6 ноября 47-летняя Наталья Дубовик, пострадавшая от большого черниговского дождя 30 июня, жительница улицы Селюка, пришла в Черниговраду с распоряжением Кабмина от 31 октября. Там сказано: «Уряд виділив кошти на ліквідацію наслідків надзвичайної ситуації, що склалася у м. Чернігові влітку. Зокрема, Чернігівській обласній державній адміністрації з резервного фонду державного бюджету буде виділено 16 млн грн для проведення аварійно-відновних робіт.
Нагадаємо, що 30 червня 2018 р. внаслідок інтенсивних опадів у м. Чернігові сталася надзвичайна ситуація, було підтоплено близько 100 приватних домоволодінь на 20 вулицях міста».
Вместе с Натальей было еще 25 пострадавших с улицы Селюка и улицы Декабристов.
— Спасибо всем за помощь и заботу, но жить нам негде. Наши дома, затопленные дождевой водой, так и стоят без ремонта. Там сырость, плесень и грибок. А идет зима, — обратилась Наталья к 49-нетнему Владиславу Атрошенко, городскому голове Чернигова. — Мы честно платим налоги, а зарплат, чтобы отстроить свое жилье, не хватает. Деньги, которые выделило правительство, вот у меня распоряжение Кабмина в руках, попадут людям или нет? В тексте не указано, что эти деньги должны пойти на коммунальные учреждения, больницы, садики.
Пострадавшие пришли в Черниговраду на еженедельную общегородскую планерку. Их беспрепятственно пропустили в зал заседаний. И разговор начался почти сразу.
— Что с деньгами? — обратился Атрошенко к 54-летнему Геннадию Годуну, начальнику отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны населения. — Деньги пришли?
— На сегодняшний день — нет. Есть только распоряжение. Нужно подготовить перечень документов с проделанной работой, — сказал Годун.
— Хочу сказать, единственный депутат, который пытался помочь и что-то делал, — это Ляшко. Пиар не пиар, не знаю, — обратился к присутствующим мэр. — Он пытался добиться этих денег. Годун не сказал, что физические лица не вошли в эти 16 миллионов. Деньги выделены только на юридические лица. Пусть остальные депутаты приедут и дадут еще по 16 миллионов. Я всем депутатам говорил: «Всем, кто даст реальные деньги на помощь, лично поставлю флаг с его политической силой или его фамилией».
Черниговрада всем пострадавшим выплатила по пять тысяч гривен финансовой помощи. По три тысячи гривен из этой суммы жильцы потратили на проведение оценки поврежденного имущества. Сумма составила 58 миллионов 346 тысяч 493 гривны. По жилым домохозяйствам насчитали — 31 миллион 354 тысячи 14 гривен. На восстановление сети уличного освещения — 10 тысяч 978 гривен. По объектам коммунальной собственности
— 23 миллиона 307 тысяч 251 гривну. На восстановление зеленых зон, насаждений, кладбища «Яцево» — 186 тысяч 460 гривен. Укрепление склонов в исторически-культурной зоне города — 45 тысяч гривен. Ликвидация последствий уличнодорожной сети — 424 тысячи 200 гривен. На восстановление системы водоотвода — 3 миллиона гривен. Расход на откачку воды — 17 тысяч 590 гривен.
Из 58 миллионов дали 16.
— Я не понимаю, какая аргументация государства не компенсировать ущерб людям, которые платят налоги, — прокомментировал Атрошенко.— По документам, которые пришли на областную администрацию, деньги будут выделяться на управление образования и на восстановительные работы в многоэтажных домах. Чтобы все понимали, за этими деньгами будет миллион проверок. Каждая копейка будет прописана, на что ушла. Чтобы вы не думали, что эти деньги были направлены для вас, физических лиц, а мы их «смыкнули» себе.
— Можно ли поменять целевое назначение денег? — спросила Дубовик.
— Теоретически можно все, — ответил Атрошенко. — Но если мы сейчас обратимся с таким вопросом, можем ничего не получить совсем. А если мы не используем эти деньги до конца этого года, то они уйдут назад. Лена, я правильно понимаю?
— До 26 декабря, — уточнила 40-летняя Елена Лысенко, начальник управления финансов.
— Где гарантии, что нас не затопит в следующем году? — хором спросили жители улиц Селюка и Декабристов.
— Нет никаких гарантий, — сказал Владислав Анатольевич. — Землю, где была стоянка, мы забрали, вернули городу. Но это дело не одного дня. Нужно пройти ряд процедур. Трубу в районе Савчука прорвало, работы шли целое лето. Только проведение тендера занимает 45 суток.
— Дождей нет, а вся вода идет к нам и сегодня. Откуда?
— Мы прочистили все. Вы видели, как идут работы, — ответил 43-летний Руслан Волок, начальник коммунального предприятия «АТП-2528». — Вы хотите сказать, что плохо вычищено?
— Да, — в один голос ответили люди.
— Мы фирму нанимали? Договор подписывали? Деньги за это платили? Нужно проверить работу. Если сделано некачественно, пусть приезжают, исправляют, — подытожил мэр.
* * *
— Почему 16 миллионов не для людей, дома которых пострадали? Кто принимал такое решение? — спросила у 55-летней Елены Мотрусь, главного специалиста Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
— Так прописано в бюджетном кодексе, что государственные деньги нельзя направить на компенсацию для частного сектора, — ответила Елена Самойловна. — Спрашивайте у местной власти.
Валентина Едомаха с улицы Селюка говорит, что пострадавшие так это не оставят:
— Мы не сдаемся! Пишем Президенту, Премьеру, звоним телеканалам.
Юлия Семенец, «Весть» №45 (825) от 8 ноября 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.