Владимир Мономах строил в Чернигове храмы и терема
Владимир Мономах
Сын византийской принцессы
После создания первым черниговским князем Мстиславом Владимировичем Спасо-Преображенского собора в 30-х годах ХІ столетия, каменное строительство в городе не велось почти полвека, и было возобновлено только при Владимире Мономахе. Примерно в 1080-е гг. в Чернигове возводится небольшой четырехстолпный храм, который, вместе с тем, не имел аналогов во всем древнерусском зодчестве. Его остатки были обнаружены археологами в северо-восточном углу Детинца, в районе нынешнего долгостроя на Валу. Необычность этой церкви была в том, что ее пол на 1,5 м. оказался ниже уровня древней дневной поверхности, что вместе с другими особенностями указывало на то, этот храм имел подклет-усыпальницу. Но поскольку храмы с подклетами в домонгольской Руси до этого не встречались, непосредственными образцами для черниговской усыпальницы, как считают исследователи, могли служить столичные византийские церкви. А поскольку Владимир Мономах был сыном византийской принцессы и приходился родным внуком императору Константину Мономаху, он вполне мог пригласить в Чернигов для строительства храма артель-мастеров из Константинополя. Об этом свидетельствует и типичная для столицы Византии «смешанная» кладка стен храма или opus mixtum, когда ряды плоского византийского кирпича – плинфы чередуются с толстыми рядами розоватого цемяночного раствора и крупными камнями-булыжниками (подобным образом выложены и стены Спасского собора).
Спасский собор. Слева - башня на месте крещальни 11 века
Где-то здесь находился храм-усыпальница
Вероятно, этими же византийскими зодчими было возведено еще одно здание для Владимира Всеволодовича - двухэтажный двухкамерный княжеский терем, остатки которого были обнаружены во время послевоенных ремонтно-реставрационных работ в северной части Борисоглебского собора под плитами первозданного пола храма. Первый этаж терема имел хозяйственное предназначение, второй же был жилым. По строительной технике (смешанная кладка) и размерам плинфы исследователи датируют эту постройку 70-80-ми годами XI в.
По другой версии, раскопанное под Борисоглебским собором здание является остатками небольшого храма, а именно северо-западной частью часовни, построенной Владимиром Мономахом. Об этом говорят и ориетация фундаментов, точно совпадающая с оринтацией современного собора – с запада на восток, небольшие размеры помещений, вполне достаточных для небольшой церкви и слишком маленьких для княжеского терема, остатки фресковой росписи. Скорее всего этот терем или храм сгорел, так как на его кирпичной кладке были обнаружены следы пожара. Впоследствии остатки маленькой княжеской дворцовой церкви Мономаха были снесены и на расчищенной строительной площадке Давыд Святославич построил около 1123 г. ныне существующий Борисоглебский собор.
Борисоглебский собор
Остатки терема под Борисоглебским собором
Где находился Красный терем?
Еще одна постройка Владимиром Мономахом была заложена на «Красном» княжеском дворе, про который князь упоминает в своем знаменитом «Поучении», рассказывая про встречу с отцом Всеволодом Ярославичем и двоюродным братом Олегом Святославичем. Там, между нынешними Спасским и Борисоглебским соборами Мономахом был построен еще один, на этот раз трехэтажный однокамерный княжеский терем, размерами 7,5х7,5 м. Он находился на том месте, где ныне стоит водосвятная церковная беседка, сооруженная в начале ХХ столетия. По всей видимости, это и был тот самый «однокамерный терем», про который упоминается в летописи как про «красный терем». И не в нем ли появился на свет будущий основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий? Ведь согласно «Истории Российской» В.Татищева, Юрий Владимирович родился в 1090 г., а ведь именно в это время его отец Владимир Мономах княжил в Чернигове! И хотя нынешние историки не очень-то склонны доверять своему коллеге, жившему в ХVIII столетии, все они признают - Татищев в своих трудах использовал сведения из летописей, не дошедших до нашего времени.
Внутри терем был украшен фресковой росписью, а пол выложен поливными керамическими плитками черного и желтого цветов. Однако главным в этом дворце было то, что при его строительстве впервые на Руси была применена «равнослойная» или «порядовая» кирпичная кладка, которая с этого времени станет основным типом кладки во всем древнерусском зодчестве домонгольской эпохи! Также впервые в архитектуре Руси в украшении фасадов здания был применен арочный фриз (аркатурный пояс). Эти детали, как считают исследователи, заимствованы из арсенала западноевропейской архитектуры и относятся к ломбардской школе романского стиля. Их использование в черниговских памятниках связано с появлением в Чернигове при Мономахе строителей из Северной Италии. Впоследствии романские мотивы станут не только визитной карточкой черниговского зодчества (Борисоглебский и Успенский соборы, Ильинская церковь), но и получат широкое распостранение в архитектуре других городов Руси – Киева и Канева, Владимира (на Волыни)и Смоленска.
