GOROD.cn.ua

Причины дезертирства 98 человек установит военная прокуратура

Причины дезертирства 98 человек установит военная прокуратура
Верховная рада Украины на заседании 14 августа приняла закон, который предусматривает создание военных прокуратур. Такое решение поддержали 249 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов. Ликвидированы четыре прокуратуры регионов по надзору за соблюдением законов в военной сфере и двадцать девять подчиненных им прокуратур. Вместо этого образованы три военные прокуратуры на правах областных — Центрального, Южного и Западного региона, а также двадцать девять военных прокуратур гарнизонов на правах городских.

После подписания Президентом одобренного депутатами закона, Черниговская прокуратура по надзору за соблюдением закона в военной сфере также прекратила свое существование. Вместо нее в августе этого года была создана Военная прокуратура Черниговского гарнизона. После создания военной прокуратуры Черниговского гарнизона в штат было добавлено две должности. Если до реорганизации здесь работало шесть человек, то теперь в военной прокуратуре – восемь сотрудников.

– Я думаю, что такие перемены связаны с обстановкой в стране и изменением в специфике работы прокуратуры. Раньше, до 2 марта 2012 года, мы были военнослужащими, которые проходили службу в органах прокуратуры. А потом, в ходе реформы стали гражданскими людьми. Сейчас работники военной прокуратуры опять становятся военнослужащими – нас призывают в Вооруженные силы. Военные прокуроры смогут выполнять свои обязанности и в зоне АТО,
– рассказывает заместитель военного прокурора Черниговского гарнизона Дмитрий Пальчик.

По мнению заместителя военного прокурора, увеличение количества штата военных прокуратур связано, в том числе, с ростом преступлений в военной сфере – против установленного порядка несения воинской службы. В связи с несколькими этапами мобилизации увеличилось количество воинских преступлений, таких, как неповиновение, самовольное оставление воинских частей и дезертирство.

Как пояснил Дмитрий Пальчик, военная прокуратура Черниговского гарнизона работает только в Черниговском гарнизоне. В Черниговской области работает еще военная прокуратура Деснянского гарнизона (пос. Десна, Козелецкого района). В зону АТО работники военной прокуратуры не выезжают – там работает четыре отдельных прокуратуры, которые укомплектованы офицерами согласно штату. Тем не менее, Дмитрий Пальчик не исключает, что возможно, сотрудникам военной прокуратуры Черниговского гарнизона также придется побывать в зоне АТО в случае проведения ротации венных прокуроров.

– Нарушения Уголовного кодекса Украины мы выявляем либо в ходе проверок, либо нам приходит информация, в том числе, от командиров воинских частей. И тогда военной прокуратурой принимаются решения о внесении информации о правонарушениях в Единый реестр досудебных расследований, – рассказывает заместитель военного прокурора Дмитрий Пальчик. – Бывают случаи, когда мобилизованные жалуются на незаконные действия в отношении их. Но такие случаи – довольно редки. Хотя по каждому эпизоду мы проводим проверку, практического подтверждения такие жалобы не находят. За последнее время был зарегистрирован только один факт неуставных взаимоотношений (ст.406 УК Украины), в результате которых один военнослужащий нанес другому телесные повреждения. К наиболее распространенным преступлениям в Черниговском гарнизоне можно отнести такие виды воинских преступлений, как неповиновение, самовольное оставление частей и дезертирство. Наказание за эти виды преступлений предусмотрены ст. 402, 407 и 408 УК Украины.

По мнению заместителя военного прокурора гарнизона причины и условия, которые сопутствовали совершению преступлений, устанавливаются в ходе расследования. Поэтому в каждом конкретном случае они разные: у кого-то семейные обстоятельства, у кого-то – нежелание проходить службу, у кого-то, просто боязнь отправки в зону АТО или боязнь каких-то трудностей в условиях ведения боевых действий. Таких преступлений расследуется достаточно много.

– Если взять, к примеру, дезертирство, то в настоящее время открыто два уголовных производства по факту совершения таких преступлений. Но фигурантом одного из досудебных расследований является 98 человек. Данный эпизод в настоящее время расследуется работниками военной прокуратуры в поселке Гончаровское. События произошли совсем недавно – в середине лета, в период второй волны мобилизации. Военнослужащие покинули часть, потом группа военнослужащих вернулась. Позже они опять ушли. Полностью картина происшедшего будет ясна после окончания досудебного расследования, – рассказывает о фактах преступлений Дмитрий Пальчик.

Заместитель военного прокурора гарнизона не смог раскрыть нам всех нюансов расследования факта массового дезертирства, поскольку досудебное расследование еще не закончено. Но по количеству военнослужащих, подозреваемых в совершении этого преступления, становится понятно, какой объем работы нужно провести работникам прокуратуры, чтобы разобраться в причинах совершения преступления и наказать только виновных в совершении преступления.

В Единый реестр досудебных расследований по Черниговскому гарнизону за последнее время было внесено три факта неповиновения. Преступления прошли досудебную проверку. Материалы расследования были переданы в суд и военнослужащие, совершившие преступление, были осуждены. В данном случае командир части отдал приказ военнослужащим убыть в зону АТО, но они отказались выполнить этот приказ без объяснения каких-либо причин.

Еще одним примером неповиновения может служить эпизод, который произошел на границе. Военнослужащему был отдан приказ заступить в наряд по охране Государственной границы, а он отказался это делать, аргументируя тем, что ему мало платят. По данному факту работниками военной прокуратуры Черниговского гарнизона в настоящее время проводится досудебное расследование.

Если говорить языком статистики, то в настоящее время военной прокуратурой проводится досудебное расследование по следующим преступлениям против установленного порядка несения воинской службы, которые относятся по закону к воинскими преступлениям:
– ст. 402 (Неповиновение) – четыре производства;
– ст. 406 (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии отношений подчиненности) – одно производство;
– ст. 407 (Самовольное оставление воинской части) – пять производств;
– ст. 408 (Дезертирство) – два производства.

Наряду с этим, в Черниговском гарнизоне военнослужащими совершаются и другие виды преступлений. Так, например, в настоящее время военной прокуратурой расследуется факт присвоения военного имущества должностными лицами.

– Не так давно в одной из воинских частей, которая дислоцируется в поселке Гончаровское, был выявлен факт хищения топлива. До этого ходили слухи о хищении топлива в этой части. Была проведена проверка, в результате которой установлена недостача 1,5 т топлива. Более детально по этому эпизоду можно будет говорить только после окончания досудебной проверки, – считает Дмитрий Пальчик.

Для справки:

Стаття 408. Дезертирство

1. Дезертирство, тобто самовільне залишення військової частини або місця служби з метою ухилитися від військової служби, а також нез'явлення з тією самою метою на службу у разі призначення, переведення, з відрядження, відпустки або з лікувального закладу –
караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.
2. Дезертирство із зброєю або за попередньою змовою групою осіб –
карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.
3. Діяння, передбачене частинами першою або другою цієї статті, вчинене в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, –
карається позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: дезертирство, прокуратура, Дмитрий Пальчик, АТО, Игорь Грищенко