Когда выдается возможность не спеша погулять по нашему городу, я всегда с любопытством разглядываю витрины кафе, магазинов, офисов. И не только ради получения информации. Согласитесь, то, как они оформлены, что именно предлагают, чем заманивают клиентов, тоже в некоторой мене формирует представление о Чернигове и его жителях. Иногда привлекательно оформленная витрина даже может улучшить настроение (как это было у главной героини фильма «Завтрак у Тиффани»).
В советские времена магазинов промышленных товаров в Чернигове было не так уж и много, и самыми интересными для меня витринами были тогда окна бывшего торгового центра «Дружба» (нынешнего «Мегацентра»). Видимо, там работал специалист, который частенько «переодевал» манекены, причудливо драпировал ткани, время от времени выставлял какие-то столики с вазами, бусами, веерами. В общем, разглядывать эти витрины было нескучно.
Чем же черниговские витрины привлекают наше внимание сегодня? Когда я задумала специально об этом написать, прошла по Аллее Героев от «Мегацентра» в сторону Красной площади и активно разглядывала все по сторонам. И, откровенно говоря, фотографировать особо было нечего. Все окна и вывески были довольно банальные. Витрин как таковых - с выставкой товаров, пожалуй, и не было. В основном окна заклеены оракалом с рекламой или заставлены полиграфией - плакатами, баннерами.
От остальных отличаются в основном магазины, торгующие товарами для детей. Вот там на витринах можно увидеть хоть какие-то стилизованные паровозики, самолетики, фигурки детей и животных. Но чего-то такого, ради чего можно было бы задержаться – работающего, механического, оригинального, завлекающего потенциальных покупателей, тоже не было.
По сравнению с другими симпатично выглядят магазины, торгующие тканями, шторами, предлагающие товары для рукоделия. Там в витринах можно увидеть старинную швейную машинку или одеяло из лоскутов, причудливую драпировку штор, необыкновенное дерево ручной работы или какие-то странные подвесные шары, необычной формы вазы.
Более интересно оформлены витрины небольших уютных кафе, в основном в центральной части города. Не буду перечислять названия, возможно, вы догадаетесь или при случае сами обратите внимание. Так, в одном из них можно увидеть уютный столик с кружевной скатертью, какие-то полки со старыми книгами, журналами, фарфоровыми статуэтками. А если зайти вовнутрь, там будут и старинные проигрыватели, патефоны, и лампы с абажурами, и какие-то чемоданы чуть ли не из позапрошлого века. Откровенно говоря, в такое кафе почему-то хочется заглянуть.
А наиболее креативными в нашем городе являются витрины свадебных салонов. Любопытно, почему так? Наверное, конкуренция в этой сфере такая серьезная, что их хозяева готовы буквально бороться за каждого клиента. В витринах свадебных платьев и аксессуаров увидим манекены в роскошных нарядах, арки из цветов для выездных церемоний. Но чаще всего люди обращают внимание на «девушку» в фате и белом платье, которая в любую погоду, даже в морозы, сидит на перилах магазина свадебной моды недалеко от Дворца бракосочетаний. Это, конечно, манекен, но очень похожий на живого человека.
Совсем недавно, проезжая мимо офиса агентства, которое занимается организацией различных мероприятий, в том числе свадеб, я заметила в окошке слово Love, сложенное из большущих объемных букв белого цвета. Может, ничего такого сверх выдающегося в этом оформлении и нет, но идея мне понравилась, а витрина - запомнилась.
Любопытно, а обращают ли внимание на витрины другие жители Чернигова? И что они думают по этому поводу? Насколько действительно важно, как оформлены окна в магазине или кафе? Влияет ли это на посещаемость, узнаваемость заведения? И, в конце концов, нужны ли для этого дела специалисты? Или, как обычно, будем делать все сами, своими силами?
А что вы думаете по этому поводу?
Дмитрий Койдан, художник:
- Конечно, на витрины я обращаю внимание, и очень часто огорчаюсь увиденному. К огромному сожалению, у нас в городе в этом вопросе зачастую идут по пути наименьшего сопротивления. А ведь, по сути, дизайн витрин - это целое искусство! Безусловно, специфика того или иного заведения диктует стиль оформления витрины. Могу даже так сказать: витрина - это «лицо» заведения, поважнее вывески и швейцара у входа. Я уверен на 100%, что в каждом деле важен именно профессиональный подход, а уж в этом - так и подавно!
В противном случае мы получаем заклеенные оракалом витрины магазинов, захламленные окна кафе, или просто грязные занавески в пустых оконных проемах. И часто именно это мы видим в нашем городе.
Ирина Должикова, директор ивент-агенства «DIA»:
- Не всегда обращаю внимание, так как езжу за рулем. Дорога и безопасность окружающих – важнее всего. Но, безусловно, оформление витрины должно быть на уровне. Витрина – «лицо» любого заведения. Да, в этом вопросе, наверное, можно обойтись и без специалистов, но при этом важно понимать, есть ли у вас чувство вкуса. В нашей фирме есть дизайнер и флорист Татьяна, которая занимается данным вопросом. Мы вместе принимаем решение, как лучше украсить витрину. Пытаемся идти в ногу со временем, используем новые креативные решения.
