Очередной афоризм Премьер-министра Арсения Яценюка об удочке для ловли рыбы, которую правительство дало местному самоуправлению, наполняется новым смыслом при рассмотрении бюджетов.
30 января на сессии Черниговского горсовета стало понятно, что измененные Бюджетный и Налоговый кодексы принесут местным общинам неопределенность в наполнении городской казны, во всяком случае, на ближайший год.
Хотели самостоятельности? Получите!
- Изменился принцип перераспределения средств. Раньше львиная доля налогов шла в Государственный бюджет, а потом в виде «дотации выравнивания» направлялась для финансирования полномочий, делегированных местному самоуправлению, - в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, — сообщил депутат горсовета Вячеслав Лебедь. - Причем Министерство финансов всегда «ошибалось» в свою пользу, недодавая местным бюджетам средства, которые потом приходилось компенсировать за счет города или «выбивать» из Минфина.
Ныне систему изменили. Согласно новому Бюджетному кодексу государство предоставляет финансирование в виде целевых субвенций только учреждениям образования (кроме дошкольных) и здравоохранения.
Но начальник управления финансов горсовета Виктор Быстров уже теперь предупреждает, что эти поступления из Государственного бюджета не покроют фактических затрат на 2015 год.
- Поэтому за счет собственных доходов нужно будет дополнительно финансировать учебные заведения (на это потребуется не менее 11 млн грн) и медицинскую отрасль (43 млн грн). Также из городской казны в этом году надо выделять деньги для дошкольных учреждений, детско-юношеских спортивных школ, учреждений культуры и социальной защиты населения, предусмотрены средства для бесплатного питания учеников начальных классов и льготных категорий детей в школах.
Таким образом, «удочкой» названа система, при которой правительство поручает местным органам власти собирать налоги, трудные в администрировании: 10% налога на прибыль предприятий, 100% государственной пошлины, 100% платы за предоставление административных услуг, 80% экологического налога, акцизный налог, 25% платы за недра, налог на имущество, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий, местные сборы. С другой стороны, из местных бюджетов забирают 25% налога на доходы физических лиц; который в прежнее время стабильно формировал большую часть городской казны. Правда, возможны изменения, которые пообещали внести в бюджет до середины февраля.
Надежды и реальность
Виктор Быстров предполагает, что для финансирования питания детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях можно будет собрать 9,7 млн гривен за счет нового налогообложения коммерческой недвижимости.
На сессии горсовета приняли окончательный вариант налога на недвижимость. Увеличили необлагаемую площадь квартир до 80 кв. м (норма, предложенная правительством, -60 кв. м), домов - со 120 до 150 кв. м соответственно, суммарную площадь квартир и домов, находящихся в собственности одного налогоплательщика, - до 230 кв. м. Также уменьшили ставку налога. Если максимальное ее значение предлагалось в размере 2% от минимальной зарплаты (24 грн за квадратный метр), то утвердили 1%, что составит 12 гривен.
- Такие величины позволят 95% жителей Чернигова не платить этот налог, - считает Виктор Быстров.
Трудно предположить, какими будут поступления от этого сбора. В 2013 году за его счет городская казна пополнилась на 287 тыс. гривен. Но тогда объектами налогообложения были квартиры площадью 120-240 кв. м и дома 250-500 кв. м, поэтому существенных средств и не ожидалось.
Другое дело - налог на коммерческую недвижимость, который начинает действовать с этого года. 1% от минимальной зарплаты за 1 кв. метр общей площади будет взиматься с гостиниц, гаражей, офисов, складов, площадь которых превышает 25 кв. м, 1,5% - с торговых зданий и зданий для публичных выступлений. Также при расчете налога применяется коэффициент местонахождения объекта. Чем ближе к центру или исторической части города, тем коэффициент выше-от 0,5 до 1.
- От налогообложения торговых и офисных центров в бюджет могут поступить миллионы гривен, - сказал Виктор Быстров.
Но это при условии, если собственники недвижимости не будут искать способы «оптимизации» налога, ведь недаром вопрос о льготах при налогообложении обсуждался депутатами горсовета особенно активно. Да и механизм взимания налога не установлен. На сегодняшний день нет полной базы налогообложения. В ликвидированных БТИ она хранится на бумажных носителях, а перенести ее в электронную базу пока проблемно. Более того, значительная часть загородной недвижимости не зарегистрирована ни в Госреестре, ни в БТИ.
Правительство обещает, что предложенная система налогообложения позволит увеличить поступления в городскую казну. Так ли это?
- На данный вопрос я смогу ответить через полгода, - сказал Черниговский городской глава Александр Соколов. - Мы должны проверить, как будут действовать сборы, справится ли фискальная служба с поставленными задачами. Если говорить о части подоходного налога, которую государство забрало себе, то мы могли бы назвать сумму, которую теперь недополучим. А сколько будет собрано с подакцизных товаров - не могу сказать даже с точностью до миллиона. Успех взимания налога с коммерческой недвижимости зависит от добросовестного владельца, потому что он должен предоставить сведения, на протяжении года вносить квартальные платежи, и только после этого налоговая будет выяснять, сообщил ли он правду о своем недвижимом имуществе. Сегодня еще рано делать какие-либо выводы.
Лариса Добрынина, "Деснянка" № 6 (534) от 5 февраля 2015
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: сессия, Лариса Добрынина, "Деснянка"