если вы считаете, что эту страну нужно изменить, если вы считаете, что в ней нужно навести порядок, восстановить закон и демократию. Если вас интересует, есть ли за спиной Гриценко олигархи или финансирующие компании, то я могу дать ответ: «Таких людей нет, и не будет! Я рассчитываю на поддержку тех, кто хочет вместе со мной в составе команды работать для того, чтобы страна стала другой».
- Согласитесь ли Вы сойти с дистанции в поддержку "меньшего из зол" или будете идти до конца?
- Я не сходил с дистанции. Я не буду никому подыгрывать. Наверное, вы меня мало знаете. А когда узнаете ближе, то поймете: слово Гриценко «да» означает «да», слово «нет» означает «нет»!
- Чи можливо, на Ваш розсуд, прожити на грошове забезпечення військовослужбовця контрактної служби (близько 1000-1300 грн.), а тим більше найняти житло, народити та виховати дитину і забезпечити сім’ю?
- Раніше я отримував в перерахунку на долари близько $215, а зараз це близько $135. Це когось в нашій країні та уряді турбує, чи тільки мене?
- Ви знаєте, що я прослужив в армії 25 років, дослужився до звання полковника, плюс Суворовське училище. Скажу, що були часи, коли я, будучи підполковником, кандидатом наук, отримував $15 і був змушений зі своєю сім’єю за 200 км від Києва купити стареньку хатку с ділянкою землі в 41 сотку і вирощувати там картоплю, замість того, щоб відпочивати, або краще готувати лекції. Ці «тяготы и лишения воинской службы» мені відомі з власного досвіду. Коли я був міністром оборони, я намагався ці питання вирішувати. Ви знаєте, навіть з такого символічного кроку: я носив бороду і сказав, що почну голитися лише тоді, коли кардинально піднімуть грошове забезпечення військовослужбовців. З 1 квітня 2007 року це було зроблено. Зараз я маю обмеження у вирішенні цих питань, бо це є компетенція уряду. І, на превеликий жаль, я можу сказати, що уряд не виконав того, що планувалося раніше. Я знаю, що армія буде лише тоді ефективною, коли у військових буде мотивація в ній служити.
- Как случилось, что «слуги народа» - депутаты ВР превратили себя в касту «неприкасаемых небожителей»? Кто дал им право самостоятельно устанавливать себе зарплату, льготы, условия работы, а точнее – право вообще не работать? - Что касается «неприкасаемости». Я привык держать слово. Когда шли на выборы в 2007 году, то многие обещали, что ликвидируют неприкосновенность и установят такой порядок, когда «закон будет один для всех». При голосовании за ликвидацию неприкосновенности для Президента и депутатов я голосовал «за». Но у нас не было 226 голосов. Я против того, чтобы ликвидировать неприкосновенность только для депутатов. Потому что в этом случае закон будет «не один для всех». Я внес проект, в котором предусмотрена отмена неприкосновенности для всех.
Что касается того, работают или нет депутаты. Меня родители научили с детства работать. Я прихожу на рабочее место в большинстве случаев раньше, чем секретариат, до 9 часов. А ухожу поздно, когда уже около помещений комитетов остается несколько машин – все остальные уже разъехались.
- Не считаете ли Вы, что необходим референдум, на котором народ скажет, на каких условиях он согласен содержать своих «слуг»?
- Механізми визначення зарплати можуть бути різними. Але питання полягає в тому, чи буде це популістський підхід (платити міністру, депутату 600 грн. як отримує моя мама), чи платити людині стільки, щоб у неї була мінімальна спокуса красти, і для того, щоб у нас, тих, хто делегує людей на високі посади, спитати, за невиконану роботу? Я можу вам сказати, що дешевої влади не буває!
- Моєму синові скоро йти до Збройних сил України. Віддавати його до цього безладу я не хочу. Не хочу віддавати саме з політичних міркувань. Держава вкрала у мене (а фактично у цього хлопця) всі трудові заощадження, чому він повинен служити цій державі?
- На превеликий жаль, держава «кинула» людей тричі. Перший раз – коли вкрала в людей заощадження. Другий – коли несправедливо провела приватизацію державного майна. І втретє – це відбувається зараз, коли у людей «заморожені» внески в банках, коли підприємства не можуть виконувати розрахунки, бо фактично рушиться банківська система. Я розумію причину вашого розчарування, ненависті і навіть люті, яка відчувається у вашому голосі. Але давайте визначимося. Якщо ми плануємо жити в цій країні і будувати Українську Державу, у неї повинна бути армія. У державі має виконуватися Закон. Закон передбачає службу – треба служити!
