Новые руководители, приходящие во власть, хотят прослыть реформаторами, и, начиная перестройку, как правило, достают из архивов старые документы, выдавая их за собственные гениальные идеи. В Черниговском горсовете, под руководством нового профильного зама в очередной раз взялись за создание Центров первичной медико-санитарной помощи, которые должны заменить действующие в городе поликлиники. Получается, что вместо того, чтобы развивать медицину, ее опять будут реформировать?
3 марта в Чернигове проходил ряд мероприятий медицинской направленности. Речь на них шла о семейной медицине и создании Центров первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) взамен привычных горожанам поликлиник. В конце дня в малом зале Черниговского горсовета состоялось заседание круглого стола «Общественное здоровье. Актуальное состояние и перспективы», модератором на котором выступила заместитель городского головы Ольга Хонич. Заседание стало завершающей фазой обсуждения темы семейных врачей и создания Центров ПМСП.
Экскурс в историю
Следует отметить, что только полгода назад, 28 августа 2015 года 52 сессия Черниговского городского совета наконец-то ликвидировала два Центра ПМСД созданные в Чернигове в сентябре 2013 года. Создание этих Центров сопровождалось серьезными скандалами, но было продавлено городским головой во исполнение Закона Украины «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении...».
Может быть Центры ПМСП и приемлемы в других городах Украины, где поликлиники действовали как автономные медицинские учреждения, но в Чернигове, поликлинические отделения (кроме детских поликлиник) работают как структурные подразделения и входят в состав больниц. Поэтому разорвать связи «по живому» у городской власти не получилось.
Не удалось ликвидировать и детские поликлиники, поскольку в Чернигове после них сразу идет третичный уровень медицинской помощи – Областная детская поликлиника. А городские детские поликлиники города, через дневные стационары, «Клинику, дружественную молодежи» и т. п. фактически несут на себе нагрузку вторичного уровня медицинской помощи.
Еще в 2013 году главврач 2- городской больницы Владимир Фаль высказывал свою точку зрения по созданию ЦПМСП в Чернигове. И такой же позиции, насколько нам известно, сегодня придерживаются многие врачи города:
– В Чернигове я бы не разрушал поликлиники, которые сегодня работают. У нас фактически работают ЦПМСП на Масанах, на Подусовке – и, слава Богу. Нужно создать еще Центры – создавайте, но не трогайте поликлиники. Но для этого нужна политическая воля тех, кто сидит на «олимпе» и руководит нами.
В итоге Центры ПМСП просуществовали на бумаге два года, на их развитие выделяли бюджетные деньги (правда, говорят, что не тратили). И в конечном итоге они были успешно ликвидировали.
Судя по проведенным 3 марта 2016 года мероприятиям, идею возрождения Центров генерирует молодой заместитель городского головы Ольга Хонич. Возможно, у амбициозного руководителя есть свое видение процесса реформ отрасли, важной для жителей города. Но, все же остаются опасения: как бы, принимая решение, депутаты в очередной раз не наступили на те же грабли, что и их предшественники.
Можно ли равняться на Европу?
Говоря о создании ЦПМСП и семейной медицине все кивают в сторону Европы. Но разве можно стравливать две несравнимые категории? Как свидетельствуют данные соцопросов, уровнем современной государственной медицинской помощи недовольны около 80% граждан Украины. Половина тех, кому приходилось пользоваться услугами наших врачей, имели печальный опыт знакомства с их некомпетентностью. Есть еще одно интересное наблюдение социологов: если у среднестатистического украинца возникают проблемы со здоровьем, то за год он четыре раза сходит к традиционному врачу – в поликлинику, 3 раза воспользуется нетрадиционными методами лечения и 11 раз все же попытается лечиться сам. Самолечение и нетрадиционная медицина для многих это, как правило, самый короткий путь вылечиться дешево и быстро.
Вот цитата из февральского, 2016 года интервью заместителя министра охраны здоровья Украины Виктора Шафранского по вопросу готовности Украины к переходу на семейную медицину:
«Виктор Шафранский: Во-первых, во всех медицинских ВУЗах у нас нет ни одного факультета семейной медицины. У студентов есть относительно небольшое количество часов на семейную медицину на последних годах обучения. В результате, мы выпускаем специалистов без сформированного понимания и философии семейной медицины.
