Сверхсложную операцию на сердце перенес 52-летний Григорий Чернега из Нежина. Провела ее команда специалистов Центра кардиохирургии, сосудистой хирургии и малоинвазивной кардиологии Черниговской городской больницы №2 под руководством киевского кардиохирурга Игоря Венгера. На Черниговщине он работает более полугода, за это время провел 42 кардиохирургических операций. Эта была особенной не только из-за состояния пациента, но и в силу того, что в связи со своими религиозными убеждениями он был категорически против использования донорской крови.
СЕРДЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Через 5 дней Григория Васильевича уже перевели из реанимации в общую палату. Жена, 42-летняя Оксана Васильевна, не отходила от мужа: «Гриша, может, воды? Подушку поправить? Помочь сесть?..»
- Отхожу, — бодрился Григорий Васильевич. - Еще есть слабость, тяжело дышать, но понемногу появляется аппетит, улучшается настроение.
О сердечных проблемах Григория Васильевича рассказал Игорь Венгер:
- У пациента были поражены три из четырех клапанов сердца: аортальный, митральный и трискуспидальный (или трехстворчатый), на всех была выраженная недостаточность. Также у мужчины врожденный порок сердца - у него аортальный клапан двустворчатый, хотя в норме должно быть три створки. Возникла необходимость в замене этого, а также митрального клапана и коррекции три-скупидального.
- В Интернете я начитался, что от болезней сердца многие умирают, - продолжил Григорий Васильевич. - Немалый процент смертей из-за того, что проблемы запущены, что люди избегают операций. А чем раньше ее сделать, тем больше надежды на положительный результат. Этот аргумент подтолкнул меня решиться на операцию.
- И все равно мы целый год собирались, искали деньги на нее, — присоединилась к разговору Оксана Васильевна. - В Институте Амосова (Национальный институт сердечнососудистой хирургии им. Н. Н. Амосова. — Авт.) нам сказали, что на операцию потребуется около 65 тысяч гривен. Конечно, таких денег у нас не было. Мы стали искать выход и узнали, что государство эти клапаны дает бесплатно. Институт отправил официальное письмо в Облздрав. Сначала нам выделили только один клапан. Мы решили еще подождать. Со временем появился и второй, а также оксигенатор (устройство, предназначенное для насыщения крови кислородом). Мы настраивались на операцию в Киеве. Выяснилось, что необходима коронография (рентгеноконтрастный метод исследования ишемической болезни сердца, позволяющий наиболее точно определить характер, место и степень сужения коронарной артерии. — Авт.) и что ее можно сделать по месту жительства. Нам подсказали, что в черниговском Центре коронография дешевле, чем в Киеве и других медучреждениях области. Врач, который ее делал, спросил: «А почему вы хотите оперироваться в Киеве?» Да мы просто не знали, что такую операцию могут сделать и здесь. Познакомились с Игорем Васильевичем. В разговоре с ним озвучили, что мы против использования донорской крови.
На мой вопрос: «Почему?» — Оксана Васильевна объяснила, что они с мужем принадлежат к религиозной организации «Свидетели Иеговы».
— В Библии сказано, что после потопа Бог дал Ною и его семье такое повеление: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу;... только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте...» (Старый Завет, Бытие, гл. 9:1-4).
Кроме личной причины пациента, для «бескровной» операции была и другая — убеждение врача: - На сегодня количество здоровых людей, которые могут быть донорами, не так уж велико, поскольку многие перенесли вирусные гепатиты, болеют СПИДом, имеют другие противопоказания для донорства. Поэтому на станциях переливания крови бывает дефицит, особенно редких групп, например четвертой с отрицательным резусом. В связи с этим мы планируем и в дальнейшем внедрять технологии «бескровной медицины», чтобы в будущем свести к минимуму применение донорской крови.
И БЛИЖЕ, И ДЕШЕВЛЕ
15 сентября Григорию Васильевичу сделали коронографию, а 21-го прооперировали.
— Мы сделали пациенту протезирование аортального и митрального клапанов и ануло-пликацию (сужение фиброзного кольца) трехстворчатого клапана (это пластическая операция с сохранением тканей этого клапана), — объясняет кардиохирург. — Благодаря применению костного воска, гемостатической губки и др. нам удалось свести кровопотерю к минимуму, что позволило обойтись без препаратов крови. Показатели гемоглобина перед операцией и после нее почти не отличались. Операция такой сложности и длительности (около 7 часов) без консервированной крови в Чернигове проводилась впервые.
Обошлась она Чернегам намного дешевле, чем они отдали бы в Киеве. Игорь Венгер объясняет, с чем это связано:
— Хотя помощь государства и небольшая, но некоторые расходные материалы (например, протезы клапанов, электрокардиостимуляторы, электрооксигуляторы и тому подобное) за государственные средства у нас пока есть.
— К тому же мне сюда ездить и ближе, и дешевле, да и родственники у нас здесь есть, у которых можно остановиться, — назвала еще одно преимущество операции в Чернигове Оксана Васильевна.
— И еще не забудьте написать от всей нашей палаты, какой хороший доктор Игорь Васильевич, — отозвался мужчина с соседней койки. В тот день 68-летний Александр Яресько уже ожидал выписки. — Я перенес инфаркт, мне в Центре сделали аортокоронарное шунтирование. А еще один сосед по палате приехал сюда из Славутича, хоть это уже Киевская область (54-летний Николай Ткаченко узнал о Центре случайно, и 15 сентября ему тоже провели АКШ. — Авт.). Расскажите всем, пусть в нашей области и за ее пределами знают, что есть такой Центр и такой специалист.
«Гарт» не раз писал и еще раз напоминает: Центр кардиохирургии, сосудистой хирургии и малоинвазивной кардиологии находится в городской больнице №2 на 9-м этаже.
Алина Ковалева, "ГАРТ" №40 (2792) от 29 сентября 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.