- Ви виступили засновником законопроекту, який пройшов перше читання. Чи не занадто жорстка міра покарання чиновників у 15 років позбавлення волі за хабара в 10 тис. доларів?
- Як ви вважаєте, треба зупинити в Україні колись хабарництво і корупцію? Якщо чиновник бере хабар в 10 тис. доларів і більше, я пропоную установити відповідальність терміном у 15 років без жодних пом’якшуючих обставин. Якщо чиновник узяв такий хабар, а за те віддав десятки, або сотні гектарів землі, страждають люди. Бо ці ділянки коштують сотні мільйонів, а це школи, лікарні, пенсії. Люди цього не отримують. Хіба нормально, якщо за це чиновник буде отримувати адміністративне покарання у вигляді 400 грн.? Якщо людина іде працювати чиновником, для неї все одне, що записано в законі – 15 років, пожиттєве або навіть розстріл. Вона йде ПРОСТО ПРА-ЦЮ-ВА-ТИ. А якщо вона йде у державну установу брати хабарі, то нехай вона знає – покарання буде жорстким і невідворотним!
- Як ви оцінюєте шанси Олега Тягнибока на президентських виборах?
- А як ви оцінюєте? Переможе? Я не поділяю вашої точки зору. Я вважаю, що виходити на найвищий рівень треба з ідеєю об’єднання, для того, щоб будувати країну. А речі, які звучать у провокативному плані, в тому числі з боку цієї політичної сили, вони роз’єднують.
- Подейкують, що під час президентської кампанії Ви виступатимете просто як технічний кандидат, який литиме воду на млин Юлії Тимошенко. Так це чи ні?
- Ви самі вірите у те, що говорите? Кажете, щось у цьому є? Тоді ви не знаєте Гриценка! У моїй біографії є рядок: «Гриценко – кандидат технічних наук». Але Гриценко не був і не буде технічним кандидатом! Не буде нікому підігравати. Якщо він сказав, що він іде, то він іде до кінця!
- Не считаете ли Вы, что нужно изгонять из ВР тех хулиганов, которые, как мы видим, блокируют трибуну и совершенно не утруждают себя работой?
- Это хорошо, что вы их видите. Значит, есть шанс, что вы их выгоните из ВР! Потому что выгнать их по-другому, кроме как не голосовать за них, – нельзя.
- Чи будете Ви очолювати партію на президентських виборах? Чи буде "Громадянська позиція" брати участь у місцевих виборах?
- На президентських виборах треба перемагати, а не партії очолювати! Тому я йду на президентські вибори, щоб «достукатися» до людей, і перемогти. Зараз я людина безпартійна. Над партією будемо думати пізніше. Сьогодні у Чернігові на вулиці Воїнів-інтернаціоналістів ми відкрили представництво «Громадянської позиції», це організація, яку я очолюю, і там моя приймальня. Координатором «Громадянської позиції» у Чернігові став Олександр Ломако, член ревізійної комісії нашої організації. Людина, яка до цього очолювала громадську організацію в Чернігові, вирішуючи важливі питання для людей. Телефон приймальні «Громадянської позиції» 611-756.
"Громадянська позиція" буде брати участь в усіх виборчих кампаніях.
- Слышал о Вашей инициативе, чтобы транспортные средства не проходили техосмотр. Объясните, пожалуйста, логику этого закона.
- Это абсолютно осознанная инициатива! Я тоже автомобилист, ездил и в нашей стране, и в других странах - и могу вам сказать: первое – это поборы. Второе, что имеет еще более негативные последствия, – это коррупция. Третье – это полный обман! Оттого, что у нас с вами на лобовом стекле автомобиля висит талончик, это не означает, что машина исправна все два года. А при том уровне и качестве дорог, которое есть в Украине, машину можно побить даже через 500 метров после прохождения техосмотра, даже, если вы его прошли честно, а не купили этот талон. Поэтому я настаиваю, чтобы его отменили. И добьюсь того! За безопасность машины будет отвечать сам водитель.
- Вчера на заседании правительства Юлия Тимошенко «наклоняла» министра обороны по поводу незаконного выделения «армейской» земли. Действительно ли в МО идет «разбазаривание» земли и другого имущества?
