Как не стать дезертиром
Пятница, 25 Апреля 2014 11:14 | Просмотров: 7990
Как не стать дезертиром
Те, кто следит за событиями в Украине, хорошо помнят, как месяц назад в стране была объявлена частичная мобилизация и с какими потугами она проходила. Выяснилось, что украинская армия практически не готова к приему пополнения: на складах отсутствовала форменная одежда, не хватало самого элементарного – кроватей, подушек, одеял, матрасов.
Но граждане Украины не остались в стороне от этой проблемы. Кто-то перечислял
5 грн., позвонив или передав
СМС на короткий номер 565. Кто-то доставал из погреба консервацию и другие продукты и нес на позиции или воинские части, которые разворачивались недалеко от населенных пунктов.
Не остались в стороне и предприятия Украины. Только в одном Чернигове, объединив усилия, руководители предприятий помогли армии, поставив военной формы, матрасов, подушек, сигарет и другого имущества на сумму, более 1,5 млн. грн.
Учитывая, что в короткие сроки через военкоматы прошли тысячи мобилизованных, которые сразу были перенаправлены в воинские части, ситуация в подразделениях и частях была довольно не простой. Людям обещали 10-дневные сборы, а, как выяснилось, их мобилизовали на неопределенный срок. На основе отсутствия четкого выполнения команд и задач по материально-техническому обеспечению войск возникали сотни конфликтных ситуаций, в которых просматривалась явная недоработка «отцов-командиров»…
Прошу разобраться в возникшей проблеме
8-го апреля мы встретились с одним из жителей Черниговской области (назовем его Владимир Петренко), который проходил службу в в/ч А1815. На момент нашей встречи Владимир уже несколько дней, как покинул воинскую часть. По мнению парня, он, и несколько его сослуживцев ушли из части на вполне законных основаниях. Командование сказало всем, кто не хочет продолжать службу, сдать полученное имущество и при желании убыть домой.
Но дома оказалось, что не все так просто. В военкомате по месту жительства Владимиру заявили, что он покинул часть не законно и его действия подпадают под действие ст. 408 УК Украины (Дезертирство). По этой статье предусмотрена довольно серьезная ответственность, так что Владимиру, как говорится, было не до шуток.
«Ст. 408 УК Украины. Дезертирство, то есть самовольное оставление воинской части или места службы с целью уклониться от военной службы, а также неявка с той же целью на службу при назначении, переводе, из командировки, из отпуска или из лечебного учреждения, – наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Дезертирство с оружием или по предварительному сговору группой лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй настоящей статьи, совершенное в условиях военного положения или в боевой обстановке, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет».
Владимир утверждал, что с первых дней призыва и до последнего дня пребывания в части его права нарушались всевозможным образом. Отсутствие медосмотра мобилизованных привело к тому, что вместе с ним в подразделении оказались люди с серьезными заболеваниями и даже с туберкулезом. Не менее тяжелыми были будни мобилизованных. По утверждению Владимира Петренко ни военной формы, ни имущества не хватало. Военнослужащих плохо кормили, хотя на складах продовольствие было в наличии.
Жалобы на нарушения, которые происходили в воинской части, Владимир Петренко изложил на четырех страницах. До этого он обращался в прокуратуру области, но не был уверен, что проверки будут реально проводиться, и поэтому хотел придать гласности проблемам военнослужащих.
Военная прокуратура начала проверку
Информацию, изложенную военнослужащим Владимиром Петренко мы передали в Черниговскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в военной сфере. Через день нам сообщили, что прокуратура по надзору за соблюдением законов в военной сфере и военная служба правопорядка начали проверку по сути жалобы…
24 апреля мы встретились с заместителем черниговского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере Алексеем Литвиненко и попросили прокомментировать ход проверки.
Это были не учебные сборы
Алексей Литвиненко напомнил, что 17.03.2014 в Украине была объявлена частичная мобилизация, которая была утверждена соответствующим законом. В военкоматы поступили приказы о доукомплектовании воинский частей до штата военного времени на особый период.
– Это были не учебные сборы, подчеркиваю. На учебные сборы, из всех нескольких тысяч, призванных в в/ч 1815, было призвано только четыре человека. Остальные были призваны по мобилизации, – утверждает заместитель черниговского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере.
В то же время на повестках, которые вручались жителям области, не указывалось, призывают их на сборы или по мобилизации. После вручения повестки люди должны были прибыть в указанное место сбора.
Выявили 20 военнослужащих с туберкулезом!
