Был ли Чернигов центром самостоятельной церковной митрополии?
Пятница, 14 Декабря 2012 13:41 | Просмотров: 6676
Митрополит Антоний
Спустя некоторое время после крещения черниговцев в водах Святого озера была образована обширнейшая Черниговская епархия – наибольшая на Руси. Власть Черниговских епископов стала распостраняться на огромные территории, превышавшие размеры многих европейских государств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в моменты наибольшего политического и духовного расцвета Чернигова не раз ставился вопрос и о создании самостоятельной и независимой от Киева Черниговской митрополии.
Чернигов – «город мавров»?
Во времена Киевской Руси все государство было объединено в единую церковную митрополию, во главе которой стоял Киевский митрополит. Под его началом находились епископы, в ведении которых пребывали епархии, соответствующие территориям крупных княжеств. Таким образом, власть черниговского епископа распостранялась только на территорию Черниговского княжества. Сам же Киевский митрополит подчинялся в церковном отношении только Константинопольскому патриарху.
Первым нарушил существующее положение вещей сын Ярослава Мудрого,
основатель черниговской княжеской династии Святослав Ярославич. Став по завещанию отца в 1054 г. черниговским князем, он сперва решает превратить Чернигов в духовный центр Руси, ни в чем не уступающий стольному Киеву. Чтобы это стало возможным, в городе должны были появиться свои святыни – величественные храмы, монашеские обители, почитаемые чудотворные иконы, знаменитые на всю Русь христианские подвижники. И все это действительно стало реальностью в Чернигове именно в период княжения князя Святослава. Сначала он закончил начатое еще в 30-х гг. ХІ столетия при Мстиславе Великом строительство главного храма Черниговской епархии –
Спасо-Преображенского собора, самого большого на Руси после храма св. Софии в Киеве. Затем, в 1060 г. на месте явления иконы Богородицы на дереве ели Святославом Ярославичем был основан и первый черниговский монастырь –
Елецкий Успенский. Наконец, в 1069 г. по приглашению черниговского князя в город прибывает знаменитый инок, «отец русского монашества», основатель Киево-Печерской обители преподобный
Антоний Печерский. «Возлюбив» Болдины горы, Антоний в одном из ее склонов вырыл себе пещерку, положив начало пещерному монастырю и в Чернигове. Только теперь, судя по всему, пришло время Святославу Ярославичу поднять статус черниговского епископа и добиться для него титула митрополита.
Святослав Ярославич
Спасо-Преображенский собор
Елецкий монастырь
Так, в "Сказании о чудесах св. Бориса и Глеба", в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгороде, которое имело место в 1072 г., среди участников этого церковного праздника назван и митрополит черниговский Неофит: "И совокупивъшеся вся братия Изяслав, Святослав и Всеволод, митрополит Георгий кыевьскый, и другый Неофит черниговьский, и епископ Петр переяславьский..., и по сих митрополита и епискупи... с ракою идяху". Как считает историк церкви В.Шапов, в этом рассказе говорится о "другом" (то есть втором) митрополите, наряду с киевским, а также употребляется форма двойственного числа "митрополита", что свидетельствует о том, что черниговский иерарх носил в это время высший на Руси церковный титул.
А в одном из константинопольских патриарших перечней митрополичьих кафедр после упоминания Киевской митрополии чуть позже вставлена митрополия "Маврокастрона, то есть Новой Руси". Слово «Маврокастрон» переводится с греческого как «Черный город», и, как считают исследователи, это не что иное, как Чернигов на относительно «новой», левобережной стороне Днепра. Образована была эта митрополия приблизительно в 60-х гг. ХІ в., т.е как раз в период черниговского княжения Святослава Ярославича.
Однако просуществовала она недолго. Вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г., его смерть в 1076 г. и потеря черниговского княжеского стола Святославичами привели к упразднению Черниговской митрополии. Сменивший Неофита епископ Иоанн в летописных сообщениях 1088-1091 гг. уже не носит митрополичьего титула.
Проект «Лавра-2»
Следующий шанс стать центром митрополии Чернигову представился только спустя 6 столетий. Он стал возможен только благодаря кипучей плодотворной деятельности
черниговского архиепископа Лазаря Барановича.
