Черниговская ТЭЦ. А был ли взрыв?
Вторник, 17 Июля 2012 11:38 | Просмотров: 6558
Черниговская ТЭЦ. А был ли взрыв?
Буквально через неделю после того, как 26 июня на сессии черниговского горсовета была принята стратегическая программа развития Черниговской ТЭЦ, появилась публикация Виктора Ткаченко из еженедельника «Гарт» (№27) под названием
«Взрыв на ТЭЦ – миф или реальность?». Даже знакомые и малознакомые люди стали спрашивать при встрече о проблемах ТЭЦ. Тема усиления выбросов сажи в атмосферу из труб теплоэлектроцентрали, после статьи в «Гарте» получила новый толчок для обсуждения… Поэтому, без комментариев от руководства ТЭЦ, мы просто не могли не рассказать о том, что же происходит там на самом деле…
Связавшись с
генеральным директором фирмы «ТехНова» Александром Корчинским, мы через два часа начали беседу на злободневную тему. Мы, конечно, прекрасно понимали, что никакой радиации от «взрыва» быть не может. Но все же кто-то должен был дать официальный комментарий тому, что происходит на ТЭЦ, а также объяснить природу слухов. Ведь, как известно, дыма без огня не бывает!
– Статья, которую написали, называется «Взрыв на ТЭЦ – миф или реальность?». То есть человек, который писал статью, на 50% все же допускал, что это миф, – заявил Александр Корчинский. – Скажу так: это не миф, а, скорее, чье-то больное воображение! Или какой-то злой умысел… Это могут придумывать те, кому выгодно дестабилизировать ситуацию, посеять в головах людей какие-то неправильные мысли относительно безопасности станции. Никаких взрывов не было! Кроме одной бабушки взрывов никто не слышал... Наверное, самым большим любителям слухов нужно напомнить песню Владимира Высоцкого: «Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам…». Слухи на то и слухи, чтобы питать мысли людей, которым нечем заняться, – резюмировал директор «ТехНовы».
– А как же с черной пылью на огурцах, которые произрастают на огородах около ТЭЦ и о которой писал в газете журналист?
– Относительно того, что находится вблизи ТЭЦ. Действительно, люди, которые там живут, живут в санитарной зоне теплоэлектроцентрали. И в советские времена, когда они там начинали строить свое жилье, им никто никаких разрешений на это не давал! Насколько мне известно, эти строения и сейчас не узаконены, следовательно, не имеют права там находиться.
С точки зрения выбросов и их количества. Количество соответствует существующим у нас в стране санитарным и экологическим нормам. Более того, мы за это платим. Есть определенные формы расчета экологических штрафов и в год эта сумма более 10 миллионов гривен.
– В последнее время многие жители Чернигова замечают специфический дым из труб станции. Его, например, хорошо видно с Вала. Раньше такого не было. Это нормальная ситуация?
– По поводу «специфического дыма». Действительно, в этом году мы чистим газоходы, которые обслуживаются по мере засорения раз в 5-7 лет. В этом году как раз срок чистки и подошел. «Лишний дым», который виден, это как раз следствие того, что мы проводим очистительные работы без остановки оборудования. Мы не можем оставить город на целое лето без горячей воды. В настоящее время этого дыма уже практически нет. Но возможны периоды, когда он еще будет появляться. До начала отопительного сезона эта ситуация уйдет однозначно.
Если стоит дым, это означает, что предприятие работает! Сегодня мы подаем горячую воду в дома города, в том числе и тем, чьи квартиры отапливает «Облтеплокоммунэнерго». Поскольку мы используем уголь и газ, то дым из наших труб сильнее, чем например, у киевских ТЭЦ №5 или №6, которые работают исключительно на газу.
Какой уголь мы используем? Часто задают и этот вопрос, говоря о «сильном дыме» из труб. Мы используем хороший уголь с калорийностью, выше, чем паспортные характеристики оборудования.
Что касается выбросов в атмосферу. Одной из характеристик угля является зольность. Она измеряется в процентах. Это та составляющая угля, которая по определению не может сгореть. Если мы говорим, что у нас зольность угля 19-21% (при норме до 25%) это означает то, что такая процентная составляющая угля просто не может сгореть, и отходы выходят через те две трубы, которые видно с Вала, или путем водяного удаления золы и шлаков на золоотвалы.