В отношении того, что в армию были призваны военнослужащие, которые по состоянию здоровья не могут проходить службу, то здесь, по мнению
Алексея Литвиненко, во многом вина самих военнообязанных. Согласно законодательству Украины все граждане ежегодно должны проходить медицинский осмотр с прохождением флюорографии. Если у военнообязанного выявляют заболевание, при котором он не может проходить службу, то он обязан в течение семи дней проинформировать об этом военкомат, на учете в котором состоит. Но, как правило, этого никто не делает...
Военкомат направляет этих людей на военно-врачебную комиссию, которая собирается при военном госпитале в Чернигове. И только комиссия определяет годность военнослужащего к прохождению воинской службы. Поэтому по данным учета военкомата все, кто был призван – здоровы и годны к несению службы.
– Когда объявляется мобилизация, военкомат, который призывает несколько тысяч человек, просто физически не в состоянии, за отведенные для призыва 2-3 дня, обследовать призванных и определить, пригодны они к несению службы или нет. Это физически не реально. Вся эта работа должна проводиться в мирное время, – комментирует ситуацию Алексей Литвиненко. –
На пункте предварительного сбора военнообязанных присутствовал врач, который проводил опрос военнослужащих. Те, кто явно был болен, были «отсеяны» при осмотре и опросе. Все, кто попал в в/ч А1815 были опрошены на пункте приема и ни у кого претензий не было. Явно непригодные к несению службы в команды включены не были.
В результате проверки, проведенной прокуратурой, был подтвержден факт призыва на воинскую службу граждан с серьезными хроническими заболеваниями. С таким заболеванием, как туберкулез из районов области было призвано до 20 человек! Алексей Литвиненко считает, что граждане, которым пришли повестки, просто скрыли свое заболевание на стадии призыва. В этом случае сыграло свою роль и то, что по месту жительства люди часто не имели даже работы. А служба в армии давала им регулярное питание и не плохой заработок, особенно если людей призывали на офицерские должности.
Ситуация в частях была сложной
Мобилизованные не получили полной информации о том, на какой срок они призваны ни в военкомате, ни в частях. Но по закону они должны были проходить службу столько времени, сколько того требуют обстоятельства. И здесь перед законом равны все: и те, у кого непогашенный кредит, и те, у кого дома «плачут дети», и те, кто не имеет ни дома, ни кредита, ни детей. Большая часть людей была уверена, что их призвали на 10 дней. Но когда прошел этот срок и все поняли, что служить придется дольше, часть военнослужащих начала искать способы как покинуть воинские части.
– В воинских частях были даже бунты. И командиры начали отпускать людей, потому что не могли ничего сделать. Когда толпа не управляемая – решить что-либо трудно. В результате опроса военнослужащих были установлены случаи, когда мобилизованные даже били кадровых офицеров. Уголовные производства по этим случаям не открыты только пот ой причине, что ни кто из офицеров факты применения к ним силы не подтвердил, а те военнослужащие, которые об этом сообщали, от подписания каких-либо документальных свидетельств отказались, – рассказывает заместитель прокурора.
Алексей Литвиненко считает, что все кто ушел – дезертиры. Ни каких документов им никто не подписывал, поскольку это – противозаконно. Если бы командир подписал такие документы, он бы, как минимум, превысил свои полномочия.
– То, что военнослужащим в военном билете не поставили отметку о зачислении в воинскую часть – это вопрос к начальнику строевой части. Кода день и ночь проходил прием нескольких тысяч военнослужащих, написание приказов, зачисление их на довольствие, люди просто могли не успеть «проштамповать» военные билеты. Есть приказ по строевой части о включении всех мобилизованных в списки личного состава и постановке их на котловое довольствие. То, что нет отметки в военном билете – нарушение. И дисциплинарную ответственность за это должностные лица воинской части понесут. Но для военнослужащего не имеет значения, поставили ему отметку или нет. Он включен в списки части и обязан проходить воинскую службу, – убежден заместитель черниговского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере Алексей Литвиненко.
Недостаточное питание проверка не подтвердила
Проверка подтвердила то, что на начальном этапе мобилизации были определенные проблемы и с выдачей военной формы, и с кроватями, и с постельными принадлежностями. А вот на счет недостаточного питания информация не нашла подтверждения.