Во-вторых, мы начали переучивать участковых терапевтов, педиатров, врачей узких специальностей, которые решили перейти в семейную медицину. Но переобучение проходило в виде шестимесячных курсов, которые, в подавляющем большинстве случаев, проводились формально. Все, получили проблемы.
А чем занимаются семейные врачи в Европе? Они занимаются амбулаторной хирургией, гинекологий, офтальмологией, педиатрией, лор-вопросами. Семейный врач на западе должен владеть базовыми навыками лечения заболеваний, без сильных осложнений, из этих областей медицины. У нас же, в подавляющем большинстве случаев, семейный врач не занимается этим. То есть, вывески поменялись, а врачи остались те же».
О чем говорили за круглым столом в Чернигове
На встречу с городским головой Владиславом Атрошенко, главврачами и ведущими специалистами черниговской медицины в Чернигов прибыл замминистра охраны здоровья Виктор Шафранский, представители Ассоциации семейной медицины Украины.
Как уже отмечалось, модератором встречи выступила заместитель городского головы Ольга Хонич. Естественно, первое слово она предоставила городскому голове Владиславу Атрошенко:
– Я не являюсь специалистом в отрасли медицины. Но у нас в городе достаточно профессиональных медиков-администраторов, главврачей городских больниц, которые имеют немалый жизненный опыт и являются профессионалами своего дела. Я хотел бы выйти на формат откровенного разговора, чтобы в конечном итоге понять, сколько по европейским нормам должно быть площадей медучреждений на 300 тыс населения. Какие направления в медицинской отрасли и где должны быть сконцентрированы. Сколько в городе должно быть койко-мест по различным видам заболеваний. Сколько необходимо финансирования для качественного предоставления медицинских услуг. Дело в том, что по отдельности каждый из специалистов что-то говорит, но когда мы собираемся вместе – то не можем выработать общее видение решения проблемы. Если мы с вами не проведем обсуждение вопросов медицины в закрытом кругу и не выйдем на рациональное решение проблемы, то, в принципе, за нас это сделает кто-то другой и сделает таким образом, как мы уже видели: палатки, лозунги и т. п. Вы понимаете, что медицинская тема на сегодняшний день – одна из актуальных. И если не мы начнем разговор об изменениях в отрасли, то за нас его начнут другие. И не факт, что этот разговор будет профессиональным, и неизвестно, чем он закончится в конечном итоге.
После вступительной речи городской голова убыл на празднование 84 годовщины создания Государственного научно-испытательного центра МО Украины и дальнейшее обсуждение проблем медицинской отрасли Чернигова происходило без его присутствия. Городской голова вернулся на встречу только перед подписанием Меморандума с АСМУ.
Выступая после городского головы, заместитель министра охраны здоровья Виктор Шафранский акцентировал внимание собравшихся на необходимости развития семейной медицины в Чернигове.
– Приятно видеть, что в Чернигове хотят двигаться в том же направлении, в котором движется и весь цивилизованный мир. Семейная медицина – это базис предоставления медицинской помощи. По направлению развития семейной медицины идет большая часть стран Европы. Мы говорим о том, что в случае построения нормальной системы на базе семейной медицины, большое количество обращений с предоставлением квалифицированного лечения может быть завершено в кабинете семейного врача. Мы не должны сбрасывать со счетов и вторичный и третичный уровень, но хочу повторить мысль, которую мы высказываем, встречаясь с нашими коллегами в регионах: альтернативы развития первичного звена на основах семейной медицины не существует!
Не забыл Виктор Шафранский остановиться и на формальном разделении первичного и вторичного звена, которое произошло не только в Чернигове. «Когда человек ощущает, что у него ухудшился доступ к медицинской помощи, человек «голосует ногами» и выступает против таких изменений», – считает Шафранский.
– Как нам кажется, такое непонимание возникает из-за того, что люди на местах не до конца прониклись философией семейной медицины. Вопреки законодательной базе, принятой в 2011 году, согласно которой должно быть проведено разделение первичной и вторичной медицины, на отдельных территориях начинают двигаться в обратном направлении, потому что не видят улучшений. Поэтому после дискуссии мы должны принять для создания в Чернигове ту модель семейной медицины, которая была бы классической, которая была бы образцовой, которая довольно быстро, на протяжении 2-3 лет дала бы понимание врачам, организаторам охраны здоровья и, в первую очередь жителям, что система предоставления медицинской помощи стала лучше, – резюмировал Виктор Шафранский.