– Можно ли избавиться от этих выбросов вообще?
– Избавиться можно, но для этого опять нужно перейти с угля на газ. Или установить на каждый котел дорогостоящие фильтрующие устройства, стоимостью в десятки миллионов евро. И в том и в другом случае, тарифы на тепло серьезно возрастут. От этого пострадают бюджетные и все остальные предприятия города в районе обслуживания ТЭЦ. Поскольку сегодня для населения тарифы на тепло датируются государством, из госбюджета придется выделять значительно больше средств на компенсацию разницы в тарифах. То есть сегодня от угля мы уйти не можем!
Кроме того, наверное, все слышали, что ТЭЦ недавно отмечала свое 50-летие. Это говорит о том, что все оборудование станции – устарело. А денег на его замену нет!
– Фирма «ТехНова» взяла на себя обязательства оплатить проект реконструкции ТЭЦ. Что уже сделано в этом направлении?
– Та задача, которую нам поставили руководство области и города в отношении перспектив развития ТЭЦ, предусматривает создание рабочего проекта строительства нового энергоблока, который будет работать по совершено другой технологии – технологии циркуляционно-кипящего слоя (ЦКС). Эта технология, кроме других преимуществ отвечает самым жестким европейским требованиям по экологии. Когда этот новый энергоблок будет построен, он поможет забыть экологические проблемы Чернигова, связанные с работой ТЭЦ.
26 июня сессия горсовета утвердила программу перспективного развития ТЭЦ, согласно которой с 2013 года начинается разработка проекта нового блока станции. На это уйдет два года. К 2015 году проект нового блока будет готов и можно начинать строительство.
– И все же, что сегодня делать тем людям, которые поселились под стенами ТЭЦ в то время, когда она работала на газу, и выбросов практически не было, а сегодня, когда оборудование работает на угле, люди задыхаются от пыли?
– Ну, это вопрос не ко мне. Там – закрытая зона и там жить было нельзя с самого начала еще с советских времен. Конечно, можно закрыть станцию, но давайте спросим у той части населения города, которые не живет в санитарной зоне, и круглый год получает от ТЭЦ тепло и горячую воду:
«Согласны ли они закрыть ТЭЦ, оставив половину города без тепла в обмен на то, что люди, поселившиеся в санитарной зоне, не будут страдать от выбросов продуктов горения угля на их огурцы?». Ответ, я думаю, очевиден…
– На днях министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк давал «разгон» руководителям теплогенерирующих предприятий. Черниговская ТЭЦ в «черный» список не попала. Тем не менее, как обстоят дела с подготовкой к зиме?
– Подготовку к отопительному сезону мы начали еще в феврале месяце с выводом в ремонт одного из котлов. Если говорить об энергетическом оборудовании, то подготовка выполнена более чем на 50%. По тепловым сетям – подготовка выполнена более чем на 60%. После отопительного сезона провели гидравлические испытания систем. Сейчас, по результатам этих испытаний проводим ремонтные работы. После их окончания опять проведем испытания сетей, уже перед началом отопительного сезона.
Наверное, вы еще спросите и о топливе. Это немаловажный вопрос. Станция до сих пор работает и на угле и на газе. Уголь сейчас активно завозим. Я думаю, что к началу отопительного сезона у нас будет 3-4 месячный запас.
– Одной из острых тем, которые поднимались в Мнрегионбуде, была тема долгов. У вас долги есть?
– По последним данным город нам должен около 23 млн. грн. Это суммарно по предприятиям и населению. Из этой суммы текущая задолженность в пределах 12-14 млн. грн. За газ должны и мы. Наш долг – в пределах разницы в тарифах. Разница в тарифах, это разница между себестоимостью тепла и тарифами, по которым платит население. Она покрывается государством.
– Насколько регулярно население Чернигова платит за тепло?
– Нужно отметить, что жители нашего города платят за тепло довольно хорошо. В среднем – 97-98 % оплат. И за это мы им благодарны. Ведь часть денег, которые поступают от населения, идет на подготовку оборудования к новому отопительному сезону. А, учитывая возраст станции, мы все понимаем, что средства на ремонты постоянно необходимы!
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.