GOROD.cn.ua

"Творческий вечер Леся Подервянского. Осторожно, не нормативная лексика

ИНТЕРЕСНО
Есть ли смысл как-то особо представлять человека, имя которого и так у всех на слуху? Лесь Подервянский – фигура культовая, легендарная, знаковая. 27 июля он приезжает в Чернигов – и у тех, кто придет в этот вечер в ресторанно-развлекательный комплекс «Градецкий», будет шанс услышать знаменитые эпические пьесы в исполнении автора, а кроме того, задать вопросы ему самому – без посредников. А разминка – блицинтервью – сегодня, на страницах «Семи дней».


– Вы, Александр Сергеевич, – тезка солнца русской поэзии. Видите ли в этом что-то знаковое?

– Нет!

– Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: а чем объясняется успех ваших пьес? Вас это удивляло? Или вы принимали это как данность?

– Они умны, талантливы – и интересны вследствие этого.

– Если верить Интернету, писать вы начали в армии. Армейские будни были настолько богаты сюжетами?

– Советская армия – мир абсурда. Будучи вовлеченным в процесс, я решил, что, попав в дурдом, глупо притворятся умным – стань таким, как все, и получай удовольствие. Следствием этого был творческий подсрачник.

– Каким вы были в молодости?

– Таким же, как сейчас, только суставы более гибкими, а мозги менее.

– Кто для вас – «герой нашего времени»?

– Хлопці з «небесної сотні».

– Какая эпоха, какое время – идеально ваше?

– Для меня не существует какой-то определенной эпохи. Жизнь для меня – это вечное сегодня.

– Периодически от людей, переживающих за украинскую культуру, самобытность, развитие, можно услышать: «украинское должно стать модным». Может ли стать «модной» культура? Литература? Не снижает ли это их ценность – «модность» взамен значимости?

– Это политические вопросы. С точки зрения политики – да, наверное, это правильно. С точки зрения искусства, это не имеет никакого значения. Искусству насрать на такие вещи.

– Готовы ли мы, по вашим ощущениям, войти в семью европейских народов – на самом деле, а не декларативно? Каким вам видится место Украины в Европе? И в мире?

– Очевидно, что мы европейский народ, не вижу повода для дискуссии.

– В чем заключается основная, на ваш взгляд, драма украинской истории?

– Драма украинской истории в том, что вместо нас ее писали другие.

– «Украина делится не на Восток и Запад, а на совок и несовок», – сказали вы. Этот ментальный разрыв так очевиден? В чем он наиболее явно проявлен?

– Это очевидно. Например, в Донецке стоит памятник Ленину – бандиты, заложники, стрельба, Путин и прочая х...я! А во Львове стоит памятник Бандере – цветы, девушки, джазовый фестиваль. Шо не ясно?!

– Человек может не хотеть никакой политики, не хотеть принимать никаких решений – но ситуация все равно вовлекает его, втягивает, и мы внезапно понимаем, что, по классику, несвободны от общества. Лично вас это не тяготит? Не пугает?

– Да нет... Иногда даже возбуждает.

– Вы замечательно смотритесь на известной фотографии в образе Нестора Махно. Вам интересен этот персонаж, его биография, идеи?

– Конечно. Махно – герой. Благодаря таким, как он, – Украина победит!

– Если говорить высокопарно – есть ли у вас некий образец личности, нравственное мерило?

– Таких много: Лао-цзы, Тициан, Миямото Мусаси, etc.

– Есть ли люди, которые вас не любят?

– Думаю, должны быть.

– Вы правда уверены, что «скрізь підараси»? 

– «В смысле переносном»...

– Ваш самый страшный сон?

– Циклический сон, что мне нужно идти в школу, в 10-й класс.

– Тесно ли вы общаетесь с внуком и какие ему даете советы? Какие книги читаете (или советуете прочесть)?

– Да нет, слава богу, не часто я его вижу... Живой мальчик – разносит квартиру в три минуты, я потом найти не могу ничего. Определил его в школу кунг-фу, к своему старому знакомому, он там занимается серьезным делом.

– Что мы услышим на выступлении в Чернигове? К чему готовиться? Детей до 16 приводить?

– Будут «Епічні п'єси у виконанні автора». Детей – на усмотрение родителей.

* * *

А еще он говорит, что…
• Парадокс Украины в том, что ее элита всегда представляет ее худшую часть, хотя должно быть наоборот…
• Подлинное искусство – это несколько слоев. Некоторые видят только то, что лежит на поверхности. Образованный человек воспринимает все намного глубже.
• Украинский юмор был, есть и будет, и его совершенно невозможно втащить в телевизор, ввиду его очевидной «неформатности». Поэтому ящик живет по своим дебильным законам, а живое украинское народное слово – по своим. И они практически никогда не пересекаются.


Досье
Лесь Подервянский, Александр Сергеевич Подервянский, родился 3 ноября 1952 года в Киеве. Украинский художник и писатель-сатирик. Известен своими гротескными сатирическими пьесами, которые расходились в авторском исполнении вначале в магнитофонных записях, позже через компьютерные сети, а затем и издавались на различных носителях. Произведения эти написаны на суржике – «на языке, которым говорят и торговцы на базаре, и народные депутаты» – с обширным использованием ненормативной лексики. Тематика пьес разнообразна: советская действительность («Цікаві досліди», «Утопія», «Дохуя масла»), жизнь интеллигенции и богемы («Піздєц», «Місце встрєчі ізменіть ніззя, блядь!», «Сноби», «Нірвана…»), межнациональные конфликты («Кацапи», «Гамлєт, або Феномен дацького кацапізму»…), абсурд («Рух життя, або Динамо», «Іржик») и пр.

«Герои Подервянского – мизантропы, женоненавистники, гомофобы, атеисты, расисты, в том числе антисемиты, – сообщает «Википедия». – Все они предаются пьянству, сексуальным излишествам и рукоприкладству».

Лесь Подервянский – сын и внук художников. В 1976 году окончил Киевский государственный художественный институт, с 1980 года член Союза художников Украины. Участвует в выставках с 1976-го. Картины Леся Подервянского хранятся в различных художественных музеях в Киеве и за рубежом, а также в частных коллекциях.

Живет и работает в Киеве.


Лесь Подервянский на фестивале им. Нестора Махно в Гуляйполе.

 Ресторанно развлекательный комплекс Gradeckiy, Проспект Мира 68
(063) 628 00 17 (0462) 61 11 13









Вера Едемская, «Семь дней»

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лесь Подервянский, «Градецкий», Вера Едемская, «Семь дней»