GOROD.cn.ua

Дизельный супертяж от борзнянского изобретателя

 

Скорость, свобода передвижения и возможность езды по бездорожью — основные преимущества двухколесных транспортных средств с мотором.



А если еще и расход топлива минимальный, то это, можно сказать, настоящий карт-бланш! Сегодня мы расскажем вам о просто-таки нереальном «двухколесном звере» — четырехцилиндровом дизельном (!) мотоцикле, который по собственным чертежам и своими руками сделал наш земляк — 59-летний борзнянец Иван Олифир. Гарантируем: такого вы точно еще не видели!


«ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЕСТЬ ДИЗЕЛЬНЫЕ МОТЦИКЛЫ ВСЕХ КЛАССОВ»

Постоянные читатели «Гарта» с Иваном Борисовичем уже хорошо знакомы (конечно заочно!), потому что мы писали о нем не раз. И поводы каждый раз были впечатляющие — дизельные ГАЗ-69, МТ-11 «Днепр», «Ява-350Д», «Таврия», «Волга» ГАЗ-21, «Волга» ГАЗ-3105 и в конце концов «Минск С-125». Аналогов в Украине не найти!

— К дизелю я отношусь как к бюджетному силовому агрегату; который позволяет существенно сэкономить, — говорит изобретатель. — Поэтому идея установки дизельных двигателей на машины и мотоциклы настолько тесно и переплелась с моей жизнью. Последняя же разработка - четырехцилиндровый дизельный круизер — завершила мою коллекцию мотоциклов с дизельными двигателями. Теперь у меня есть дизельные мотоциклы всех классов!

Первым мотоциклом с дизельным двигателем, который появился в гараже Ивана Олифира, стал «Тайк» — в ходовую МТ-11 «Днепр»

Иван Борисович установил чешский одноцилиндровый двухтактный дизельный двигатель прямого впрыскивания. И хотя двухтактные двигатели отличаются повышенным расходом топлива, обновленный МТ стал вдвое экономичнее — на 100 километров он тратит 2.4 литра дизтоплива (карбюраторный — до 8 литров бензина).

Потом была чешская «Ява-350Д». На нее изобретатель установил одноцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель прямого впрыска СН-6Д (кстати, произведенный на заводе в городе Токмак Запорожской области!). Правда, чтобы он прижился, пришлось реконструировать механизм — поставить коробку передач, маятник, карданную передачу с мостом и задним колесом от МТ-10. Зато теперь этот мотоцикл среднего класса на 100 километров расходует всего 1.5 литра дизтоплива. А это в три раза меньше расходов на бензин обычного двигателя «Явы»!

Следующим объектом для экспериментов стал «Минск С-125». На него, как и на «Яву», Иван Олифир решил установить одноцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель прямого впрыскивания. База мотоцикла осталась той же — сцепление, генератор со штатным электрооборудованием. Главную передачу и коробку переключения передач изобретатель не менял, как и расстояние между колесами. А вот верхнюю часть родного двигателя снял и вместо нее установил дизельный КМ-170. Коленчатый вал бензинового двигателя заменил на обычный прямой. Части заводского двигателя и КМ-170 соединил клиноременной передачей и прикрыл защитным кожухом. Выхлопное колено от дизеля соединил с основным глушителем эластичной гофрой. Топливный бак переместил на багажник в кофр, а спереди оставил псевдобак. Таким образом, внешний вид мотоцикла почти не изменился, зато он стал более экономичным — на 100 километров расходует около 0,9 литра дизельного топлива (карбюраторный — 3,5 - 4 литра бензина).



И вот дошла очередь до последней модели — самой сложной, но и самой интересной — супертяжелого мотоцикла-круизера. Два года упорной работы — и Иван Олифир выезжает на обкатку двухколесного супертяжа!

