Жители Чернигова уверены, что рынок наружной рекламы довольно прибыльный. Ведь не зря же рекламные щиты на улицах города растут, как грибы после дождя. Рекламоносители появляются в самых неожиданных местах, там, где их в принципе быть не должно. Тем не менее, разрешения на их установку каким-то не всем понятным образом выдавались. И это вызывало протесты со стороны жителей города. В то же время те, кто непосредственно занимается рекламой, считают, что в городском совете предпринимателей «щемят» так, что хоть продавай свой бизнес...
По мнению операторов рынка наружной рекламы Чернигова, в городе сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, есть определенный профицит предложения, но он не больше, чем в других областных центрах. Правда, когда начнется активная фаза любой избирательной кампании: хоть президентской, хоть парламентской, хоть местных советов – проявляется существенный рекламный дефицит.
Такой период, как правило, длиться около полугода. И если перефразировать народную мудрость, то получается, что «предвыборный день – год кормит»! Участники рынка говорят, что во время предвыборных кампаний, из-за того что все забронировано под политические сюжеты, приходится отказывать даже «долгосрочным» коммерческим клиентам. Как раз с таким «политическим спросом» и связывают появление в 2012-м году в Чернигове более полусотни новых конструкций.
На сегодняшний день в Чернигове введен мораторий на выдачу новых разрешений на установку наружной рекламы. Тем не менее, его введение связывают не с избытком наружной рекламы, а с приходом нового заместителя городского головы – Виктора Бережного.
– Мораторий, скорее всего, связан с тем, что у нас сменился заместитель городского головы, и на него «скинули» эту тему, так как она никому в данный момент (в период между выборами – авт.) не интересна. Ввиду того что Виктор Бережной ранее в вопросы «наружки» не вникал, а занимался землей и проектированием строительства – считаю вполне логичным этот его шаг о введении моратория, так как в случае каких-либо проблем, «шишки» теперь будут сыпаться на него, – комментирует ситуацию один из операторов рынка наружной рекламы.
Рост носителей операторы рынка связывают в первую очередь с желанием заработать, которое присутствует у КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова», которое принимает непосредственное участие в подготовке проектов решений исполкома о выдаче разрешений.
– Если бы мораторий ввели в 2011-м году, с одной стороны сейчас не было бы такого количества конструкций, но с другой стороны и не было бы значительно выросших суммарных поступлений у КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова», которым управляет Артем Стах, – уверены операторы рынка наружной рекламы.
Для справки: согласно Порядку размещения внешней рекламы на территории города Чернигова (решение исполнительного комитета Черниговского городского совета 20 октября 2008 № 279), КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» является рабочим органом, уполномоченным выполнять функции по установке приоритетов в размещении наружной рекламы, принимать и регистрировать заявки и готовить проекты решения исполнительного комитета Черниговского городского совета о предоставлении разрешения на размещение внешней рекламы, о продлении срока действия разрешений или об отказе в его предоставлении.
То ли из соображений устойчивости к конкуренции, то ли действительно переживая за внешний облик Чернигова, предприниматели уверяют, что мораторий надо продлевать не до мая 2014 года, а, как минимум, до середины 2015-го, иначе город будет иметь еще больший прирост парка конструкций в количественном отношении. Одним из вариантов исправления ситуации, которая сложилась в нашем городе, они называют ограничение по форматам: например, разрешить установку новых наземных установок площадью только до 8-ми квадратных метров...
Что же касается «прозрачности» регулирования рекламного бизнеса, то тут предприниматели единодушны – прозрачности в этом вопросе нет. Влияя на операторов рынка, власти отстаивают свои интересы. И не только финансовые. Во время последних выборов у операторов не было никаких вариантов размещать сюжеты оппозиционных политических сил. Такая ситуация в корне отличалась от того, что было в предыдущие годы. Предприниматели вспоминают, что «при Ющенко, например, размещали всех подряд – кого хотели, и даже «Свободу»…
– Власти у нас такие, что они за наши же деньги, которые мы платим в виде налогов (и совсем немало, кстати), ведут свою игру против нас, участников рынка, чтобы каким-то образом «намутить» себе лично чего-нибудь, – высказывают свое мнение руководители черниговских компаний. – Даже разговоры об избыточности количества рекламоносителей, которые периодически возникают в СМИ – в период продления разрешений – это метод давления на нас со стороны городской власти.
По мнению участников рынка, с продлением разрешений постоянно возникают проблемы. Операторы утверждают, что согласно Постановлению КМУ от 29 декабря 2003 г. N 2067
«Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы», разрешения должны выдаваться на 5 лет. В Чернигове же, согласно решению ИК ЧМР от 20 октября 2008г. №279 «О Порядке размещения наружной рекламы на территории города Чернигова», разрешения выдают всего на год. Хотя во власти уверены, что именно «таким образом можно влиять на предпринимателей, которые не поддерживают рекламные носители в должном состоянии». Предприниматели уверяют, что это еще один из способов давления на их бизнес.
На счет состояния рекламных носителей сказать не можем, а вот то, что «влиять на предпринимателей» – мы с этим вполне согласны. Причем, как говорят, при вынесении решения об отказе на продление разрешения, никто не объясняет причин самого отказа.
В настоящее время в городе разрабатывается новое положение по наружной рекламе. Станет ли оно лучше и эффективнее действующего, сказать сложно.
– Я, как владелец крупнейшего в городе парка рекламоносителей не верю, что буду иметь хоть какое-то отношение к созданию этих новых правил, – уверен один из наших собеседников.
В то же время новый заместитель городского головы Виктор Бережной заявляет, что к маю 2014 года планируется утвердить окончательный вариант Положения о рекламе. В этом документе будут прописаны требования, единые для всех операторов рынка. Но сможет ли один человек навести порядок в вопросе, который многие «прозрачным» не считают?
– Виктор Бережной, человек очень толковый и глубоко порядочный. Но он всего лишь один из девяти или 11-ти членов исполкома. И, в любом случае, на исполкоме все решает городской голова Александр Соколов. На заседаниях исполкома никогда и ни кто из замов не выступает против него… – делятся опытом продления разрешений предприниматели.
Как бы там ни было, но комментируя ситуацию, Виктор Бережной утверждает, что избытка наружной рекламы в Чернигове не наблюдается. Заместитель городского головы выказывает уверенность в том, что сможет сделать рынок наружной рекламы Чернигова прозрачным и понятным для всех. Сегодня он готов рассматривать предложения по наружной рекламе от всех жителей нашего города.
– После принятия нового Положения правила для всех операторов рынка будут одинаковые. Конечно, никто искать места под наружную рекламу и предлагать их предпринимателям не будет. Но если человек приходит с заявкой на размещение рекламоносителя, и нет никаких ограничений с технической точки зрения или визуального восприятия в городе, мы будем давать разрешение на его размещение. Если же какое-то условие не будет соответствовать требованиям, мы будем рекомендовать подыскивать другое место, – заявляет Виктор Бережной.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.