Президент Ассоциации семейной медицины Украины (АСМУ) Лариса Матюха говорила об отсутствии мотивации для врачей и вспоминала времена, когда молодых специалистов заманивали на село новым жильем и социальными условиями.
– Также не менее важна и подготовка кадров. У нас нет преподавателей семейных врачей. Мы готовы помогать повсеместно. Вместе с врачами на местах готовы отрабатывать стратегические направления. Но это будет происходить только при содействии громады и местной администрации, – считает президент Ассоциации семейной медицины Украины.
Член правления АСМУ Константин Надутый рассуждал в более философской плоскости:
– Если пациенту сказать, что главная его проблема – это болезнь, то он будет болеть всю жизнь и никогда не выздоровеет. Мечта должна быть: сходить на рыбалку, заняться сексом, поехать в Рио де Жанейро и походить в белых штанах. Мечта должна выходить за границы проблемы. Поэтому мечтой должна стать та система охраны здоровья, которую мы бы хотели видеть через 15-20 лет. Тогда будет и легче работать в публичном пространстве. Если мы начнем говорить о проблемах, то просто закопаемся в них.
Еще одним членом команды, приехавшей с замминистра, был Игорь Найда – лидер платформы «Сходи в Майбутнє».
– У команды, которая к вам сегодня приехала, а я есть частью этой команды, есть опыт осуществления результативных дел, поскольку накоплены определенные знания и умения. Я буду представлять платформу «Сходи в майбутнє». Наши основные направления: патриотизм, лидерство, менеджмент, самоорганизация и самоуправление.
Игорь Нада несколько раз акцентировал внимание собравшихся на том, что в Чернигове появился лидер (городской голова) с поддержкой жителей города. «К лидеру Чернигова есть доверие и это доверие нужно закреплять практическими делами» – убеждал присутствующих Игорь Найда.
Начальник областного управления охраны здоровья Петр Гарамаш был немногословен. Видимо, опыт пребывания на должности руководителя Центра ПМСП в Чернигове не позволял ему «петь оды» семейной медицине.
– Приоритетными направлениями определены семейная медицина и общественное здоровье. Это повлечет изменения в финансировании отрасли здравоохранения. Но все эти изменения должны идти на улучшение здоровья конкретного человека. Мы должны сконцентрировать свое внимание на жителях Чернигова и области. Чтобы у людей не складывалось впечатление о том, что мы ухудшаем предоставление медицинской помощи. То же самое касается и амбулаторий семейной медицины. Чтобы человек за 10-15 минут мог попасть на прием к семейному врачу и получить качественную и всестороннюю медицинскую помощь.
А вот заместитель начальника управления охраны здоровья Черниговского горсовета Ольга Малец начала высказываться об очередном создании Центров ПМСП в Чернигове бодро и с задором.
– Говоря об общественном здоровье, мы понимаем, что это очень актуальная на сегодня тема. И наши амбициозные планы связаны со стратегическим планом развития города в направлении общественного здоровья. Город Чернигов я вижу городом комфортного проживания, в котором живут здоровые люди. Сегодня мы говорим о том, что семейная медицина должна помочь формировать здоровый образ жизни населения. Первичная медико-санитарная помощь – это базис в системе охраны здоровья и медицинской помощи населению. К сожалению, мы имеем негативный опыт в отношении развития первичной медико-санитарной помощи в нашем городе. Но, мы можем говорить о том, что даже негативный опыт – это опыт. И Василий Белогура, председатель профильной комиссии, который до этого был депутатом горсовета, помнит, как мы агитировали наших депутатов за создание центров ПМСП. Я лично ходила на комиссии и говорила о том, что семейная медицина – прогрессивное развитие отрасли, создаем центры ПМСП. И мы создали эти центры в городе. Но нам не удалось привести к нормативной ту систему, которая остается после отделения первичной помощи.
Несмотря на то, что создание Центров ПМСП в Чернигове потерпело реальный крах и Центры были ликвидированы, Ольга Малец заявила о том, что на минувшей сессии они предложили депутатам приобрести медицинское оборудование для перспективных центров ПМСП, которые планируют в ближайшее время создать в городе. И 500 тыс грн городская власть выделила на приобретения оборудования для ПМСП!
Видимо замминистра Шафранский не разделял оптимизма Ольги Малец. Он даже прервал ее выступление:
– Я конечно извиняюсь, но, может сначала центры создадите, а потом будете оборудование покупать? Я вчера занимался по одному большому медучреждению Киева, в котором гниет такое оборудование. Где же у вас первичная медицина работает, если вы центры сначала создали, а потом – ликвидировали? Ваши центры были созданы формально и не были наполнены философией семейной медицины. Депутаты проголосовали и произошло движение назад. Как по мне – покупать оборудование, пока не созданы центры бессмысленно.