- То, что сказала Тимошенко, она сказала с опозданием. На самом деле я еще раньше знал, что у нее на столе лежат подтверждающие документы, а их копии были переданы в наш парламентский комитет. МО, в нарушение запрета, который установило правительство, раздавало земли. Земли уходили - а МО деньги за это не получает. Этот процесс должен быть остановлен! А люди, которые включены в эти «оборудки», должны понести соответствующее наказание. Поэтому я поддерживаю решение правительства о том, что ГлавКРУ вместе с другими структурами проверит, как решались вопросы по земле, почему отчуждение земли осуществлялось, несмотря на запрет.
Я также получил материалы, которые подтверждают, что МО несет многомиллионные убытки из-за «оборудок» в сфере обеспечения продовольствием. Когда оно закупается за очень завышенными ценами. Приводятся примеры: десяток яиц стоит 8,50 грн. – покупают… за 15, колбаса по 40 грн. покупается по 68! Приводятся примеры, когда фирмы, участвующие в тендерах, – это одно лицо, и только делается вид, что это разные фирмы.
- Чи не прийшов час для українського «піночета»?
- А ви як вважаєте? Я скажу обережніше, і не боюсь цих слів: треба встановити ефективну владу, і навіть авторитарну владу! Владу, яка буде приймати рішення, нести за них відповідальність і проводити ці рішення в життя. А не оце аморфне, ніяке, зруйноване, що викликає розчарування. Зараз немає вертикалі влади, і держава не виявляє спроможності бути адекватною в кризових умовах. Коли я кажу «авторитарна», то я хочу, щоб це слово споріднювалося з іншим словом, яке має той самий корінь - «авторитетна»!
- В Чернигове уже давно нет летного училища. В последний Ваш визит в наш город в качестве министра обороны вновь избранный мэр Александр Соколов просил Вас передать городской громаде земли, ранее принадлежавшие летному училищу, а теперь – МО. Почему Вы не приняли такое решение?
- Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, должно работать правительство! Начиная с правительства Еханурова, все последующие, включая правительство Януковича и Тимошенко, одним из первых своих решений принимали решение о запрете на отчуждение недвижимого имущества. Этот запрет действует и сейчас. То есть правительство поставило шлагбаум. И передать местной власти или реализовать какое-то избыточное имущество за-пре-ще-но!
- Чи дійсно Ви розраховуєте на перемогу? Чи, можливо, це частина PR-кампанії на здобуття місць до парламенту?
- Я розраховую на те, що в Україні є громадяни. Громадяни з великої літери! Це ті люди, для котрих є мала бАтьківщина, і Україна як велика батьківщИна. І вони хочуть, щоб Україна була достойною Європейською державою.
- Якщо «Громадська позиція» стане партією і пройде до парламенту, з якими з політичних сил Ви б могли зблокуватися для досягнення задекларованих цілей?
- Точна назва нашої організації – «Громадянська позиція». Що стосується блокування у парламенті - я особисто, і ті люди, які об’єднуються у команду, категорично не сприймаємо принципи, які називаємо «політичним расизмом». Що я в це вкладаю? Коли були останні вибори, то зразу почалися заяви лідерів політичних сил. Наприклад, В’ячеслав Кириленко сказав: «Ми не будемо об’єднуватись у парламенті з КПУ та ПР», Партія регіонів заявила, що вона не створюватиме коаліцію с БЮТ, БЮТ – що з ПР. Але виникає питання: «Нащо ви йдете до парламенту, якщо ви такі політичні расисти?» Спочатку треба дочекатися закінчення виборів. Подивитися, кому люди довірять представляти їх інтереси. А потім працювати з тими політичними силами, які хочуть розбудовувати країну, незалежно від того, яка партія представлена у цих політичних силах.
- В программе «Правда Романа Скрыпина» Вы вели спор с ведущим по поводу языкового вопроса. Объясните коротко свою позицию, а то у меня такое впечатление, что ведущий сам не все понял.