– Из более 100 опрошенных военнослужащих ни кто не заявил жалоб на плохое питание. В течение последних лет военнослужащих кормят гражданские фирмы. Поэтому им выгодно увеличение количества личного состава части. Это их заработок, их деньги. Они регулярно подписывают акты выполненных работ и на основании этих актов им оплачиваются деньги за каждого военнослужащего. Фирма накрывает столы на всех военнослужащих согласно приказу по строевой части. Другое дело, то, что их не интересует, едят или не едят приготовленную пищу солдаты. В результате проверки столовой было установлено, что количество отходов увеличилось втрое, – констатирует заместитель прокурора.
Проверка показала, что по вопросам питания в части вопросов вообще нет. Кроме того, еще и население области «завалило» часть продуктами. Правда, командование официально запретило использовать эти продукты при приготовлении пищи, поскольку продукты не имеют необходимых документов.
– На все продукты должны быть товаросопроводительные документы, сертификаты качества и т.п. В часть приезжали с проверкой вопросов питания, размещения военнослужащих и санитарных условий в частях специалисты 10-го санитарно-эпидемиологического отряда Министерства обороны. Они сделали официальное предписание, которым запретили к употреблению продукты, полученные из неизвестных источников, – рассказывает Алексей Литвиненко.
– Официально, при приготовлении пищи в столовых, продукты, полученные от населения, ни кто не ест. А неофициально – они общедоступны для военнослужащих и все, кто хочет, могут употреблять их в пищу.
120 военнослужащих вернулись в часть
Проверка в воинских частях продолжается, но уже сегодня ее результаты свидетельствуют о том, что, не смотря на все недоработки и нарушения, военнослужащие, мобилизованные для прохождения службы в особый период, не имели права оставлять части.
– Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за оставление части. Статья 407 УК Украины предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы, а статья 408 – за дезертирство. Разница между этими статьями в том, что по ст.407 ответственность наступает за оставление части на срок продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца. То есть военнослужащий в конечном итоге возвращается в часть. В то же время дезертирство –это самовольное оставление воинской части или места службы с целью уклониться от военной службы. За самовольное оставление части уголовная ответственность существенно меньше, чем за дезертирство, – объясняет Алексей Литвиненко.
По результатам проверки установлено, что за последний месяц в/ч 1815 незаконно покинуло более 170 человек! С этими людьми была проведена определенная работа и военной прокуратурой, и военной службой правопорядка, и на местах – военкоматами и районными отделами милиции. Поэтому на сегодняшний день в часть возвратилось более 120 военнослужащих.
– Практически всех, кто покинул воинскую часть – разыскали, провели с ними беседы, отобрали объяснения причин, по которым они покинули воинскую часть. Выяснили их точку зрения, узнали, почему они ушли, кто их отпускал и т.д. Большинство военнослужащих «стали на путь истинный» и вернулись в часть. Проведенная проверка подтверждает, что всем была доведена ответственность, которая наступает по ст. 407-408 УК Украины. Было опрошено большое количество военнослужащих различных подразделений части, которые подтвердили факт доведения норм уголовного кодекса до всех военнослужащих на общем собрании части. Поэтому, все военнослужащие, которые считают, что их «отпустили» должны помнить, что основание для того, чтобы оставить часть может быть одно – приказ командира в/ч А8115 об исключении их из списков части и снятия со всех видов довольствия. Получили они копию этого приказа, печать в военный билет, и только тогда они свободны, – разъясняет Алексей Литвиненко.
У тех, кто продолжает совершать преступление, время на принятие решения заканчивается
У 50-ти человек, которые до настоящего времени в часть не вернулись – совершение преступления продолжается. После завершения проверки данные о преступлении будут внесены в Единый реестр досудебных расследований. И тогда может последовать реальное наказание за совершенное преступление. По заявлению заместителя прокурора, все материалы проверки будут переданы в органы внутренних дел, поскольку данный вид уголовных преступлений их подследственность. Дальше решение будет принимать суд…
– Если в результате проверки будет установлено, что военнослужащие покинули часть по разрешению командиров, ответственность за оставление части будут нести те должностные лица в/ч А1815, которые давали такое незаконное разрешение, – считает заместитель военного прокурора. –
Те, кто призван по мобилизации, должны помнить, что они – обычные военнослужащие украинской армии, на которых распространяются все законы. Они призваны законным образом, зачислены в штат, назначены на должности, получают денежное довольствие, их кормят, одевают. Поэтому и ответственность будут нести, как военнослужащие.
По словам заместителя черниговского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере Алексеем Литвиненко, описанная ситуация на начальном этапе мобилизации была характерна и для других частей в Черниговской области. Аналогичная ситуация наблюдалась и по всей Украине. В настоящее время прокуратурой Центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере проводятся проверки, на основании которых будут приняты соответствующие решения.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.