Воспитание детей, или Кто крайний?
Вторник, 4 Сентября 2012 20:44 | Просмотров: 2531
Воспитание детей, или Кто крайний?
Безответственное отношение многих родителей к воспитанию своих отпрысков в последние два десятилетия превратилось в грустную тенденцию. Взрослые всё чаще стараются переложить функции семьи на ближайших родственников и школу. Результаты социологических исследований показывают, что на воспитание ребёнка влияют (в процентном отношении): семья - 50, СМИ - 30, школа - 10, улица - 10. Мы также попробовали разобраться, кто и в какой мере ответственен за воспитание подрастающего поколения.
Семья «в углу»
Испокон веков семья считалась главным институтом социализации. И то, что ребёнок в детские годы в ней приобретает, он сохраняет в течение всей последующей жизни, так как фундамент личности ребёнка закладывается до шести лет. Так что к поступлению в школу он как личность уже сформировался более чем наполовину! В советское время активно совершались попытки нивелировать главенствующую роль семьи в процессе воспитания ребёнка и переложить эту обязанность на плечи общества. На сегодняшний день, когда социум во многом способен оказать пагубное воздействие на несформировавшуюся личность, стоит задача создать ребёнку благоприятные условия для воспитания в семье.
Именно на родителях (а в случае их отсутствия - на опекунах) лежит юридическая ответственность за своих чад. Об этом гласит и Конституция Украины (статья 52), и Кодекс Украины о семье и браке (статьи 61, 80).
К сожалению, многие взрослые игнорируют свои прямые обязанности по воспитанию детей. Причины на то разные: социальные болезни (алкоголизм и наркомания), загруженность на работе, неполные семьи и просто безответственное отношение к своим обязанностям. Впрочем, семья как часть микросоциума является зеркальным отражением общества. У некоторых родителей существует убеждение: отдав ребёнка в школу, можно расслабиться. Теперь вопросами его обучения, воспитания и развития будет заниматься учебное заведение. А меж тем педагоги убеждены: эффективная формула воспитания подрастающего поколения заключается во взаимодействии семьи, школы и общественных институтов воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения - дело всех взрослых!
Пожалуй, вторым по своей важности институтом социализации является школа. Одиннадцать лет своей жизни ребёнок проводит в учебном заведении и, если семья, образно выражаясь, закладывает фундамент личности, то школа возводит на нём стены. И все же какие функции по воспитанию подрастающего поколения возложены на общеобразовательные учебные заведения? С этим вопросом мы и обратились к
Владимиру Куприяненко, начальнику управления образования Черниговского городского совета.
-Нельзя расценивать школу, как единственный путь к «храму знаний», и все функциональные задачи семьи, общества, окружения ребёнка перекладывать на учебное заведение. Обязанности школы в воспитании подрастающего поко-ления ограничены - это воспитание трудовое, патриотическое, эстетическое, физическое, нравственное... Мы стараемся занять школьников и во внеурочное время. Для этого в школе работают спортивные секции, ведётся кружковая работа, привлекаем ребят и их родителей к городским мероприятиям. За последние несколько лет мы возродили такие спортивные соревнования, как «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Зарница» и проч. Многогранны функции школы, работа сложная и многое делается. И, в отличие от обучения, результаты воспитания могут проявиться только через несколько лет. Кроме этого, систему обучения и воспитания нужно рассматривать в комплексе.
Многие взрослые сетуют, что школа не выполняет возложенные на неё обязательства. Действительно, далеко не все учителя добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей, но есть и приятные исключения. И, к счастью, таких примеров немало.
Помимо воспитания детей, школе приходится заниматься и воспитанием их родителей. Но если взрослые не занимаются своими чадами, то они, как правило, не ходят на родительские собрания, не реагируют на замечания в дневнике ребёнка, на пропуски уроков, игнорируют просьбы посетить учебное заведение. Школа как общественный институт должна реагировать на подобные ситуации. Но какими рычагами воздействия на родителей она наделена?