КОНКУРЕНТ «ТРИУМФА» И «КАВАСАКИ»

Вес — 360 килограммов, скорость — до 160 километров в час, расход топлива — 3-3,5 литра дизтоплива на 100 километров. По своим параметрам круизер Ивана Олифира имеет существенные преимущества перед импортными собратьями

— «Триумфом» и «Кавасаки», которые потребляют дорогой высокооктановый бензин.

— Эта идея вызревала очень давно, потому что су-лертяж - единственный мотоцикл, которого не было в моей дизельной коллекции. Я просчитывал все до мелочей, ведь без этого никак. Если не понимаешь, что у тебя должно получиться в конце, лучше за дело и не браться. Не без того, что в процессе многое пришлось поменять, отойти от первоначального плана, но общая концепция осталась неизменной. Поэтому за основу для своего кру-изера я взял ют же МТ-11 «Днепр», но, конечно же, пришлось делать вставки. Рама здесь расширенная, база под двигатель изменена, есть переходная плита между двигателем и коробкой, — показывает предмет своей гордости мастер. — Маховик МТ встроен в маховик немецкого V-образного дизеля 4KVD-8/8 воздушного охлаждения, коробка передач ускоренная (на первой передаче - первая, на второй - третья, на третьей — передаточное число 1,0, на четвертой - 0,77;, главная передача тоже. На жаргоне технарей это «десятка», которая быстроходнее стандарта на 30-32%. Правда, подходящий двигатель все-таки пришлось поискать. Ну и, конечно же, модернизировать. Его я решил, так сказать, облегчить. Тяжелую центрифугу заменил итальянским масляным фильтром, стартер взял редукторный. Генератор остался родной. Клиноременная передача сделана на привод генератора. Еще из дюраля я сделал шкив на коленчатый вал. Варилось все эю аргонным аппаратом. Топливный бак я переместил назад в кофр — так немного сместил центр тяжести. А топливный насос накрыл фальш баком. Кстати, вещью достаточно редкой — так называемой «капелькой» от легендарного М-72.

Еще при первом взгляде на круизер Ивана Олифи-ра мы обратили внимание, что на этом фальшбаке гордо красуется надпись: «Дизель». Откуда?.

— Логотип я разработал сам, — объясняет Иван Борисович. — А еще по аналогии с известным МАЗ-200 по бокам добавил изображения зубров, символизирующие большую мощность. — И смеется: — Чтобы сразу все былопонятно!



ЛЕТИТ, КАК ПТИЦА

Все дизельные аппараты Ивана Олифира — легальны. На каждый у него есть разрешение. Его дизельный круизер пока проходит обкатку. Но уже в ближайшем будущем изобретатель планирует осуществить на нем какую-то длительную поездку, например в столицу.

— Но это не значит, что все уже в идеале. Совершенствовать всегда есть что, — говорит Иван Борисович. — Мотоцикл очень мощный, но, по-моему, ему не хватает скорости. Золотое правило механики: выигрываешь на силе — проигрываешь на расстоянии. Поэтому надо ту силу, которая в нем есть, превратить в скорость. Над этим я сейчас и работаю. Ну и в ближайшей перспективе хочу заменить руль. Для такой машины хочется чего-то более серьезного. А там посмотрим... Каждое свое изобретение я постоянно совершенствую. В процессе пользования время от времени нахожу какие-то недостатки (я их называю«детские болезни»), которые нужно •лечить».

Испытали новый мотоцикл Ивана Олифира и мы. Что туг сказать? Большая скорость, ветер в лицо, ощущение свободы — этот транспорт точно для настоящих романтиков! И (что, наверное, самое главное!) на нем совсем не ощущаются недостатки наших дорог — над всеми выбоинами и ямами он пролетает плавно, будто птица. Так что свою следующую встречу с борзнянским изобретателем мы хотим назначить уже тогда, когда он примет участие в каком-то масштабном мотопробеге, тем более что приглашали его на такие мероприятия не раз.

— Не в том я возрасте, — смеется Иван Борисович. — Хотя кто знает...

«Гарт» №42 (3054) от 14 октября 2021, Екатерина Дроздова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Борзна, Олифир, изобретатель, мотоцикл