- Я не вел спор с Романом Скрыпиным. Роман задал тему разговора, которую я попытался поставить под сомнение как актуальную. Я верю в то, что сейчас более актуальными являются вопросы экономики, социальной сферы, безработицы, энергетики, в конце концов. Я был гостем передачи, а главным вопросом был «языковый» вопрос. Моя позиция состоит в следующем: есть Украина, и должен быть один государственный язык – украинский. И хватит на этом спекулировать! Но с другой стороны, в государстве Украина главным является Гражданин. И для него нужно создать комфортные условия. Поэтому я выступаю за то, чтобы заставить госчиновников, которые идут служить в госструктуры, знать и владеть теми языками, на которых говорят граждане. Например: если в селе говорят преимущественно на болгарском языке, то служащий сельсовета просто ОБЯЗАН знать этот язык! Если в области преимущественно говорят на русском – чиновник должен знать и русский язык. Но весь документооборот должен идти исключительно на государственном языке!
- Как Вы относитесь к вопросу вступления Украины в НАТО?
- Вопрос о вступлении сейчас не стоит. Перспективы интеграции Украины в НАТО, ЕС и другие уважаемые структуры – сейчас нулевые! Мы сами не знаем, чего хотим. Мы допустили сложную ситуацию в стране. Мы показали, что как нация – мы не консолидированы. Такие мы не нужны никому! Поэтому разговор о вступлении нужно отложить на 15-е или 110-е место. А по поводу ценностей, то дайте сами ответ на вопрос, где лучше жить: в странах, которые объединились в НАТО и ЕС – на Западе, или в ЕЭП и Ташкентском договоре - на Востоке?
- Какие приоритетные вопросы для Вас наиболее актуальны во время избирательной кампании? Назовите пять в порядке возрастания их значимости.
- Если для меня как для человека, который хочет донести свое слово, то первое, о чем нужно думать – как достучаться до десятков миллионов, поскольку голосует население страны. Второе: достучаться при крайне ограниченных ресурсах. У меня не будет миллиардов, не будет олигархов. Третье – как защитить результаты в условиях фальсификации. Если говорить о приоритетах как программных положениях, то, наверное, вам сейчас понятно, что я не буду раскрывать все карты еще до боя, поскольку вижу, что очень многое из того, что я говорю, через несколько дней повторяют потенциальные кандидаты, иногда слово в слово. Даже используя те образы, которые я озвучил. Начнется кампания – вы увидите, с чем идет Гриценко. Если нужно больше информации – приглашаю на свой персональный сайт.
- Вы работали в Центре Разумкова и не можете не обращать внимания на рейтинги. У вас - около 1-2%, у Яценюка - 15-20%. Вы не думали о том, чтобы работать вместе? Каково Ваше отношение к этому политпроекту? Я сознательно не называю его самостоятельным политиком, а говорю как о проекте. Вы согласны со мной в этом вопросе?
- Я не буду спорить в части вашей оценки в том, что это проект. Судя по постановке вопроса, вы разобрались, кто, с чем и для чего идет на выборы. Будем ли мы работать с Яценюком? Мы и сейчас работаем в парламенте. По многим вопросам мы голосуем синхронно, иногда есть различия. Мы и дальше будем совместно решать многие вопросы. Но когда ставится вопрос объединения, то я хотел бы понять, как можно объединиться, идя на президентские выборы?
- Чи голосували Ви за 25 жовтня як дату виборів Президента? І як Іи ставитесь до цієї дати, адже вона суперечить чинній Конституції?
- На рассмотрение депутатов было вынесено две даты - 25 октября и 26 декабря. Честно скажу: у меня рука не поднялась голосовать за 26 декабря, понимая, что вместо нарезания оливье, подготовки хороводов и костюмов для детей, сотни тысяч людей будут сидеть на избирательных комиссиях и в судах. Давайте из выборов не делать издевательства над людьми! Поэтому я проголосовал за 25 октября, пойдя на какую-то «жертву». Потому что это мой день рождения - и в этот день я привык убегать подальше от всего, что мешает. Эта дата зафиксирована законно, пока иного не скажет Конституционный суд.
- Если бы завтра Гриценко предложили опять стать министром обороны, он согласился бы?
- Я уже отвечал на этот вопрос и скажу еще раз: «Эта планка уже взята». Люди, да и я сам, увидели, что можно показывать достойные результаты даже не «благодаря», а «вопреки». Работать в ЭТОМ правительстве, при ЭТОМ Президенте работать на посту министра обороны я не пошел бы категорически! Потому что, с одной стороны, - «забаганки», а с другой – «всё с 1-го января». Никто не хочет давать денег! Для меня просто пытка сидеть в кабинете. Я привык принимать решения, их реализовывать и видеть результат.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Анатолий Гриценко, выборы, «Семь дней»