GOROD.cn.ua

«Військкомату крєпко бояться!»

— с такими словами Николай Лысенко, военком Черниговского военкомата, отправляется развозить повестки срочникам. В сопровождении милиционера ездит по предприятиям, частным фирмам. Вручает повестки на срочную службу ребятам от 20 до 25 лет. По закону можно до 27.

— Приносить повестки домой неэффективно, — говорит Лысенко. — Сотрудникам военкомата дверь не открывают. Если все-таки случится такое, открывает мама или папа. Говорят, что сына дома нет, отношения не поддерживают. Соседи на себя такую ответственность, взять повестку, не берут. Новых отмазок еще никто не придумал. Все стандартные. А добровольцы уже перевелись.

— Объедем три предприятия: «Макдональдс», «Черниговский молокозавод», магазин стройматериалов «БудМайдан», — продолжает военком. — Перед Пасхой ездил в гипермаркет «Вена». Взял списки работников. Приехал после праздников вручать повестки, а половина из списка уволилась. Это по бумагам, а фактически остались, неофициально. Директор говорит, что это не его работники. А то, что он ходит в рабочей форме по магазину, ничего страшного. Бывает, уходят на обед. И кушают уже вторую, а некоторые третью неделю.



Мобилизованным повестки вручаем мало. В основном срочникам. В АТО их не заберут. Пока отслужат, война может и закончиться.

— Какие болезни должны быть, чтобы откосить? Плоскостопие проходит?
— Плоскостопие не проходит. Вообще, вопросы по годности-непригодности нужно задавать докторам.
Восемь сотрудников черниговского «Макдональдса» попадают под прохождение срочной службы.
— Здравствуйте, Черниговский военкомат, — представляется военком возле касс. За кассами стоят девушки. Лысенко достает из блокнота восемь повесток. Оглашает список.
— Холявко еще нет. Литвиненко сегодня не работает. Молодший уволился. Захарова тоже нет. Билозиров заболел.
— Семененко есть, — отзывается с улыбкой девушка, стоящая за кассой. — Только на Никиту я не похожа. Однофамильцы мы. Билозиров в танк не влезет. Рост два с копейками. Сегодня на смене одни девочки. Да и коллектив у нас женский. Всего работает десять мальчиков. Если их заберут, кто будет разгружать машины с товаром?
К десяти пришел Холявко. Взял повестку, расписался.
— Он должен прийти на медкомиссию, — говорит военком. — Если получает первое высшее образование, будет отсрочка.
— От службы не кошу, — рассказал позже Александр Холявко. — За повесткой, можно сказать, сам пришел, когда позвонили. В этот день была не моя смена. Учиться в вузе осталось год. Потом в планах армия. Когда взял повестку, пошел в военкомат. Там мне дали отсрочку.

Рабочим от директора


— Руководство молокозавода пошло нам на уступки, — продолжает военком. — На прошлой неделе принесли им повестки. Их взяло руководство в присутствии юриста. Теперь нужно узнать, сколько повесток роздано. На этом заводе сложный график работы. Водители выходят на работу в пять утра. Попробуй его поймать по городу или области.

— У нас все работники повестки забрали, — говорит начальник службы безопасности Владимир Глинка.

— Почему не пришли на медкомиссию?
— Не успели. Двое, Артем Скорый и Дима Романюк, уже ушли служить. Артем работал диспетчером транспортного отдела. Дима грузчиком. Сотрудник филиала в Городне воюет в АТО. Мы прекрасно понимаем, какая ситуация. Когда я служил, армия была в почете, сейчас — нет. Кстати, я дам данные еще одного нашего сотрудника, — обращается к военкому Владимир Глинка. — Он числится на предприятии, но на работу не выходит третий месяц. Заберите его.

Владимиру Зеленскому тоже пришла повестка

В «БудМайдане» начальник охраны сначала поинтересовался, почему раздают повестки на работе, а не мо месту проживания. Потом провел в отдел, где работает призывник Владимир Зеленский. (Это не тот, что из «Квартала-95», тезка).

— Бороду ему побреют? — шутят коллеги Владимира. — Лопату новую подарим. Баночки для анализов соберем.

— Вова положительный, — говорит Людмила Петрик, начальник отдела. — Жалоб на него никогда не было. Не хочется его отдавать, но мужчина должен послужить в армии, в жизни пригодится. Когда его заберут?
— Если годен, в конце июня.
— Повестку ждал, — говорит Вова. — Из военкомата на работу приезжают уже четвертый раз.

— Почему не уволились до прихода военкома?

— А куда бежать? Все равно найдут. В магазине работаю с января. Родом из Черкасс. Учился в Чернигове, в Славистическом, на менеджера таможенной службы. По специальности не работаю, не получилось устроиться.

Начальник достал — позвони в военкомат


— Вручали повести по мобилизации на предприятии «Чексил», — вспоминает военком. — Начальнику отдела, ему около 40 лет. Его не любят работники. Говорили, наглое, хамовитое. Когда узнали, что ему придет повестка, стояли перед входом в кабинет с включенными камерами на мобильных телефонах, снимали момент вручения. У него и челюсть отпала, когда повестку увидел. Потом все расстроились, по состоянию здоровья не прошел.

В «Сівер-центр» принесли десять повесток. Служить пойдут четверо

Месяц назад повестки на мобилизацию и срочную службу принесли в облтелерадиокомпанию «Сівер-центр».

— На предприятии работает 130 человек, — говорит генеральный директор Аркадий Билибаев. — Повестки принесли и срочникам, и мобилизованным. Мы пообщались с представителем военкомата. Они не знали, что наше предприятие относится к первой категории (государственного значения). Есть задачи, которые мы должны выполнять в военное время. С мобилизованными вопрос отпал.

Выписали десять повесток сотрудникам на срочную службу. На службу должны были уйти три оператора. На предприятии их шесть. Договорились, что сейчас пойдут служить четверо: ведущий Андрей Титок. оператор Григорий Коцюра, осветитель Сергей Снитко, титровальщик Егор Шуров. Остальные шесть будут ждать осеннего призыва.

Из облмуздрамтеатра мобилизовали двоих: инженера по технике безопасности Александра Струка и водителя Юрия Власенко.
— Ребят мобилизовали еще в прошлом году, — говорит Татьяна Брюховецкая, начальник отдела кадров. — Юрия Власенко забрали вместе с нашей машиной «Газель». Но уже подписан указ о демобилизации. Скорее всего, вернутся домой без машины. Зато живые. На срочную службу никого не забрали, по возрасту не подходят.

— В филармонию из военкомата не приходили. Одну повестку на срочную службу сотруднику принесли домой, — говорит замдиректора Сергей Теребун.

Юлия Семенец, Алина Сиренко, еженедельник «ВЕСТЬ» №22 (646)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: военкомат, повестка, мобилизация, Николай Лысенко, «ВЕСТЬ», Юлия Семенец, Алина Сиренко