Лазарь Баранович
Возглавив Черниговскую епархию в 1657 г. после десятилетий засилья здесь поляков-католиков, он руководил ею до самой смерти в 1693 г. За это время преосвященным Лазарем были подняты из руин и возобновлены десятки храмов и монастырей епархии, построены новые церкви и обители. Только в самом Чернигове при участии Л.Барановича ремонтируются черниговские Спасский и Борисоглебский соборы, Елецкий монастырь, строятся
новые здания Троицкого Ильинского монастыря - трапезная с Введенской церковью, келии, начато сооружение Троицкого собора. В Новгороде-Северском владыкой были основаны греко-латинская школа и типография, впоследствии переведенные в Чернигов. Будучи сам выдающимся писателем, Л.Баранович организовывает в Чернигове кружок писателей и поэтов, проповедников и мыслителей, произведения которых печатались в черниговской типографии. В него входили такие светочи православия как Иоанникий Галятовский, Данило Туптало (Димитрий Ростовский), Лаврентий Крщонович, позже Иоанн Максимович. Значительная часть напечатанных в Украине в XVII-XVIII вв. поэтических произведений вышла в свет именно в Чернигове. Таким образом, Л.Барановичу удалось за относительно короткое время возродить былую славу Чернигова, как культурного и духовного центра Украины.
Троицкий собор
Авторитет Л.Барановича был непререкаем и за пределами Черниговской епархии. Трижды его назначали местоблюстителем Киевской митрополии (и.о. митрополита). В этой должности он пребывал с перерывами почти 20 лет. А в 1663 г. высшее киевское духовенство предложило Л.Барановичу занять освободившуюся вакансию Киевского митрополита. Но он ответил отказом, сославшись на плохое здоровье и «убогость» митрополии. В качестве компенсации на московском соборе 1667 г. тремя патриархами – Александрийским, Антиохийским и Московским черниговский епископ был возведен в сан архиепископа с правом проводить службу в саккосе (это право имели только митрополиты и патриархи) и называться первым среди всех российских архиепископов.
И все же, поскольку Л.Баранович был единственным иерархом, наделенным реальной церковной властью над православными Гетманщины, он вполне еще мог стать митрополитом, но только уже… Черниговским! В этом же 1667 г. между Россией и Польшей было заключено Андрусовское перемирие, согласно которому вся Правобережная Украина вместе с Киевом должна была отойти к Польше. Вот тогда-то у фактического хозяина Киевской митрополии и возникла идея перенести центр украинского православия из Киева в Чернигов! И хотя в итоге Россия так и не отдала Киев полякам, он долгое время продолжал оставаться пограничным городом, с перспективой частых польских набегов, и, как следствие, довольно опасным с точки зрения пребывания в нем духовных властей. Поэтому воплощать идею сделать Чернигов центром митрополии Л.Баранович начал с обустройства будущей митрополичьей резиденции.
Могила Митрополита Антония возле Троицкого собора
Как считает В.Руденок, выбор владыки пал на загородный
Ильинский монастырь. Основанный «отцом русского монашества» преподобным Антонием Печерским, он мог выступить в роли «наследника» духовных традиций Киево-Печерской Лавры. К тому же, за несколько лет до этого, в 1662 г. прославилась чудесами Ильинская икона Божьей Матери, что подняло духовный авторитет Ильинской обители на недосягаемую для других монастырей Чернигова высоту.
Антониевы пещеры и Ильинская церковь
Но, несмотря на ореол святости, существующая к тому времени скромная пещерная обитель с небольшой Ильинской церковью вряд ли годилась для резиденции будущего митрополита. Поэтому для этих целей на соседнем склоне Болдиной горы по замышлению Л.Барановича возводится верхняя часть монастыря во главе с величественным Троицким собором – главным храмом будущей митрополии и самым большим сооружением всего днепровского Левобережья. В этом же склоне Болдиной горы тогда же, вероятно, были вырыты и так называемые
«Новоантониевы» пещеры. Как предположил В.Руденок в одном их своих иньервью, в погребальных нишах этих пещер планировалось разместить нетленные мощи печерских старцев, эвакуированные из подземелий Киево-Печерского монастыря. В итоге обновленный Троицкий Ильинский монастырь к концу ХVII в. как две капли воды стал похож на Киево-Печерскую обитель, поскольку состоял из верхней части во главе с Троицким собором и двух пещерных комплексов – Антониевых и Новоантониевых пещер (в Киеве ему соответствовали «Верхняя Лавра» с Успенским собором, Дальние и Ближние пещеры).