По словам начальника управления образования, школа может воздействовать на родителей только общественными мерами.
- Мы активно стараемся развивать сотрудничество с родителями: родительские комитеты класса, учебного заведения, совет школы, - рассказывает Владимир Петрович. - Кроме этого, есть совет профилактики - общественный орган при управлении образования, куда входят представители криминальной милиции, отдела по делам семьи и молодежи, прокуратуры, службы по делам детей. Конечно, хотелось, чтоб и криминальная милиция больше работала в направлении профилактики. В школе есть ребята «группы риска» и им необходимо оказывать своевременную помощь, а нам часто приходится работать уже с последствиями.
В свою очередь православная церковь, ставящая семейные традиции во главе угла, старается вносить и свою лепту в воспитание детей и их родителей. Например, при черниговском храме-центре «Всех святых Черниговских» есть воскресная школа, кружки творческого и спортивного направления. Довольно часто проводятся мероприятия, в которых вместе с детьми принимают участие и взрослые. К слову, в православной церкви есть отдельная должность уполномоченного по правам детей.
Работу с семьями, в основном, просветительского характера, проводят и общественные организации. В минувшем учебном году несколько общественных организаций города, объединив свои усилия, организовали «Родительскую школу». Несколько раз в месяц специалисты проводили лекции и консультации для родителей на различную тематику. В определенной степени инициатива имела свой резонанс. Как правило, такие мероприятия посещают те, кто и так интересуется вопросами воспитания своих чад. А в большинстве своем взрослые люди довольно инертны и тяжелы на подъём.
Когда общественное порицание не действует
Как показывает практика, если общественные меры воздействия не принесли желаемого результата, за помощью обращаются в криминальную милицию по делам детей. Согласно ч. 1 ст. 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях, уклонение родителей или лиц, их заменяющих, от выполнения предусмотренных законодательством
обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей влечёт предупреждение или наложение штрафа от одного до трёх необлагаемых минимумов доходов граждан (необлагаемый минимум - 17 грн.). По данным отделения криминальной милиции по делам детей УМВД Украины в. Черниговской области, за первое полугодие 2012 года по Чернигову было составлено 90 административных протоколов. В случае, если суд выносит решение оштрафовать нерадивых родителей, в основном они отделываются 51 грн. Вряд ли этим напугаешь. Не так давно Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за выполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Согласно законопроекту, предполагается наложение штрафа от 5 до 10 необлагаемых минимумов дохода граждан (85-170 грн.). Повторные действия могут потянуть на наложение штрафа от 10 до 15 необлагаемых минимумов (от 170 до 255 грн.) или на общественные работы на срок от 30 до 50 часов. При этом совершение детьми противоправных или преступных действий также влечет за собой штраф, налагаемый на родите
лей, - это 20-30 минимумов доходов граждан и общественные работы на 40-60 часов.
К слову, до конца 2012 года планируется реформировать криминальную милицию по делам детей. Планируется расформировать действующие сейчас подразделения криминальной милиции по делам несовершеннолетних и создать на их базе ювенальную милицию, занимающуюся только профилактикой детских правонарушений. В каждом городском и районном отделе внутренних дел будет создано подразделение ювенальной милиции, состоящее из трех специалистов — инспектора по профилактике правонарушений, который будет работать с детьми в школах и кризисных семьях, инспектора по работе с правонарушителями и детского психолога.
Безусловно, родители должны ощущать ответственность за полноценное воспитание, развитие и содержание своих детей. Поэтому меры по
увеличению штрафов, думаю, будут правильными. Но хотелось бы напомнить: воспитание подрастающего поколения - процесс комплексный. Семья - первый и самый главный институт социализации, но в то же время она - просто зеркальное отражение тех событий, которые происходят в обществе!
Галина Сачивец, «Любимая черниговская газета», №27 (057) от 27.08.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.