Другой момент: может, я бы и изменила «лицо» своего офиса, но помещение мы арендуем. Тем не менее, и так уже сделано немало: мы выровняли стены, оштукатурили, переклеивали обои, поменяли окна, поставили ролеты и т.д. Делаем все возможное для комфорта своих клиентов и сотрудников. Осталось «дело за малым» - капитальный ремонт фасада. Это важно, но уж очень затратно!
Татьяна Назаренко, бизнес-тренер:
- У Джека Траута есть книга «Дифференцируйся или умирай!» о том, как важно компании создавать привлекательные отличия в сознании клиентов. Каждый владелец бизнеса хочет, чтобы его клиенты создавали ему бесплатную рекламу. Сарафанное радио - один из самых эффективных инструментов современного маркетинга. Красивая и оригинальная витрина всегда радует покупателя. Появляется эмоциональный порыв зайти в такой магазин.
Люди будут рассказывать об оригинальном дизайне вашего магазина или офиса, и тем самым делать вам бесплатную рекламу. Вы можете придумать идею дизайна самостоятельно, но реализовывает ее всегда лучше со специалистом.
Юрий Ткач, заместитель начальника городского управления культуры:
- Оформленням вітрин повинні займатись спеціалісти: і не лише дизайнери, а й психологи, лінгвісти, тому що часто бачимо навіть орфографічні помилки у написах. Вважаю, обов'язковим має бути дотримання вимог щодо української мови. Втім,можливе дублювання англійською та російською мовами. На мій погляд, вітрини повинні віддзеркалювати дух закладу, і в той же час гармонійно поєднуватися з оточенням: і з сусідніми закладами, і, що більш важливо, відображати дух міста Чернігова як туристичного центру, якщо вже ми взяли такий курс. Естетичне оформлення також важливе, це виховання естетичного смаку у жителів у тому числі й такими засобами, як дизайн вітрин. Ще додам - не дуже гарно виглядають наліплені на вітрину папірці з інформацією, а от дошки для нанесення інформації крейдою чи маркерами значно естетичніші.
Что можно выставлять в витринах?
Итак, среди опрошенных мною людей не оказалось ни одного, кто бы признался, что до оформления витрин на улицах города ему нет никакого дела, что это не нужно и вообще не важно. Но если это так необходимо для развития бизнеса, для привлечения клиентов, насколько далеко можно продвинуться в своей креативности и погоне за узнаваемостью, популярностью? Если я, допустим, захочу открыть магазин нижнего белья и выставлю на витрине репродукцию какой-нибудь скандальной картины с обнаженной натурой. Или «поселю» живого человека. Кто мне запретит?
В поисках ответа я направилась в управление потребительского рынка и предпринимательства Черниговского городского совета. Однако его начальник Виталий Сидоренко немного озадачил ответом на мой вопрос, кто же в нашем городе контролирует информационное содержание и эстетическое оформление витрин. «Насколько я знаю, наши предприниматели как хотят, так свои витрины и оформляют. Контроль за внешней рекламой, вывесками, фасадами домов – в компетенции городского управления архитектуры, - рассказал Виталий Витальевич. - Откровенно говоря, мне тоже многое не нравится в оформлении витрин в Чернигове. Но согласование с нашим управлением предпринимателям не нужно. Мы можем только проверить качество продукции, насколько заведение соответствует нормам, и то, предупредив заранее – за 10 дней».
А еще Виталий Сидоренко рассказал, что конкурс на лучшее оформление витрин в Чернигове традиционно проводится к новогодним праздникам. В остальное время ничего такого нет, а жаль!
По словам начальника управления архитектуры и градостроительства Черниговского городского совета Сергея Калюжного, согласовывать «содержание» своих витрин с его управлением предприниматели не обязаны. Нет такой законодательной базы, которая бы требовала это делать. Зато в согласовании с управлением архитектуры нуждаются отделка фасадов, наружная реклама, которая вывешивается на эти фасады, а также вывески кафе-магазинов-фирм. Однако на деле свои эскизы приносят на подпись лишь единицы предпринимателей. Может, поэтому в названиях так много ошибок? Впрочем, это тема для отдельного разговора.
В общем, «картина маслом» - черниговские предприниматели по большому счету оформляют витрины так, как им заблагорассудится – на свой вкус, на свой страх и риск. И в результате они часто выглядят серо и безвкусно. А ведь в наш город уже почти пришла весна! И лично мне очень хочется, чтобы вместе с цветами на клумбах и почками на деревьях расцвели и витрины наших магазинов, чтобы каждая улочка Чернигова имела неповторимый шарм.
Виктория Кудина
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: городские витрины, Виктория Кудина