Несмотря на реплику замминистра, заместитель начальника управления охраны здоровья Черниговского горсовета высказала надежду на то, что инициативу создания ЦПМСП поддержит Атрошенко, а управление уже готово «делить портфели».
– Мы надеемся, что городской голова нас поддержит и в Чернигове будут работать новосозданные центры ПМСП. Воля – есть, желание– есть. Есть специалисты, которые могут это сделать. У нас запланировано создание двух центров по 380-400 должностей в каждом центре. У нас есть готовый проект решения горсовета о создании центров, про распределение зданий, этажей, автомобилей. Теперь – только политическое решение. Владислав Атрошенко говорит: «Вперед!» и мы готовы вместе с депутатами все это сделать.
После такого выступления Виктор Шафранский просто захотел вернуться в Киев:
– Я все оставил и приехал в Чернигов. Поэтому здесь должны быть не красивые разговоры, а наработан какой-то план действий, который поможет Чернигову сдвинуть ситуацию с мертвой точки и достичь какого-то результата. Говорильня начинает надоедать мне вообще. Я хочу видеть какие-то результаты конкретных действий. Если мы говорим о плане действий, то мы готовы наработать документ в виде «дорожной карты» и потом дальше двигаться. Если мы собрались для того, чтобы просто поговорить – окей, я поеду в Киев!
Заканчивая выступление замминистра предложил черниговским специалистам поехать и посмотреть, как работает первичное звено в других городах Украины.
– Мои коллеги дадут вам перечень городов, где это можно посмотреть. Мы знаем ситуацию Чернигова. Знаем, что при каждой больнице есть поликлиника. И было бы не разумно не использовать потенциал, который у вас есть. В нашем понимании в Чернигове должно быть построено до 10 типовых амбулаторий. И не покупать оборудование, которое будет ждать своего часа, а начинать строить амбулатории. Если есть деньги в бюджете, то нужно создавать 2-3 амбулатории и оснастить их хотя бы самым необходимым оборудованием.
Сославшись на нехватку времени и назначенную встречу с главой Черниговской ОГА, Виктор Шафрансикй покинул круглый стол, не поставив подпись под Меморандумом, который должен был стать логическим завершением данного собрания. «Я ничего не подписываю. Вы подписываете», – заявил Шафранский, обращаясь к городскому голове и президенту АСМУ.
Пока городской голова провожал замминистра, перед собравшимися смогли выступить и черниговские главврачи. В частности, депутат горсовета, главврач 2-й детской поликлиники Анна Якубова высказала свою точку зрения по поводу реформы:
– Сейчас говорили про сопротивление реформам. И в первую очередь это будет сопротивление родителей. Родители привыкли, что педиатры занимаются детьми с рождения и знают детскую патологию, и занимаются этими детьми. Семейный врач также будет заниматься детьми, но сегодня семейные врачи не подготовлены настолько, чтобы ему можно было бы передать ребенка со всеми отклонениями, недостатками и заболеваниями, которые существуют в детском возрасте. Поэтому, первое: должен быть какой-то переходной период. Второе: если мы хотим, чтобы у нас не было сопротивления и сбоев (и я говорила об этом на сессии) мы должны приблизить медицинскую помощь к населению. У нас много отдаленных микрорайонов, из которых долго добираться к центральным поликлиникам 2-3 видами транспорта, что само по себе экономически не выгодно. В Чернигове и вторичный уровень медицинской помощи завязан на детских поликлиниках. Поэтому если начнется деление, педиатры будут против. Поэтому у меня предложение – создавать амбулатории. И тогда не будет противостояния и все будет нормально.
По мнению Якубовой, 58% педиатров Чернигова – пенсионного возраста и готовить из них семейных врачей просто не целесообразно. Молодые педиатры не задерживаются в Чернигове из-за отсутствия жилья и низкой заработной платы.
В завершение круглого стола городской голова Владислав Атрошенко и президент АСМУ Лариса Матюха подписали Меморандум в отношении дальнейшего сотрудничества. Правда врачи, с которыми мы говорили в рамках подготовки данной публикации, не совсем понимают, чем данный документ поможет в улучшении медицинской отрасли Чернигова.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.