Здесь стоял Красный терем
Макеты теремов 11 века. Слева-Красный терем
После ухода Мономаха из Чернигова и Любечского съезда князей (1097 г.) хозяином Красного терема и всего Черниговского княжества стал князь Давыд Святославич. Существует интересное предположение, что князь Давыд окончил свой земной путь именно в стенах этого терема (1123). Старинная легенда повествует о том, что когда тяжело больной Давыд Святославич лежал в своем княжеском тереме на смертном одре, в окно терема влетел белый голубь и сел на грудь умирающего. А когда князь испустил дух, голубь улетел, надо полагать, забрав с собой на небо и душу князя Давыда. При этом голубь не вылетел обратно в окно, а покинул помещение чудесным образом - через свод, поскольку в это время «расседеся верх теремцю». В качестве подтверждения описываемых в легенде событий приводят выявленные археологами трещины в фундаментах и стенах сооружения.
И уж не тот ли это Красный терем, из окна которого выбросилась и разбилась о землю княгиня Домникия, не пожелавшая живой отдаться на поругание монголо-татарам, захватившим Чернигов в 1239 г.? Правда, согласно этой же легенде, терем княгини был частью Спасо-Преображенского собора - за него даже иногда принимают левую, северо-западную башню храма. Но ведь и Красный терем Мономаха располагался совсем недалеко от собора Спаса, составляя с ним единый архитектурный ансамбль Красного княжеского двора.
Кто построил Ильинскую церковь?
Вероятно, этими же романскими мастерами по заказу Мономаха была возведена и юго-западная пристройка к Спасо-Преображенскому собору – небольшая церквушка-крещальня, остатки которой были обнаружены археологами под основанием круглой башни, возведенной в конце ХVIII в. Она представляла собой маленький храмик, выложенный в технике равнослойной кирпичной кладки, что сближает ее с Красным теремом Мономаха.
Как считает исследователь древнерусской архитектуры О.Иоаннисян, Владимиром Мономахом могла быть построена и Ильинская церковь при пещерном монастыре на Болдиных горах. Во-первых, ее стены также выложены в технике равнослойной кирпичной кладки, а под куполом проходил «романский» арочный поясок, что вместе с другими архитектурными особенностями косвенно свидетельствует о возведении храма все той же строительной артелью, что была причастна к созданию Красного терема и крещальни Спасского собора.
Во-вторых, изначально Ильинская церковь была небольшим однокупольным храмом, без внутренних опорных столбов, по своему типу очень близкая к малым бесстолпным храмам Переяслава 1090-1100-х гг. А ведь оба этих престола тогда как раз и занимал Владимир Мономах! И даже если Ильинская церковь была возведена уже после его ухода из Чернигова в Переяслав (1094 г.), строительная артель, услугами которой он пользовался, могла остаться в Чернигове и продолжать там работать, развивая дальше традиции, заложенные при Владимире Мономахе. А поскольку переяславские храмы не дошли до нашего времени, черниговская Ильинская церковь на сегодняшний день является единственным сохранившимся бесстолпным храмом Киевской Руси.
Ильинская церковь
***
Казалось-бы, за свою бурную строительную деятельность Владимир Мономах должен был заслужить любовь и признание потомков, то есть нас, черниговцев, ведь никто из местных князей не построил в городе больше, чем он. Но не тут-то было! Хотя Владимир Всеволодович за свои заслуги перед Русью и входит в число самых уважаемых древнерусских князей, наряду с Владимиром Великим и Ярославом Мудрым, о нем вы не прочитаете в книге «Князі Чернігівські», никто особо не одержим идеей поставить ему в Чернигове памятник или назвать улицу в его честь.
Этому есть и объективные причины. К сожалению, большинство из приписываемых Мономаху сооружений древнего Чернигова не сохранились до нашего времени - они унесли с собой в небытие и память о своем создателе. Да и в летописях нет упоминаний о строительной деятельности Мономаха в Чернигове, поэтому разные исследователи датируют эти постройки по-разному, и не все специалисты беззаговорочно считают их детищами Мономаха. Ну а самая важная причина «равнодушия», и даже враждебности черниговских историков и краеведов по отношению к Мономаху состоит пожалуй в том, что этот князь не принадлежал к династии чернигово-северских князей Святославичей и, фактически, был узурпатором черниговского княжеского стола, лишив престола его законных обладателей – потомков Святослава Ярославича. Поэтому сейчас общепринятым считатся мнение, что Владимир Мономах в Чернигове «не оставил после себя доброй памяти». Но скорее не он сам, а время не оставило памяти о нем, не пощадив его черниговских построек…
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.