Новоантониевы пещеры
Келья Св.Антония
Именно в
Троицкий Ильинский монастырь Л.Баранович переводит из Новгорода-Северского свою типографию. Там же, по мнению В.Руденка, преосвященный Лазарь планировал открыть и учебное заведение высшего типа по образцу Киево-Могилянской Академии – Коллегиум.
Однако Киев так и не захотел отказаться от своих столичных митрополичих полномочий в пользу Чернигова. В 1685 г. киевским митрополитом был выбран Гедеон Четвертинский. Он не признавал за Л.Барановичем сана архиепископа, видя в нем своего конкурента. Не желая подчиняться новому неавторитетному митрополиту, Л.Баранович в 1688 г. перешел под юрисдикцию непосредственно Московского патриарха, что, собственно, и сделало черниговскую церковь независимой от Киева.
В итоге Чернигову так и не суждено было стать центром Украинской православной митрополии, а Троицкому собору - главным храмом страны. Зато он впоследствии стал кафедральным собором Чернигова, а его территория – резиденцией черниговских епископов.
Последний митрополит
В 1992 г. в Чернигове торжественно отмечали 1000-летие Черниговской епархии. В этом же году архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) был возведён в сан митрополита. В связи с этим возникает вопрос – этот высокий титул был пожалован владыке просто «к дате», в ознаменование круглого и крупного юбилея епархии (как это часто у нас практикуется), или он действительно заслужил гордо именоваться «митрополитом Черниговским и Нежинским»? Ответ однозначен – истинен второй вариант.
Более полувека продолжалась пастырская деятельность владыки Антония. Наибольшую пользу Церкви он принёс именно в период пребывания на Черниговской кафедре. Здесь архиерей столкнулся приблизительно с теми же проблемами, что за 300 лет до него стояли перед Лазарем Барановичем. И если Л.Баранович принял черниговскую епархию после хозяйничания на наших землях татар, литовцев и поляков, то владыка Антоний возглавил Черниговскую епархию в 1973 г., во времена господства идеологии безбожного атеизма в Стране советов. За 30 лет его неутомимой деятельности в епархии открылось почти три сотни (!) новых приходов, в том числе открыты Троицкий кафедральний и древний Спасо-Преображенский соборы, училище регентов и псаломщиков, возрождено и построено девять монастырей, множество новых храмов. В августе 1984 г. трудами владыки Антония и его паствы были возвращены верующим мощи святителя Феодосия Углицкого. В июле 1993 г. состоялось прославление, а в августе того же года обретение мощей прп. Лаврентия Черниговского.
Труды пастыря во благо Церкви были по достоинству оценены многими наградами, среди которых - орден преподобного Сергия Радонежского II степени, орден великого князя Владимира II степени, орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени, орден Марии Магдалины (Польская Православная Церковь), многие ордена других православных церквей.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что владыке Антонию за его усердие в итоге был пожалован сан митрополита. Другой вопрос, что Черниговская митрополичья кафедра, как и почти тысячелетие назад, во времена князя Святослава Ярославича, была титулярной, то есть митрополией только по названию, так как в подчинении Черниговского митрополита не находились какие-либо епископы. Согласно разысканиям В.Шапова, существование таких митрополичьих кафедр только по титулу, а не по правам и функциям, предполагает 12 правило IV вселенского Халкидонского собора и его толкования: «если епископы были удостоены титула митрополита из-за их добродетели или из-за чести города, то пусть именуются митрополитами».
Таким образом, в ХІ и на рубеже ХХ-ХХІ вв. существовали черниговские митрополиты, но не было настоящей, полноценной Черниговской митрополии. Свой единственный реальный шанс состояться она имела в ХVII столетии, но необходимые для этого условия так и не сложились.
Владыка же Антоний (Вакарик) почил о Господе 15 июля 2003 года, и был похоронен напротив центрального входа в Троицкий кафедральный собор – храм, который задумывался как резиденция черниговских митрополитов, и где 30 лет совершал архиерейское служение последний черниговский митрополит. Пока последний…
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.